Экологическая отчетность: структура, требования, периодичность и контроль
Составление эко-отчетности и своевременная ее подача в контрольные органы — важная часть экологического регулирования. Типы, формы, сроки — все в этой статье

Основатель фeдepaльной гидpoгeoлoгической компaнии Аpтeзия. С 2014 годa успешно реализoвaно бoлеe 640 прoeктoв oт Рoсатoмa дo Pоскoсмoca и oт Кaлинингpада до Kамчaтки.
Экологическая отчетность — это комплекс документов, которые предприятия и ИП обязаны с заданной периодичностью предоставлять государственным органам. Главная цель — подтверждение соблюдения действующего законодательства по защите окружающей среды и минимизации негативного воздействия на нее.
Сдавать экологическую отчетность обязаны все компании, которые могут нанести не только прямой, но и косвенный урон природе и экологии. В нормативно-правовой документации такой ущерб носит название негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Степень этого воздействия является определяющей для разделения объектов НВОС на четыре категории — от особо опасных до тех, которые могут нанести лишь минимальное воздействие.
Зачем необходима экологическая отчетность
Правовая база для создания экологической отчетности в нашей стране была сформулирована еще на рубеже столетий. Главными документами и сегодня являются три закона тех лет. Это Федеральные законы № 7-ФЗ «О защите окружающей среды» от 10 января 2002 года, и № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который вступил в силу еще раньше — 30 июня 1998 года. А также закон 96-ФЗ «О защите атмосферного воздуха от 4 мая 1999 года. За прошедшую четверть века основные законы многократно изменялись и дополнялись. Они также обросли массой дополнительных постановлений, указов и иных актов. Растут ставки экологического сбора и — обращаем на это особое внимание — размеры штрафов за нарушение требований по экологии. В том числе и в отчетной документации.
Зачем все это, спросите вы? В XXI веке «документы ради документов», особенно в экологической плоскости, не практикуются. Каждый отчет — это посильный и обязательный вклад бизнеса в учет человеческого влияния на качество жизни и экологическое благополучие региона, страны и планеты в целом.
Разумеется, это вклад и в минимизацию этих воздействий. Ведь комплексность, объективность и прозрачность данных помогает создать эффективную базу для принятия управленческих решений в сфере экологической безопасности. В том числе и стратегических, общегосударственного масштаба. Отчетность включает данные о выбросах, сбросах, образовании отходов, использовании ресурсов и мерах по снижению экологического ущерба. Она служит инструментом для оценки эффективности природоохранной деятельности и формирования экологической политики.
Кроме того, экологические сборы — это прямое поступление целевых средств, которые направляются на решение множества природоохранных задач. Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, откроем Закон о защите окружающей среды на пункте 1 статьи 16.6 в последней редакции от 26.03.2022 года. Здесь прямо указано, что оплата за НВОС расходуется исключительно на «выявление объектов накопленного вреда и (или) организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде <…>. А в случае их отсутствия — на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности».
Каждый рубль в экологической казне любого уровня — это целевые средства, которые вкладываются в наше с вами будущее. И это реально так — не на словах, а на деле.

Субъекты, обязанные предоставлять экологическую отчетность
Если говорить общими категориями без конкретики, обязанность сдавать отчетность этого вида возложена на каждое юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, чья деятельность связана со следующими факторами:
- выбросами загрязняющих веществ в атмосферу;
- сбросами в водные объекты;
- обращением с отходами I–IV классов опасности;
- использованием природных ресурсов (лес, вода, недра).
Структура экологической отчетности в настоящее время достаточно сложна. А для человека непосвященного она и вовсе — непонятна и запутана. Сложность заключается во всем — буквально. Разные объекты имеют разные категории НВОС. В соответствии с этим отличаются типы, объемы данных и периодичность отчетности. Одни предприятия работают в рамках комплексного экологического разрешения (КЭР). Для других базовым документом является декларация негативного воздействия на окружающую среду (ДНВОС).
Типы отходов, выбросов и сбросов, упаковки и производимой продукции также разные — следовательно, отличаются и отчетные формы. Наконец, экологическая отчетность пока очень далека от системы «одно окно». В качестве контролирующих органов в зависимости от конкретики также выступают различные государственные органы.
С учетом того, что до 60 процентов малых и средних предприятий России не имеют в штате инженера-эколога, не удивительно, что львиная часть работы по составлению и подаче экологической отчетности в РФ ложится на плечи профильных экспертных организаций. Федеральные компании, осуществляющие комплексное сопровождение процессов недропользования и экологического контроля, обеспечивают высокое качество и кратчайшие сроки выполнения работ. Это позволяет получить максимальную выгоду от сотрудничества и компенсировать оплату услуг за счет более эффективного распределения внутренних ресурсов на решение других задач бизнеса.
Список документов, которые составляют экологическую отчетность, также велик. Причем некоторые процессы — например, записи в журналах водозабора и сброса по формам 1.1-1.6 — должны осуществляться каждый день. Другая документация заполняется один раз в квартал. Третья подается один раз в год, но содержит массу вводных. Давайте рассмотрим основные виды отчетов в сфере экологии.
Главные формы экологической отчетности
Ниже представлен далеко не полный список документов, которые относятся к экологической отчетности. Начнем с ежегодных. Первый в списке по дате сдачи (не позднее 5 января) — мониторинг состояния недр. Он включает в себя комплексные сведения об использовании недр, результаты химических анализов, сведения о ходе эксплуатации, проведенном ремонте, геофизических исследованиях. Далее следует отметить такие документы, как:
- Форма 4-ЛС (скважина). До 20 января необходимо предоставить данные о выполнении условий недропользования в отношении питьевых и технических вод, добываемых из скважин — отчет предоставляется отдельно по каждому участку недр.
- В этот же срок подается информация о соблюдении условий недропользования при добыче твердых ископаемых по форме 2-ЛС (годовая).
- Отчет по форме 2-ПТ (водхоз). Срок сдачи — до 22 января. Подается в территориальный отдел Росводресурсов по месту нахождения объекта. Документ содержит сведения о пользовании водой согласно Приказу Росстата №445 от 02 октября 2024 года.
- Отчет по форме 2-ПТ (воздух). Срок — также до 22 января, подается в Росприроднадзор по месту учета загрязняющего объекта. Документ должен содержать сведения об охране атмосферного воздуха. Обязателен для субъектов хозяйствования с объемами разрешенных выбросов по объектам НВОС более 10 тонн или 5-10 тонн, если речь идет про выбросы, содержащие вещества I и II класса опасности.
- Форма 2-ОС — обязательна для предприятий, осуществляющих водопользование с лицензией либо без нее (п. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ), или использующих водный объект без его оформления согласно установленного порядка. Отчет 2-ОС подается ежегодно до 25 января.
- Отчет 4-ОС — содержит сведения о затратах на охрану окружающей среды и подается в электронном до 25 января года, следующего за отчетным. Относится к предприятиям, чьи суммарные расходы на ООС в отчетном году превысили 100 тысяч рублей (по всем объектам и представительствам).
- Декларация о плате за НВОС — важнейшая форма для предприятий всех категорий НВОС. Согласно действующему на сегодня законодательству, крайний подачи ДНВОС — 10 марта «следующего» года. То есть декларацию за 2025 год необходимо сдать не позднее 10.03.2026 г.
- Отчет о внедрении и результатах производственного экологического контроля (ПЭК). Должен быть сдан не позднее 25 марта.
- Расчет величины экологического сбора и его уплата — документ подается не позднее 15 апреля.
Повторим — это далеко не полный список. Но и его достаточно, чтобы понять всю серьезность и важность экологической отчетности в России. Поэтому логичным будет от списка документов перейти к перечню наказаний, которые применяются к нарушителям экологического законодательства в части составления и подачи отчетов, а также своевременности уплаты необходимых взносов.

Последствия нарушений в экологической отчетности
В Кодексе административных правонарушений РФ есть немалое количество статей и пунктов, которые имею правоприменительную практику в отношении экологических нарушителей. В отдельных случаях размеры штрафов для юридических лиц могут достигать нескольких сотен тысяч рублей.
Помимо сухих цифр в штрафах и рисков отстранения от работы, следует не забывать еще несколько важных деталей:
- штрафные санкции могут суммироваться и достигать еще более внушительных показателей в абсолютном выражении;
- уплата штрафов никак не заменяет необходимость оформления и сдачи полного пакета отчетной документации;
- также оплаченный штрафы не компенсируют обязательные экологические выплаты — их, как и любые другие налоговые платежи, придется оплачивать в любом случае;
- меры административного воздействия для нарушителей из года в год имеют четкую тенденцию к усилению ответственности и ужесточению наказания;
- в отдельных, особо злостных случаях, систематическое и значительное нарушение экологического законодательства может перейти из административной плоскости в уголовную.
А еще ответственность может наступать даже без проведения контрольных либо надзорных мероприятий. Административное дело могут возбудить по объективным признакам правонарушения. Если в поданных вами отчетных документах будут выявлены очевидные факты, указывающие на это нарушение — вас привлекут к ответственности без проверок и ревизий. Поэтому не надо даже пытаться внести неправильные или умышленно заниженные данные в экологическую отчетность. Этот номер не выйдет. А если выйдет, то непременно боком.
Экологическая отчетность в России — сложный, но необходимый механизм регулирования антропогенной нагрузки на природу. Развитие этого направления неразрывно связано с усилением роли цифровых технологий и ужесточением контроля. Для предприятий соблюдение требований становится не только юридической обязанностью, но и элементом корпоративной социальной ответственности.

Источники изображений:
Архив ООО «Артезия»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети