Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Когда ФНС видит больше, чем вы думаете

ФНС усилила контроль над бизнесом. Адвокат Дмитрий Клинков рассказывает, когда инспекция может прийти с проверкой и как не усугубить ситуацию
Когда ФНС видит больше, чем вы думаете
Источник изображения: Shutterstok.com
Дмитрий Клинков
Дмитрий Клинков
Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Клинков, Пахомов и Партнеры» (KP&Partners) — адвокат по уголовным делам

Адвокат по уголовным делам, юридическая практика с 2007 года. Опыт работы руководителя в следственных органах МВД России. Имеет оправдательный приговор по делу «совершенно секретно»

Подробнее про эксперта

В 2025 году налоговая служба может провести проверку бизнеса при наличии объективных причин. 

Например:

  • Резкое снижение налоговых отчислений. Если компания раньше исправно платила налоги, а затем ее платежи внезапно снизились, это может вызвать подозрение.
  • Регулярная работа с «проблемными» контрагентами. Если бизнес сотрудничает с компаниями, которые замечены в неуплате налогов, ликвидированы или попали в «черные списки» ФНС, то налоговая может проверить и его.
  • Частые изменения юридических данных. Постоянная смена генерального директора, массовая перерегистрация бизнеса, перевод сотрудников в аутсорс — все это вызывает подозрения у налоговиков.
  • Сигналы от банков или других органов, в том числе Русфинмониторинга. Банки активно передают данные в ФНС, если видят странные транзакции: регулярные крупные переводы между связанными компаниями, вывод денег на счета физических лиц, резкие всплески и падения оборотов.
  • Жалобы сотрудников или конкурентов. Налоговая инспекция может отреагировать на жалобы работников, уволенных без выплаты зарплаты, или конкурентов, подозревающих нечестные методы работы.

Основания для проведения выездной налоговой проверки указаны в приказе ФНС России №ММ-3-06/333 от 30.05.2007. 

Внеплановые проверки бизнеса могут проводиться только по согласованию с прокуратурой. Про случаи внеплановых проверок говорится в ч. 1 ст. 66 закона от 31.07.2020 №248-ФЗ.

Полномочия налоговой службы, закрепленные в Налоговом кодексе РФ:

  • собирать с налогоплательщиков документы для расчета и уплаты сборов;
  • проверять деятельность фирм и компаний в части начисления и уплаты налогов;
  • изымать документы налогоплательщика в ходе проверок, если есть подозрения в фальсификации бумаг или других махинациях;
  •  вызывать плательщиков в налоговую инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам;
  • арестовывать имущество и счета, приостанавливать операции по ним;
  • осматривать любое имущество налогоплательщика, которое помогает ему извлекать выгоду;
  • самостоятельно рассчитывать суммы налогов к уплате;
  • требовать устранения любых нарушений в уплате;
  • штрафовать, взыскивать недоимки и пени;
  • требовать в банках документы об уплате налогов любыми плательщиками;
  • привлекать к своей работе сторонних экспертов, специалистов и переводчиков;
  • вызывать любых свидетелей, чьи показания могут помочь с начислением и уплатой налогов.
  • направлять материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

В некоторых случаях, права и полномочия налоговой при проверках бизнеса, ограничены:

  • запрещено проверять один и тот же период по одинаковым платежам более одного раза (есть исключения);
  • нельзя проверять одну и ту же компанию или ИП больше двух раз в год;
  • нельзя искать нарушения, которые не указаны в решении о назначении проверки в качестве ее предмета;
  • нельзя проверять деятельность компании или ИП за период больше трех лет, предшествующих году, в котором вынесли решение о проведении проверки.

Если бизнес не согласен с результатами проверки, он может их оспорить, для этого нужно в течение месяца после выдачи акта направить в налоговую письменное возражение и готовиться к судебным тяжбам.

Многие руководители Обществ на первоначальных стадиях проверки или расследования уголовного дела, думают, что проблемы нет и поэтому пускают все на самотек, или, стараются решить проблему самостоятельно. При этом, руководители Обществ могут своими действиями «нажить» себе другие проблемы в виде таких статей УК РФ как дача взятки или коммерческий подкуп. Часто непонимание проблемы приводит к тому, что руководителей, учредителей и бухгалтеров на основании ходатайства органов предварительного следствия помещают в следственные изоляторы. При таких условиях спасти себя и свой бизнес уже практически невозможно.

В моей практике, в 2024 году был случай, когда у крупной строительной компании на объекте произошла чрезвычайная ситуация — падение работника с высоты и получение тяжелых травм. Пытаясь уладить данную ситуацию, генеральный директор совершил дачу взятки должностному лицу, то есть совершил тяжкое и особо тяжкое преступление. Входе осуществления мною защиты, на стадии предварительного следствия удалось прекратить эпизод дачи взятки, в суде предприниматель был осужден к штрафу, хотя прокурор в прениях просил назначить наказание в виде 3 лет лишения свободы со штрафом.(дело №01-0349/2024, Пресненский районный суд г. Москвы). В последующем по моему ходатайству суд снял судимость с предпринимателя досрочно.

Виды следственных и оперативных мероприятий, проводимы проверяющими, их виды и различия:

Остановлюсь на более часто проводимых мероприятиях, с которыми сталкивается бизнес при проверках, в том числе в рамках уже возбужденных уголовных дел:

Обыск в офисе компании (ст. 182 УПК РФ) — возможен исключительно при расследовании уже возбужденного уголовного дела, так как это является следственным действием. На стадии доследственной проверки обыски в офисах не проводятся, но сотрудники полиции могут проводить следующие мероприятия: осмотр места происшествия (ст. 176 УПК РФ), исследование помещений (ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности").​Разница между данными действиями есть, в том числе в реализации своих прав проверяющими.

До возбуждения уголовного дела сотрудники ГУЭБиПК могут проводить в отношении бизнеса, например, такие мероприятия, перечислю основные и самые распространенные:

  • Осмотр места происшествия.
  • Осмотр помещений.
  • Выемка документов и серверов.
  • Опросы сотрудников.

В рамках возбужденного уголовного дела сотрудники ГУЭБиПК МВД России могут проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия  по письменному поручению следователя. Перечислю некоторые и основные:

  • допрашивать свидетелей (потерпевших);
  • обследовать помещения, здания и сооружения;
  • досматривать участки местности и транспортные средства;
  • прослушивать телефонные переговоры;
  • снимать информацию с технических каналов связи;
  • проводить выемки и обыска, как в помещениях бизнеса, так и по местам жительства сотрудников.

Права проверяющих из ГУЭБиПК МВД России, в рамках проводимой проверки в порядке ст. 144 УПК РФ и в рамках возбужденного уголовного дела, регламентируются Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ «О полиции», УПК РФ и другими нормативно-правовыми актами РФ, ведомственными приказами и распоряжениями.

​Самая сложная стадия из вышеперечисленного — это конечно же обыск в офисе организации. Данное следственное действие, проводится только в рамках возбужденного уголовного дела (как и допросы сотрудников) и как правило, сопровождается изъятием имущества фирмы (мобильных телефонов сотрудников, техники, печатей, бухгалтерской  кадровой документации, денежных средств и прочее). Иногда окончание обыска заканчивается задержанием ее представителей и доставлением в следственные органы для допросов, иногда с последующими задержаниями в порядке ст. 91 УПК РФ.

При обыске в помещении бизнеса рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • Убедиться, что пришли действительно правоохранители. Нужно попросить их предъявить удостоверения и ознакомиться с постановлением об обыске. В документе должно быть указано, в рамках какого уголовного дела проводится обыск, кем именно он санкционирован, и по какому адресу.
  • Проверить наименование и адрес организации. Если они не совпадают с реальными, нужно настоять на том, чтобы запись об этом была внесена в протокол. В дальнейшем это может стать основанием для оспаривания действий правоохранителей и результатов обыска.
  • Потребовать, чтобы обыск производился с участием адвоката.
  • Фиксировать все происходящее вокруг, требовать занесения в протокол обыска. По завершении обыска нужно ознакомиться с протоколом.
  • Следить за действиями сотрудников правоохранительных органов. Не оставлять их без присмотра и не допускать ситуации, когда обыск проводится несколькими оперативниками без присутствия и контроля.
  • В случае изъятия каких-либо вещей или ценностей настаивать на том, чтобы все действия были четко зафиксированы в протоколе обыска. Это касается особенно изъятия электронных носителей информации, которые должны изыматься с участием специалиста в данной области.

Необходимо отметить, что согласно ст. 182 УПК РФ, при производстве обыска в помещении, должен присутствовать сотрудник юридического лица, либо собственник помещения. Который и вписывается в протокол обыска как участвующее лицо. Именно на данного сотрудника возлагается обязанность проверить правильность составления протокола, соответствие вписанному в него — фактически изъятому, написание замечаний и подписание данного протокола с последующим получением его копии. Если при обыске участвует адвокат, то это уже проще — так как последний так же является участвующим лицом и обладает такими же полномочиями и непременно все отследит и отметит замечания.

​Более мягким следственным действием является осмотр места происшествия, но необходимо отметить, что данное следственное действие может проводиться как до, так и после возбуждения уголовного дела — проводится он в том случае, если в офисе было совершенно преступление. Данное следственное действие — может, сопровождается изъятиям и следов преступления, под данное понятие, по мнению правоохранительных органов, может попасть все что угодно и в дальнейшем продеться обжаловать их незаконные действия.

Основные права и обязанности сотрудников полиции при осмотре места происшествия:

  • Производить осмотр места происшествия. Цель — фиксировать обстоятельства, которые важны для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии. 
  • Составлять протокол осмотра места происшествия по результатам осмотра. 
  • Изымать предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу или содержать следы преступления. При этом в протоколе осмотра указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов. 
  • Требовать от граждан покинуть место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств происшествия и других целей. 

Осмотр места происшествия, как правило, проводится с участием двух понятых или под фото или видео-фиксацию. До начала осмотра сотрудник полиции разъясняет им права и обязанности. Понятым запрещено покидать место осмотра до его окончания. 

Выемка — это изъятие у лица, из учреждения, организации определенных предметов и документов, значимых для уголовного дела. При этом их предварительный принудительный поиск не производится, поскольку известны объект изъятия и место его нахождения, то есть в постановлении должно быть конкретизировано, что подлежит изъятию и откуда. Выемка может быть добровольной или принудительной. 

Основанием для проведения выемки является постановление следователя или дознавателя, а в случае выемки в жилище — судебное решение. Выемка может проводиться до возбуждения уголовного дела и в рамках уже возбужденного.  

Основания и порядок производства выемки регламентированы статьей 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. 

​Обследование помещений — это оперативно-розыскное мероприятие, которое может проводится как в рамках возбужденного уголовного дела, так и в рамках до следственной проверки, представляет собой осмотр офиса фирмы, склада, гаража, жилого помещения или автотранспорта. Цель обследования — обнаружить следы преступления и выяснить особенности помещения (наличие и расположение комнат, скрытых помещений, входов и выходов, мест для хранения имущества и др.). Данное ОРМ проводится гласно согласно ФЗ «Об ОРД», регламентируется так же ст. 176 УПК РФ и Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2014 года №199. 

Основные права сотрудников полиции при обследовании помещений:

  • опрашивать сотрудников компании;
  • осматривать документы и предметы, находящиеся в офисе компании;
  • использовать видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства;
  • изымать предметы и документы, в том числе электронные носители информации.

При обследовании помещений сотрудники полиции не вправе:

  • вскрывать двери, замки, сейфы;
  • изымать личные вещи сотрудников компании, содержащие сведения о частной жизни и личную корреспонденцию;
  • запрещать сотрудникам компании покидать офис, общаться друг с другом или иными лицами.

Отмечу, что обследование жилого помещения может быть проведено только на основании судебного решения, так как это мероприятие ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища. 

​Налоговый осмотр помещений проводится должностными лицами налогового органа, в рамках проводимых проверок до возбуждения уголовного дела,в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки. Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты, в том числе адвокат. 

Ст. 92 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок проведения осмотра помещений налогоплательщика. 

Основные права налоговых сотрудников при осмотре помещений:

  • Осмотр в рамках выездной налоговой проверки. Представители ФНС могут осматривать территории и помещения компании-налогоплательщика с целью обнаружения важных обстоятельств. Они лишаются этого права, если проверка приостановлена или в ее рамках проводятся дополнительные мероприятия.
  • Осмотр при камеральной налоговой проверке. Он возможен по результатам подачи декларации о налоге на добавленную стоимость, если в ней указана сумма на возмещение или имеются несоответствия. Для проведения осмотра нужно постановление инспектора, которое должно быть утверждено руководителем ФНС или его заместителем.
  • Осмотр вне проверок. Представители Федеральной налоговой службы могут осматривать документы и предметы компании-налогоплательщика, если они были получены во время осуществления налогового контроля или налогоплательщик разрешил их осмотреть сам. Осмотр помещений и территорий в этом случае не допускается.

Некоторыми особенностями проведения налогового осмотра помещений, являются:

  • Доступ в жилые помещения. Он возможен лишь при согласии проживающих в них лиц, наличии решения суда о проведении осмотра или существовании закона, в котором прописана такая возможность.
  • Представители налоговой могут осматривать любые предметы и документацию, которые, по их мнению, могут помочь в определении достоверности налоговой базы при расчете обязательных платежей.
  • Время осмотра. Обычно он проводится в рабочее время предприятия-налогоплательщика. Однако оспорить в суде результаты осмотра, который был проведен в другое время, не получится.

При осмотре должны присутствовать как минимум двое понятых, представители организации и привлеченные инспекцией независимые специалисты. Во время осмотра налоговые инспекторы могут вести фото- и видеосъемку, снимать копии с документов или производить иные необходимые действия. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 2, офис 39
Телефон
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия