РБК Компании

Автокредитование как самый депрессивный рынок в банковской рознице

Почему именно сейчас выгодно брать автокредит, рассуждает проектный лидер Frank RG Станислав Сухов
Автокредитование как самый депрессивный рынок в банковской рознице
Источник изображения: Unsplash.com
Станислав Сухов
Станислав Сухов
Старший проектный лидер Frank RG

Окончил магистратуру РАНХиГС по направлению «Экономика и финансы». С 2016 год работает в компании Frank RG, возглавляет исследования рынка автокредитов и автофинансовых сервисов, а также инвестиций.

Подробнее про эксперта

В марте автокредитование показало первые признаки оживления: по оценке Frank RG объем выданных кредитов вырос к предыдущему месяцу на 20%. Это случилось впервые с октября 2024 года. Сейчас рынок живет в идеальном шторме и, несмотря на мартовский подъем, надежд на восстановление во второй половине года пока немного.

Регулирование «догнало» рынок

Прошлый год стал для автокредитования рекордным: рынок вырос на 49% на фоне падения всех остальных розничных кредитных сегментов. Но уже к концу 2024 года стало ясно, что меры регулирования «догоняют» и его. Первый квартал 2025 года автокредитование закончило падением на 44% год к году.

Кроме высоких ставок на нем сказался ряд прямых ограничительных мер Центробанка:

  • Введение надбавок по автокредитам для заемщиков с долговой нагрузкой (ПДН) выше 50%. Эта мера стала главным фактором охлаждения рынка, что подтверждали и сами банки: в отдельных случаях она «отсекла» до 40% потенциальных заемщиков.
  • Введение количественных ограничений (или макропруденциальных лимитов, МПЛ) для постзалоговых автокредитов (кредит наличными, которые гражданин берет на покупку авто с опцией оформления авто в залог после сделки, что позволяет снизить ставку на несколько процентных пунктов FM). Фактически эта мера сократила больше четверти рынка — именно столько занимали «постзалоги» в объеме автокредитования к 1 октября 2024 года.
  • Начало борьбы с недобросовестными поставщиками услуг в автосалонах руками банков. С октября лидеры рынка автокредитования начали рассылать дилерам письма с уведомлением, что будут резко останавливать кредитование в тех случаях, когда поставщик дополнительных услуг ведет себя недобросовестно. Дилеры пережили шок, в ответ начав блокировать выдачи кредитов в этих банках. Затем, когда подобную практику начали применять все банки, дилеры приняли новые правила игры и начали договариваться.
  • Отмена моратория на ПСК с 1 апреля. Единственная мера, которая прошла для рынка относительно безболезненно, так как процентные ставки банков уже были в допустимых границах. Средняя ставка, по данным брокера FAST, в марте для новых авто составляла 9,9%, а в пробеге, по данным «еКредит» — 26,4%. В то же время ПСК, установленный на второй квартал для новых авто составляет 25%, для «пробега» — 26,7%.

Почему покупать новый автомобиль сейчас выгоднее

На рынке новых автомобилей сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, процентные ставки из-за рекордного объема субсидий от автопроизводителей значимо опустились относительно ключевой ставки: на автокредит сроком 4-5 лет — до 11% годовых, на срок 2-3 года — до 5% годовых, на сроке до 1 года клиент может получить даже рассрочку под 0,01%. В дополнение к этому дилеры предлагают существенные скидки на автомобили: средняя цена авто, по данным «Автостата», в марте составила 3,11 млн рублей, что на 8% ниже значений прошлого года. При всем этом трафик в автосалонах минимальный: количество проданных авто в сравнении с прошлым годом снизилось на 25% в феврале и на 46% в марте, автокредитование — также снижается.

Что останавливает население от покупки? Во-первых, общая оценка экономической ситуации: процентные ставки высоки, не время брать кредиты, время — для депозитов. В дополнение к этому информированность клиентов о субсидиях в автокредитовании низка. Еще одна причина — категория «ждунов», которые не готовы пересесть на китайский авто, и ждут возвращения западных брендов. Возможно, они и не рассчитывают, что в случае такого возвращения, цены на эти бренды вернутся на уровень до 2021 года. Но по крайней мере, они хотели бы получать официальную гарантию от производителя и сервис.

Наконец последняя причина — не каждый может позволить себе китайский авто за 3 млн рублей. Большинство населения ищет недорогой автомобиль в сегменте с пробегом, чаще всего — Lada.

А в сегменте авто с пробегом ситуация противоположна сегменту новых и пока не улучшается. Процентная ставка достигла 26%, средний срок автокредита превысил 6 лет в погоне за комфортным ежемесячным платежом для клиента. Средний размер автокредита на авто с пробегом — 1,2 млн рублей. Если взять автокредит на такую сумму и срок, под указанную ставку, то переплата будет двукратной.

Сложилась ситуация, когда новый китайский автомобиль можно купить дешевле, чем такое же авто с пробегом. Не удивительно, что объем автокредитования в сегменте с пробегом снизился гораздо сильнее, чем в сегменте новых: на 60% против 32% по итогам первого квартала.

Не та «оттепель», которую ждет рынок

Сейчас рынок автокредитования идет с падением на 44% в годовом выражении. Вполне вероятно, что с таким результатом он может закончить год. Какие факторы определят вторую половину года?

Начало цикла снижения ключевой ставки. По осторожным прогнозам, снижение может составить 1 п.п. до конца года, по чуть менее осторожным — 2 п.п. Это не та «оттепель», которую рынок ждет, но она может стать позитивным сигналом. Здесь важно высказать непопулярное мнение. Когда процентная ставка начнет разворот, на те самые 1-2 п.п, это может привести к еще большему замиранию рынка. Ведь именно в этот момент клиенты подумают, что лучшее время уже рядом, и теперь осталось потерпеть совсем немного.

Льготное автокредитование. Да, сейчас рынок уже не так определяется госпрограммами, как это было еще два-три года назад, так как беспрецедентный уровень субсидий от автопроизводителей и рассрочки поменяли правила игры. Но для клиентов с небольшими доходами и низким первоначальным взносом эти программы остаются очень привлекательными. Если ориентироваться на предыдущие годы, то достаточный объем поддержки — это 36 млрд рублей. Напомню, что 17 млрд рублей лимитов Минпромторга были израсходованы за семь месяцев 2024 года. Единственный минус состоит в том, что программа «семейный автомобиль» возвращается, а вот «первый автомобиль» — нет. К сожалению, нет оценок того, как объем кредитов ранее распределялся между ними. Но кажется, что именно «первый автомобиль» сильнее поддерживал продажи в автосалонах, так как порядка 15-20% клиентов ежегодно приходят на авторынок впервые, то есть покупают свой первый автомобиль.

Сборы государства. 2024 год приучил к тому, что каждая индексация утильсбора вызывает всплеск продаж авто, а с ним и выдачи автокредитов за месяц накануне. Так было в марте и сентябре прошлого года. Ожидается, что каждый год в плоть до 2030 года утильсбор будет индексироваться на 10-20%. И ближайшая индексация, которая случится 1 января 2026 года, должна повысить продажи ближе к концу года.

Макропруденциальные лимиты (МПЛ). Центробанк получил возможность вводить МПЛ в автокредитовании с 1 апреля, но конкретные параметры будут определены до 1 июля. В течение этого периода ЦБ будет наблюдать за развитием ситуации на рынке и жестких мер может не потребоваться. По тем сигналам, которые транслирует регулятор, замедление в автокредитовании на текущий момент его устроило. Если МПЛ действительно будут введены, то на многих банках это не скажется серьезным образом, так как они уже прекратили работу с клиентами категории «ПДН 50+». На рынке осталось несколько игроков, кто ввел повышенные процентные ставки в зависимости от ПДН, но работу с такими клиентами не прекратил. Пока объем капитала им это позволяет. Однако прямой лимит на кредитование закроет такую возможность.

Подтверждение доходов. Не секрет, что практика «рисованных» справок о доходах клиентов в автосалонах существует. Именно такие кредиты будут урезаны новой нормой — с 1 сентября 2025 года Банк России обяжет банки требовать у граждан официальные документы о доходах при выдаче кредитов на сумму свыше 200 тысяч рублей. Это не прямой запрет на кредиты без подтверждения, но требования к резервам будут разными. Это безусловно негативно скажется на автокредитовании. Здесь же стоит сказать о новом периоде охлаждения: с 1 сентября кредит будет выдаваться после двухдневной паузы с момента заключения договора. По мнению самого ЦБ, стоимость риска по банковскому сектору на горизонте года с новой нормой не превысит 0,1 п.п. — это увеличение расходов на резервы примерно на 90 млрд руб. И это увеличение будет компенсировано прибылью, то есть не повлияет на достаточность капитала банков.

Стандарт автокредитования. В сентябре прошлого года Эльвира Набиуллина объявила, что банкам и дилерам пора прекратить «продавать «флешки» вместе с автокредитами». Как когда-то «коврики по триста», этот термин стал мемом на рынке, который характеризует навязанные услуги в салонах по завышенным ценам. Под такой услугой может подразумеваться и юридическая поддержка, и карта помощи на дорогах, и издание с советами автомобилистов на «флешке», и другие экзотические вещи. За включение такой услуги в продажу автомобиля поставщик может заплатить дилеру комиссию в отдельных случаях в 80-90%. Нетрудно оценить, насколько завышена может быть стоимость услуги, если 80% ее стоимости поставщик готов отдать в виде комиссии.

Центробанк заявлял, что готов решить проблему без прямого вмешательства, если банки и дилеры сделают работу над ошибками, и количество жалоб на навязывание действительно снизится. Если нет, то он введет регулирование на законодательном уровне и рынок ждет стандарт автокредитования.

Регулятор систематизировал все недобросовестные практики в салонах, провел встречи с банками, а 4 декабря был опубликован меморандум — прообраз стандарта. Банки, которые пока не присоединились к нему, очень настоятельно просят это сделать.
В конце февраля 2025 года председатель ЦБ подвела итог: ситуация в автосалонах не изменилась должным образом. Неизвестно, будет ли на этом фоне в итоге введен стандарт автокредитования и что именно он будет включать. Но, учитывая, насколько бизнес дилеров и банков в салонах завязан на финансовых услугах, стандарт может привести к серьезной трансформации бизнеса или даже его сокращению.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, БЦ «Аэродом», офис 517
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия