РБК Компании

Малые закупки в 2025 году: новые правила и грядущие изменения

Вместе с Руководителем управления по развитию Торгового портала.Маркет Виктором Несякиным разбираемся, какие нововведения вступили в силу и чего ждать
Малые закупки в 2025 году: новые правила и грядущие изменения
Источник изображения: Freepik.com
Виктор Несякин
Виктор Несякин
Руководитель управления по развитию продукта Торговый портал.Маркет

Эксперт в сфере цифровой трансформации коммерческого и государственного снабжения, координатор проектов с адаптацией нормативных требований в области закупок малого объема и интеграционных решений.

Подробнее про эксперта

Процедура малых закупок продолжает развиваться: появляются новые требования к национальному режиму и цифровизации, государственные контроль и поддержка становятся системными и прозрачными.

Вместе с Руководителем управления по развитию и сопровождению Торгового портала.Маркет Виктором Несякиным разбираемся, какие нововведения вступили в силу, чего ждать в ближайшем будущем и как адаптироваться к новым правилам.

Что такое малые закупки?

Закупки малого объема — это заказ товаров, работ и услуг на небольшие суммы по упрощенной процедуре. В зависимости от типа заказчика, их регулируют 44-ФЗ (госзаказ) и 223-ФЗ (закупки коммерческих организаций и госкомпаний).

Сумма малых закупок по 44-ФЗ составляет до 600 тыс. ₽ с годовым ограничением до 2 млн ₽ или до 10% всех закупок заказчика, но не более 50 млн ₽

По 223-ФЗ лимиты определяются внутренними положениями, но обычно составляют 100–500 тыс. ₽

Еще несколько лет назад такие закупки требовали значительных ресурсов: заказчик вручную анализировал рынок, готовил обоснование выбора поставщика, вел бумажный документооборот. Цифровизация упростила процедуру: закупки перешли в электронные магазины при ЭТП и на самостоятельные площадки. Появились и дополнительные возможности: ч.12 ст. 93 44-ФЗ, например, ввела понятие «закупки с полки» — с лимитом до 5 млн ₽ и годовым ограничением 100 млн ₽.

Возможность закупок с полки — одно из ключевых преимуществ закупок малого объема. Кроме того, заказчики и поставщики ценят их за скорость и относительно простой документооборот. Но чтобы получить от закупок малого объема максимум, важно следить за изменениями в правовом поле и работе электронных магазинов.

2025 год: главные изменения. Усиление национального режима — приоритет российским и евразийским товарам

С 1 января 2025 года вступили в силу положения Федерального закона № 318-ФЗ (от 08.08.2024) и постановление Правительства № 1875 (от 23.12.2024):

  • Российские товары, работы, услуги были приравнены к иностранным, кроме случаев, установленных Правительством Российской Федерации, допускающих закупку товаров, работ, услуг только происходящих из стран участниц ЕАЭС.

    Для проверки страны происхождения товаров заказчик применяет профильные реестры — Реестр российской промышленной продукции и Евразийский реестр промышленных товаров, где поставщики могут регистрировать производимую продукцию, в том числе из стран Евразийского экономического союза, и получать равные с российскими товарами условия в закупках, в которых применяются меры национального режима.

  • Вступил в силу запрет на закупку иностранных товаров, происходящих не из стран — участниц ЕАЭС, если код ОКПД 2 есть в перечне постановления № 1875.

    В перечень запрещенных к закупке иностранных товаров и услуг добавлены медицинские изделия, ИТ-оборудование, стройматериалы и некоторые другие позиции (приложение 1 к постановлению № 1875).

  • Вступило в силу ограничение по правилу «второй лишний»: если заказчик получает хотя бы одну задекларированную заявку от отечественного поставщика, иностранные заявки не рассматриваются или отклоняются.

    В перечне товаров, на закупку которых распространяется ограничение, содержится более 460 позиций (приложение 2 к постановлению № 1875).

  • Появилось 15-процентное преимущество — преференция для российских и евразийских поставщиков: предложения участников в закупках сравнивают с иностранными за вычетом 15% от общей цены предложения (заявки), но заключают контракт по полной стоимости.

    Преимущество применяется для позиций, коды ОКПД 2 которых отсутствуют в приложениях 1 и 2 к постановлению № 1875.

Важно! Заказчик может не применять запрет или ограничение, если закупка попадает под одно из условий-исключений, указанных в п. 5 и 6 постановления № 1875.

Цифровизация закупок

Закупки малого объема планируется полностью перевести в цифру до 2027 года. В частности:

  • Вести публикацию сведений по всем типам закупок в ЕИС

    С 2025 года установлен постепенный переход на цифровые контракты по всем малым закупкам. С января участникам закупок доступно право заключать контракты с единственным поставщиком в цифровом формате в ЕИС по всем основаниям ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, кроме пунктов 4, 5, 23, 42, 44, 46. А с апреля использование цифрового контракта в сделках с единственным поставщиком стало обязательным по основаниям п. 2, 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. По остальным основаниям ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а с 1 июля 2026 года и по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 функциональность доступна как право.

  • Отобрать информационные системы для закупок малого объема по аналогии с существующими федеральными площадками для государственных и муниципальных закупок

    Извещение по малой закупке будет формироваться в ЕИС и далее автоматически направляться отобранным информационным системам для закупок малого объема с целью получения лучших предложений от поставщиков.

  • Создать единый каталог товаров (ЕККТ)

    Каталог поможет стандартизировать номенклатуру, устранить разночтения в технических заданиях и повысить прозрачность закупок. Запуск ЕККТ запланирован на декабрь 2025 года, пока каталог тестируется в пилотных регионах.

  • Настроить автоматический подбор поставщиков

    Отобранные для проведения малых закупок площадки будут самостоятельно формировать подборку из 3 лучших предложений и направлять их заказчику в ЕИС, а также давать поставщикам до 24 часов на улучшение и доработку заявок с учетом требований, установленных заказчиком в извещении 

  • Сократить бумажный документооборот — перейти на цифровые контракты

    С 2026 года малые закупки (за редким исключением) будут оформляться только в цифровом виде.

  • Унифицировать размер и порядок взимания платы с участников малых закупок

Что изменится в будущем

Некоторые изменения в процедуре закупок еще не прошли все этапы согласования, но активно обсуждаются в деловой и государственной среде.

Среди них:

  • Отмена обеспечения для малых закупок
  • Признание закупок с полки конкурентными процедурами
  • Выбор органа, ответственного за ЕККТ и интеграцию каталога с информационными системами
  • Упрощение взаимодействия со странами ЕАЭС

Как изменения повлияют на заказчиков и поставщиков?

Поставщикам важно:

  • Зарегистрироваться в ЕРУЗ и проверить актуальность ЭП, МЧД
  • Регистрировать товары в реестрах Минпромторга и ЕАЭС
  • Указывать в заявках реестровые номера, страну происхождения товара, в некоторых случаях — уровень локализации. Если данные не подтверждены, заявка автоматически считается иностранной
  • Следить за новыми требованиями в электронных магазинах
  • Участвовать в пилотах ЕККТ для адаптации к будущим изменениям
  • Пройти обучение по работе с цифровыми контрактами в ЕИС

А вот несколько советов для заказчиков:

  • Проверять коды ОКПД 2 перед закупкой на совпадение с нормами постановления № 1875.
  • Указывать применяемые меры по национальному режиму в документации к закупкам.
  • Использовать электронные магазины с полной интеграцией в ЕИС.

Что в итоге?

2025 год — время поддержки российских производителей и полной цифровизации малых закупок.

Заказчикам стоит внимательно проверять коды ОКПД 2 и переходить на электронные площадки с интеграцией с ГИСП и ЕИС, а поставщикам — активно регистрировать товары в реестрах Минпромторга и ЕАЭС, следить за новыми требованиями ЭТП, участвовать в пилотных проектах ЕККТ.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия