Рост в 2 раза: стратегия цифровой трансформации ТЕХНОНИКОЛЬ
Опыт ТЕХНОНИКОЛЬ: как удвоить уровень цифровой зрелости и догнать мировых лидеров. Стратегия и тренды цифровизации

Работал ИТ-директором крупных производственнных и телекоммуникационных компаний. С 2012 года — директор по информационным технологиям ТЕХНОНИКОЛЬ
В современном бизнесе цифровизация — это уже не опция, а необходимость, определяющая конкурентоспособность на годы вперед. Как крупные российские компании выстраивают этот процесс, какие ставят цели и на что обращают внимание при выборе технологических партнеров, рассказал Владислав Уткин, ИТ-директор ТЕХНОНИКОЛЬ.
С чего начался путь к цифровизации ТЕХНОНИКОЛЬ?
Мы часто говорим о нашем цифровом пути: о том, что мы задаем тренды в отрасли, что цифра для нас — это новая нефть. Но всегда важно понимать, что сделано уже сегодня, чтобы стать лидером, и что еще предстоит. Для этого мы уже дважды проводили масштабное исследование, которое позволяет оценить уровень цифровой зрелости компании.
В основе методологии несколько критериев:
- наличие в портфеле компании цифровых продуктов и возможность их коммерциализации;
- насколько в компании внедрены и используются цифровые каналы взаимодействия с клиентами, партнерами и другими контрагентами;
- насколько компания прогрессивна в использовании цифровых технологий по сравнению с трендами на международном рынке, включая такие тренды, как экосистемы, искусственный интеллект, цифровые платформы и т.д.;
- зрелость процессов управления программой цифровой трансформации компании, включая поиск инноваций, руководство цифровизацией, порядок финансирования, эффективность пилотирования и внедрения цифровых решений;
- насколько принятие решений в рамках процесса опирается на анализ больших данных и аналитику, насколько автоматизированы и прослеживаемы шаги процесса;
- насколько корпоративная культура поддерживает генерацию и внедрение инновационных идей — от создания гибкой культуры инноваций до реализации цифрового рабочего места сотрудника;
- насколько эффективно в компании производится управление данными и извлечение из данных бизнес-потенциала;
- каким образом организована информационная безопасность в компании и какие превентивные меры защиты информации используются.
По итогам первого исследования ТЕХНОНИКОЛЬ имела один из самых низких показателей уровня цифровизации среди мировых конкурентов: в анализе проводилось сравнение по мировым рынкам и мировым штаб-квартирам в Европе и США. Но эти результаты означали, что бизнес обладает большим потенциалом, чтобы изменить ситуацию. Именно исследование послужило большим толчком к изменениям.
В чем особенность экосистем ТЕХНОНИКОЛЬ?
Развитие цифровизации ТЕХНОНИКОЛЬ пошло по пути создания экосистем в трех направлениях. Внешняя экосистема включает решения для клиентов и партнеров, которые уже функционируют в полном объеме. Внутренняя экосистема — это корпоративная платформа TN Life для сотрудников, построенная по принципу WeChat. Платформа закрывает потребности сотрудников, а ее ключевая особенность — модель самообслуживания: сами сотрудники разрабатывают и внедряют необходимые им мини-приложения.
Производственная экосистема в Корпорации находится на стадии активного развития и строится на принципах самообслуживания. Мы создаем единые стандарты на оборудование, хранение данных, машинное обучение, протоколы связи и технологический стек. Данные со всех производственных площадок и оборудования уже сейчас начинают собираться в единую систему, что предоставит инженерам на заводах инструментарий для самостоятельного решения локальных технологических задач с использованием машинного обучения.
Таким образом, мы не только цифровизируем процессы, но и создаем среду для кооперации и инноваций как внутри компании, так и за ее пределами.
Каких результатов удалось достичь?
В конце 2024 года завершился проект по повторной оценке уровня цифровизации в сравнении с конкурентами по всему миру. За это время уровень цифровой зрелости ТЕХНОНИКОЛЬ вырос практически в 2 раза. Мы догнали крупных мировых конкурентов, а по некоторым показателям и перегнали их.
Какие тренды цифровизации самые важные на взгляд?
Основной тренд в цифровизации отрасли промышленности строительных материалов связан с движением от цифровизации внутренних процессов к созданию сквозных цифровых экосистем, меняющих рынок в целом. Мы видим, что цифровизация сегодня необходима уже не просто для оптимизации, а для принципиального повышения удобства и эффективности взаимодействия всех участников рынка. Ключевой тренд — это создание целостных цифровых сред, которые охватывают весь жизненный цикл продукта.
К какой главной цели вы идете в цифровизации?
Конечная цель, которая в глобальной перспективе задает вектор всем изменениям — это создание полностью автоматизированных, «безлюдных» производств. Мы стремимся не просто идти в ногу с рынком, а сами стараемся задавать тренды и быть маркетмейкером, поэтом главный фокус направляем на создание собственных уникальных IT-решений. Силами наших внутренних продуктовых команд разработано более 80% цифровых сервисов ТЕХНОНИКОЛЬ.

Как выглядит работа в ИТ-команде ТЕХНОНИКОЛЬ?
Модель построения команд в ТЕХНОНИКОЛЬ основана на развитии наиболее компетентных позиций внутри корпорации. Для решения конкретных задач привлекаются узкопрофильные специалисты извне, при этом управление и процесс контролируются компанией.
При работе с аутсорсингом мы закрепляем специалистов за нашими проектами. Это позволяет избежать стандартных проблем аутсорсинговой модели — частая смена специалистов, сложность контроля сроков и качества выполнения работ.
В итоге мы аккумулируем ключевые компетенции внутри компании, а для выполнения типовых, нефункциональных задач привлекаем внешних экспертов. Такой гибридный подход позволяет нам сохранять гибкость и масштабируемость, не жертвуя ни качеством продукта, ни стратегической экспертизой. Именно поэтому большинство наших продуктовых команд имеют гибридную структуру.
Источники изображений:
Пресс-центр ТЕХНОНИКОЛЬ
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



