9 мифов о выгорании
Как отличить домыслы от реальных идентификаторов выгорания, оценить степень серьезности ситуации и работать с выгоревшими сотрудниками

Магистр психологии
Выгорание стало популярным понятием, о котором часто говорят, поэтому этот термин и само состояние человека, характеризуемое выгоранием, обрастает большим количеством домыслов. Эксперты ЭКОПСИ каждый год проводят много проектов и исследований, направленных на оценку выгорания и преодоление этого состояния у сотрудников, поэтому в этой статье мы попробуем развенчать самые популярные мифы о выгорании.
Миф 1. Выгорают чаще всего от рабочего перегруза
Сотрудники устают от большого количества работы, это истощает их ресурсы, которые необходимо восстанавливать периодами отдыха. Неудовлетворенность соотношением работы и личной жизни может сильно влиять на эффективность, усугублять состояние человека и ускорять развитие выгорания. Но причиной выгорания это будет только в комплексе с уверенностью сотрудника, что его работа бессмысленна. Другое дело, что смысл — это субъективное понятие и найти его в работе может только сам сотрудник. Но помочь ему это сделать может организация, HR и руководитель.
Миф 2. В выгорании сотрудников виноват руководитель
Лидер любой общности или организации играет роль родительской фигуры. На лидера могут быть направлены различные ожидания, несоответствие которым способно провоцировать агрессию и становиться причиной разочарования. В таком случае фигура лидера, который нацелен на выполнение конкретных рабочих задач, может искажаться и даже демонизироваться. Важно разделять, что является источником такого отношения — реальные личностные качества лидера или внутренняя динамика сотрудника или группы. Лучшим способом это определить является оценка выгорания на индивидуальном уровне с последующей беседой.
Миф 3. Выгорание неизбежно в современной рабочей культуре
Выгорание — это шкала, градиент. В современных условиях ускоренного темпа жизни и работы стадия напряжения скорее неизбежна, но переход к истощению можно и нужно контролировать.
Миф 4. Выгорание — это ответственность сотрудника
Качественное изменение состояния сотрудника действительно невозможно без его желания. Но важную роль в предотвращении выгорания и восстановлении также играют организация, HR и руководитель. Все-таки в психологическом контракте две стороны — сотрудник и компания. Хочет этого работодатель или нет, но вместе со своей энергией, вовлеченностью и готовностью работать сотрудник приносит и свои потребности. От уровня их удовлетворенности будет зависеть его эффективность, мотивация и длительность работы в компании.
Миф 5. Выгорание — это кратковременный синдром. Все время от времени чувствуют себя выгоревшими
Выгорание — это состояние выраженной усталости и истощения моральных ресурсов человека на фоне длительного стресса на работе. Большинство сотрудников возвращается к своей обычной эффективности через три месяца после начала работы с состоянием, но у трети сотрудников, переживающих выгорание, симптомы могут наблюдаться более полутора лет. Чем раньше удается выявить выгорание, тем выше шансы быстрее с ним справиться.
Миф 6. Есть особая категория сотрудников — «вовлеченные выгорающие»
Действительно, в HR’е есть убеждение, что существуют категория вовлеченных выгорающих сотрудников — то есть таких людей, которые замотивированы, работают осмысленно, но чувствуют истощение. На самом деле такие сотрудники устали, но не выгорели. Вовлеченность и выгорание — это противоречащие другу явления. Компоненты выгорания и вовлеченности коррелируют друг с другом на уровне –0,85. Вовлеченный сотрудник видит в своей работе смысл и хочет инвестировать в нее свои силы. Выгоревший сотрудник, наоборот, включает режим «экономии энергии», теряет интерес к работе и отстраняется от нее.
Впрочем, состоянию острого выгорания часто предшествует чрезмерная вовлеченность — острое стремление проявить себя и получить признание. Так люди буквально «сгорают» на работе. Но даже в этом случае вовлеченность и выгорание идут друг за другом, а не проявляются одновременно в человеке.
Миф 7. Самый быстрый способ помочь сотруднику преодолеть выгорание — отправить его в отпуск
К сожалению, это не поможет. Но это поможет тем уставшим, но вовлеченным сотрудникам, которых по ошибке зачислили в категорию выгоревших. Уставшие часто переживают состояние истощения, проще говоря, чувство «я не могу». Выгоревшие переживают еще и чувство отстраненности (от руководителя, команды, компании в целом), то есть ощущение «я не хочу». Чтобы вернуть выгоревшего сотрудника, компании в первую очередь нужно помочь ему найти смысл в работе. Это делается через доверительный диалог с руководителем или сессию обратной связи после оценки выгорания.
Миф 8. Абсентеизм, низкая инициативность, неготовность идти лишнюю милю — признаки «тихого увольнения» или выгорания
Не всегда. В одном из наших последних исследований для крупной компании из сферы ритейла (на выборке 1100 менеджеров) мы выяснили, что группа сотрудников с высоким уровнем абсентеизма демонстрирует наименьший уровень выгорания и отстраненности от организации. В данном случае сотрудники используют абсентеизм как копинговую стратегию — таким образом восстанавливают внутреннее ощущение справедливости и остаются в компании.
Миф 9. Выгоревшего сотрудника нужно увольнять
Выгоревшему сотруднику нужно уделить больше внимания и отложить задачи, требующие мобилизации его эмоциональных и физических ресурсов. В одном из наших последних кейсов компания для открытия нового направления выбирала самых потенциальных сотрудников с «горящими глазами». По итогам оценки потенциала (PiF) и выгорания (FADE), оказалось, что в данный момент многие высокопотенциальные сотрудники имеют высокий уровень выгорания. Компания смогла отобрать для ответственной задачи сотрудников, имеющих на это ресурсы, и избежала возможных финансовых потерь от назначения неготовых к новым вызовам сотрудников.
Чтобы предотвратить выгорание сотрудников, важно выстраивать системную работу с вовлеченностью персонала, а чтобы диагностировать уровень уже явно существующего и проявляющегося выгорания в команде, лучше использовать профессиональные инструменты оценки, такие как опросник выгорания FADE: он помогает идентифицировать степень выгорания, отстраненность от организации и уровень удовлетворенности 8 ключевых потребностей сотрудника, чтобы выявить те причины, которые могут привести или уже привели к такому состоянию, и в дальнейшем работать с ними.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети