РБК Компании

Типичные ошибки при работе с электронной подписью и как их избежать

Практические советы по предотвращению распространенных ошибок
Типичные ошибки при работе с электронной подписью и как их избежать
Источник изображения: Freepik.com
Тимур Алексеев
Тимур Алексеев
Коммерческий директор Sign.Me

Эксперт в области внедрения электронной подписи в бизнес-процессы

Подробнее про эксперта

Ошибки случаются даже у опытных пользователей — это нормально. При работе с электронной подписью важно соблюдать базовые правила цифровой безопасности. Мы подготовили обзор самых распространенных ошибок, которые допускают пользователи при работе с ЭП, чтобы помочь вам избежать проблем и обеспечить надежную защиту документов.

Если вы только погружаетесь в тему электронной подписи, наша статья поможет вам разобраться во всех видах ЭП и станет хорошим стартом. А для тех, кто уже в теме, расскажем, какие ошибки могут встретиться при работе с электронной подписью и как их не допустить.

Ошибка №1: использование ненадежных решений без криптографии

Экономия на безопасности может привести к серьезным последствиям. Некоторые организации выбирают простую электронную подпись (ПЭП) из-за ее доступности и низкой стоимости, забывая о надежности. ПЭП не использует криптографию и не гарантирует неизменность документа в одностороннем порядке после подписания.

Компания может столкнуться с рисками, когда дело доходит до судебных разбирательств или назначается проверка контролирующими государственными органами, и именно в этот момент документ из формального приобретает статус крайне важного. Клиент может заявить, что он подписывал другую редакцию документа, и условия договора были изменены после подписания. При использовании ПЭП компании будет сложно предоставить суду необходимые доказательства целостности документа и подтвердить принадлежность подписи владельцу.

Для документооборота мы рекомендуем использовать усиленные виды ЭП, защищенные криптографией. Усиленная электронная подпись гарантирует неизменность и подлинность документов после подписания.

Ошибка №2: передача носителя электронной подписи третьим лицам

Носитель электронной подписи — это хранилище, в котором содержится цифровая информация, необходимая для подписания документа. Некоторые думают, что электронная подпись — это только USB-токен генерального директора, но на самом деле широко распространены и такие решения для подписания бизнеса с физлицами, как мобильное приложение или облачное хранилище в случае с УНЭП.

Никогда не передавайте доступ к носителю электронной подписи третьим лицам и даже близким, они могут по неосторожности или незнанию содействовать мошенникам. Если вы гендиректор, не передавайте свой токен даже самым доверенным сотрудникам. Используйте МЧД (машиночитаемая доверенность), указывающую на сотрудника, который обладает правом подписи от имени компании помимо генерального директора.

Ошибка №3: игнорирование сроков действия сертификатов ЭП

У сертификатов электронной подписи есть срок действия, обычно он составляет 12 или 15 месяцев — зависит от правил удостоверяющего центра. Когда срок истекает, подписывать документы уже нельзя, и сертификат нужно перевыпустить. Если вы забудете перевыпустить сертификат электронной подписи перед окончанием срока его действия, то рискуете пропустить дедлайны по подписанию документов, потерять возможность сдавать электронную отчетность, получить штрафы за несвоевременное предоставление документов и затянуть процесс заключения важных контрактов.

Обязательно следите за сроками действия сертификата ЭП и заранее оставляйте заявку на перевыпуск истекающего сертификата. Даже такой строго регламентированный вид подписи, как УКЭП, можно перевыпустить по действующему сертификату без повторного прохождения идентификации личности.

Ошибка №4: удаление мобильного приложения, смена носителя электронной подписи

Если вы используете мобильную ЭП, не рекомендуем удалять приложение со смартфона. Удаление мобильного приложения или смена носителя ЭП приведет к потере доступа к электронной подписи (это требование ФСБ), временной невозможности заверения документов и необходимости выпуска нового сертификата. Всегда следуйте правилам использования сервиса ЭП.

Ошибка №5: слабый пароль

Знакомы пароли 123456 или qwerty? Если вы до сих пор используете что-то подобное для защиты своей электронной подписи — стоп! Такой пароль злоумышленник взломает за считанные секунды.

Создайте надежный пароль как минимум из 10 символов, используя большие и маленькие буквы, цифры. Не используйте вашу дату рождения, имя и фамилию, последовательность комбинаций цифр и букв.

Ошибка №6: нарушение регламента по идентификации пользователей

Разные виды электронной подписи по закону могут выпускаться разными способами. ПЭП или УНЭП можно выпустить онлайн, а УКЭП — только после прохождения очной идентификации личности представителем или доверенным лицом удостоверяющего центра, аккредитованного Минцифры. Некорректное проведение процедуры идентификации пользователей при выпуске электронной подписи создает риски для безопасности документооборота и признания подписи недействительной. Например, если вы выпускаете УКЭП, а вам предлагают провести идентификацию личности в мессенджере или через видеозвонок — это незаконно.

Выбирайте надежные сервисы электронной подписи, соблюдающие законодательство.

Ошибка №7: невнимательная проверка документов с электронной подписью

Тщательная проверка любых документов перед подписанием — обязательное условие гарантии того, что ваши интересы будут соблюдены. Пренебрежение этим правилом может привести к негативным последствиям. В первую очередь это касается подписания некорректных или измененных документов, что влечет за собой юридические риски. Кроме того, это может привести к финансовым потерям, например к заключению невыгодных сделок и к репутационным рискам — потере доверия партнеров. Также пользователь может понести административную или даже уголовную ответственность в случае серьезных нарушений договорных обязательств.

Всегда внимательно изучайте каждый документ перед тем, как поставить свою подпись.

Ошибка №8: не отозвали ЭП у уволенного сотрудника

Когда уволенный сотрудник сохраняет доступ к электронной подписи (ЭП) и машиночитаемой доверенности (МЧД), это может привести к неправомерному подписанию документов от имени компании, заключению несанкционированных сделок, выводу активов и денежных средств и утечке конфиденциальной информации.

Сразу аннулируйте МЧД у всех подписантов, которые покидают компанию.

Ошибка №9: отсутствие четких правил использования электронной подписи в компании

Отсутствие четких правил использования электронной подписи создает риски неправомерного использования ЭП, передачи ее третьим лицам и подписания некорректных документов неуполномоченными лицами. Это может замедлить заключение сделок, привести к их недействительности и штрафам.

Перед переходом на электронный документооборот необходимо обучить сотрудников, разработать регламент с четкими правилами использования ЭП и проверять их соблюдение.

Грамотное использование электронной подписи — это ключ к безопасному и эффективному документообороту. Следуйте нашим рекомендациям и помните, что электронная подпись — надежный и безопасный инструмент для оптимизации процессов и развития вашего бизнеса.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Данные взяты из открытых источников
Редактировать контакты
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия