Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Когда ИП — не сотрудник: как налогоплательщик отстоял законность договора

Рассмотрим, в чем суть спора и какие ключевые аргументы помогли защитить свою позицию
Когда ИП — не сотрудник: как налогоплательщик отстоял законность договора
Источник изображения: Unsplash.com
Виктор Иваницкий
Виктор Иваницкий
Партнёр АКГ «Капитал»

Эксперт с опытом 25 лет в сфере налогообложения, аудита, консалтинга, досудебной и судебной защиты по спорам с ИФНС. Кандидат экономических наук, магистр права, аттестованный аудитор.

Подробнее про эксперта

В мае 2025 года Арбитражный суд Волго-Вятского округа поставил точку в споре между налогоплательщиком и ФНС по поводу начисления страховых взносов на выплаты индивидуальному предпринимателю, исполнявшему функции единоличного исполнительного органа. Суд встал на сторону налогоплательщика, подтвердив: наличие договора управления с ИП — это не автоматическое основание для доначислений и обвинений в подмене трудовых отношений.

Суть конфликта

Налогоплательщик заключил договор управления с ИП П.С.С., который стал единственным участником и управляющим организацией с 2013 года. До этого функции директора исполнял наемный сотрудник.

По итогам камеральной проверки за 2022 год налоговая инспекция посчитала, что между ООО и ИП фактически сложились трудовые отношения. На этом основании ФНС доначислила страховые взносы, НДФЛ и выставила штраф в размере 40% за якобы умышленное искажение отчетности (по ст. 122 НК РФ).

В апелляции налоговая добилась отмены положительного для общества решения первой инстанции, но арбитражный суд округа отменил постановление апелляции и оставил в силе выводы первой инстанции — в пользу налогоплательщика.

Позиция налогового органа

ФНС обосновала свою позицию следующими аргументами:

  • управляющий ИП исполнял те же функции, что и прежний директор, то есть единоличного исполнительного органа;
  • условия договора управления совпадали с условиями прежнего трудового договора;
  • в реальности сложились признаки трудовых отношений — систематичность, подчинение правилам, фиксированная оплата.

Налоговая ссылалась на стандартную позицию: если внешний управляющий фактически работает в компании, то его доходы приравниваются к оплате труда, с которых должны удерживаться взносы и НДФЛ.

Что помогло выиграть спор

Суд округа не согласился с доводами ФНС, опираясь на конкретные факты, подтверждающие независимый характер отношений между обществом и управляющим ИП. В решении указано:

  • Смена модели бизнеса. С 2013 года основной деятельностью ООО стала сдача в аренду недвижимости, а не торговля. Все работники, связанные с торговлей, были уволены. Таким образом, организация фактически перестроила свою деятельность.
  • Характер договора управления. В договоре не устанавливались трудовые условия: не было режима рабочего времени, графика, фиксированного рабочего места или обязанности соблюдать внутренний трудовой распорядок.
  • Никаких гарантий по ТК. Управляющий не получал отпускных, больничных, компенсаций — все, что полагается по трудовому договору. Учет рабочего времени не велся.
  • Оплата зависела от выручки. Управляющий получал 90% от поступлений, но не менее 37 000 рублей в месяц. Такой механизм оплаты характерен для гражданско-правовых отношений, а не для фиксированной зарплаты.
  • Отсутствие признаков подчинения. У управляющего не было рабочего места в офисе компании, он не пользовался ее оргтехникой и трудился параллельно в двух других компаниях в статусе наемного сотрудника. Это лишний раз подтверждает отсутствие зависимости от одного работодателя.
  • Законная структура управления. Статья 40 ФЗ-14 прямо предусматривает возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему. Сходство полномочий управляющего и директора обусловлено законом, а не желанием обойти налогообложение.

Почему это решение важно

Это дело — еще одно напоминание, что договор управления с ИП — это законная альтернатива найму, если форма и содержание отношений соответствуют гражданско-правовой природе. Налоговые органы все чаще пытаются переквалифицировать такие договоры в трудовые, особенно если управляющий — учредитель.

Однако, как показывает практика, если:

  • нет признаков подчиненности,
  • управляющий действует самостоятельно и на свой риск,
  • отсутствуют атрибуты трудового найма (график, отпуск, внутренние регламенты),
  • и предусмотрена оплата по результату деятельности, то позиция налогоплательщика может быть успешно защищена.

Вывод

Суды вновь подтверждают: не форма документа, а фактическое содержание отношений имеет решающее значение. Управляющий — это не обязательно сотрудник. ИП вправе исполнять функции единоличного исполнительного органа, если выполняются ключевые условия гражданско-правовых договоров.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Контакты

Адрес
Екатеринбург, БК «Деловой квартал», ул. Сибирский тракт, 12, корпус 1, оф. 504
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия