КЭР — комплексное экологическое разрешение для вредных производств
В очередной публикации из серии о документальном сопровождении экологической безопасности бизнеса рассказываем о комплексном экологическом разрешении

Основатель фeдepaльной гидpoгeoлoгической компaнии Аpтeзия. С 2014 годa успешно реализoвaно бoлеe 640 прoeктoв oт Рoсатoмa дo Pоскoсмoca и oт Кaлинингpада до Kамчaтки.
Наша цивилизация последние десятилетия уверенно идет по пути улучшения экологической ситуации на планете. Борьба с вредными выбросами в атмосферу, бесконтрольными сбросами технических вод, неправильной утилизацией отходов и миллионами тон пластика в океане — не просто активность ради активности, а реальная помощь окружающей среде. В немалой степени эту же задачу решает и внедрение современных технологий, позволяющих снизить промышленную нагрузку на экологию нашей планеты — такой большой и такой хрупкой одновременно.
Но до тех пор, пока человечество не придумало способа перевести все производство мира на нулевой уровень экологической опасности, необходимо четко регламентировать процессы и контролировать предприятия, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Одним из документов, обеспечивающих надлежащую работу опасной промышленности в России, является комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Общее описание КЭР: что это такое и кому необходимо его оформление
Комплексное экологическое разрешение — это даже не документ, а правовой механизм. В него включен целый пакет документов и расчетов, разрешений и согласований. В совокупности они регулируют все допустимые виды вредных для экологии последствий работы предприятий и опасную для природы деятельность. Согласно действующему законодательству, получать КЭР в обязательном порядке должны юридические лица и ИП, чья деятельность производится на объектах, включенных в I группу по степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Типичные представители списка НВОС-I — мощные котельные и тепловые электроцентрали, крупные энергоемкие заводы, металлургические, нефтехимические, фармацевтические и им подобные предприятия.
На самом деле список значительно длиннее. Он тщательно проработан и зафиксирован в соответствующем нормативно-правовом акте. К вопросу документального обоснования для КЭР мы вернемся чуть позже — обязательно дочитайте публикацию до конца.
Важно отметить, что в некоторых случаях необходимость получения экологического разрешения возложена также и на объекты II категории. Требования для них могут быть чуть мягче, но это никак не является основанием для игнорирования самого факта наличия КЭР. Последствия будут не менее серьезными, чем и для объектов с более высоким негативным воздействием на экологию.
Что дает КЭР на практике
Очень важно понять, что же такое КЭР — бюрократическая формальность, дополнительные сборы в казну и возможность заработка для экспертных организаций? Или же это реально действующий механизм экологического регулирования и предупреждения катастроф?
Если посмотреть на опыт и реакцию большого бизнеса, многие предприятия которого уже успешно оформили Комплексное экологическое разрешение, становится очевидным практическая важность разрешения, а не его формальная суть. Правильно оформленное комплексное экологическое разрешение — это не только вклад в будущее и колоссальная страховка от огромных штрафов, что также важно. Это еще и оптимизация экологических расходов за счет внедрения новых технологий на этапе получения КЭР.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ опубликовало данные статистики. Согласно им, после внедрения необходимых для получения КЭР инноваций и проведения модернизации платежи предприятий за НВОС снизились в среднем на четверть.
Немаловажно и то, что наличие разрешения само по себе как бы вносит вас в белый экологический список — претензий, проверок и штрафов со стороны Росприроднадзора станет в разы меньше или не станет вовсе.
И, наконец, для компаний, нацеленных на международный рынок, строгое соответствие экологическим требованиям — сильнейшее конкурентное преимущество и дополнительный плюс при поиске не только покупателей продукции, но и инвесторов, и деловых партнеров.
Нормативная база по вопросам получения экологического разрешения
Главные документы, которые регламентируют необходимость получения КЭР и процедуру его оформления, представлены в списке ниже:
- Федеральный закон 7-ФЗ от 31 января 2002 года «Об охране окружающей среды». В частности, в п.1 ст. 31.1 прямо сказано о необходимости получать экологическое разрешение для юрлиц и предпринимателей, ведущих деятельность на объектах НВОС I категории.
- Постановление Правительства РФ за номером 2398 от 31 декабря 2020 года (в действующей на момент публикации статьи редакции от 18 декабря 2024 года). Документ называется «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Именно он полностью описывает все объекты, имеющие различные классы опасности. В том числе и те, для работы которых необходимо оформление КЭР.
- Постановление Правительства РФ за номером 1386 от 4 августа 2022 года. Оно подробно описывает все процедуры, связанные не только с рассмотрением заявок на получение КЭР, но и выдачи, пересмотра, отзыва и внесения изменений в данное разрешение.
Есть также некоторое число уточняющих документов, разобраться в которых поможет либо специалист вашей компании, либо эксперты нанятого вами профильного предприятия. Например, среди дополнительной нормативной документации могут быть отраслевые справочники технологий, санитарно-гигиенических нормативы, региональные экологические программы.

Порядок получения комплексного экологического разрешения
Выдача КЭР на каждый отдельный объект НВОС возложена на территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Первый шаг в перечне работ по оформлению разрешения — правильное составление заявки в соответствии с официальными требованиями.
В заявке должны быть указаны базовые данные и приложены необходимые документы:
- реквизиты получателя (предприятия или ИП);
- уникальный код объекта НВОС;
- основной вид деятельности и производимой продукции;
- количество потребляемых ресурсов — воды, электричества, тепла, производственного сырья;
- данные о ЧП, которые стали причиной увеличенного НВОС за последние 7 лет;
- нормативно-технологические расчеты;
- нормативы допустимых выбросов, сбросов, токсичных и иных опасных отходов I-II классов опасности;
- программа производственно-экологического контроля (проект);
- актуальная заявка о постановке на госучет объекта, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду;
Также к заявке необходимо приложить обоснование нормативов по величине производимых отходов и предельно допустимых значений их размещения. Кроме того, потребуется наличие программы по установке САК — системы автоматического контроля выброса вредных веществ.
Теоретически предприятие может подготовить документы для КЭР самостоятельно, но на практике это крайне сложная задача даже при наличии у вас целого экологического отдела. Разработка разрешения среди прочего включает:
- Инвентаризацию источников загрязнения (выбросы, сбросы, отходы);
- Расчет нормативов допустимого воздействия (ПДВ, ПДС, лимиты на отходы);
- Разработку программы производственного экологического контроля (ПЭК);
- Подготовку плана мероприятий по снижению негативного воздействия.
Каждый из этих этапов требует специальных знаний в области экологического права, гидрогеологии, методов расчета рассеивания выбросов. Ошибки на любом этапе приводят к затягиванию процедуры или отказу в выдаче разрешения.
Поэтому большинство предприятий обращаются к специализированным организациям, которые не только готовят документы, но и сопровождают процесс согласования. Это особенно важно на этапе общественных обсуждений (обязательных для объектов I категории), где любая неточность может спровоцировать протесты местных жителей.
Согласно законодательству, официальное время рассмотрения заявки на получения разрешения составляет 63 рабочих дня с момента ее регистрации (п. 3 Постановления Правительства РФ № 1386). В случае положительного заключения разрешение выдается на 7 лет, после чего требуется его продление.
А еще вашему бизнесу может потребоваться не только бумажная волокита и проектно-исследовательская работа — это еще, как говорится, полбеды. Вас могут обязать провести масштабные мероприятия по приведению технологической и производственной базы к соответствию действующим нормам. Сейчас расскажем, что это означает на деле.

Не все так однозначно: профессиональные и юридические нюансы оформления КЭР
Ошибочно и наивно полагать, что в XXI веке экологическое разрешение является индульгенцией и гарантирует право беспрепятственно загрязнять землю, воздух и воды, отравляя жизнь людей, животных и природы в целом. Для определения неизбежности вредных факторов производства заявителю необходимо предоставить важный аргумент. Он заключается в том, что в настоящий момент на объекте сделано все, что позволяют современные технологии и оборудование в плане решения производственных задач с минимальным уроном окружающей среде. Для этого существует специальный термин — наилучшие доступные технологии (НДТ).
Говоря проще — чтобы получить право на вредное для экологии производство, необходимо доказать, что пока еще не существует способов производить те же товары и услуги с сопоставимым качеством и себестоимостью, но с меньшим ущербом для экологии.
Таким образом, например, не получится получить КЭР, если ваше оборудование уже морально, физически и экологически устарело. В этом случае есть только один способ решения задачи — разработка фундаментальной программы повышения экологической эффективности.
Сэкономил? Нет. Заплатил втридорога или ушел в историю: ответственность за работу без КЭР
Если никакие моральные и этические проблемы, а также гарантии экологической безопасности и лояльности государства для собственника не играют большой роли, давайте поговорим о другой стороне ответственности. Игнорирование требований в области получения КЭР и работа без разрешения способна нанести вам следующие удары под дых:
- Сразу несколько видов штрафов, каждый из которых может измеряться сотнями тысяч рублей.
- Приостановка работы предприятия на 90 суток и с реальным риском дальнейшего закрытия.
- Стократная компенсация размера установленного экологического ущерба.
- Уголовная ответственность.
И все это может закончиться совсем плохо, если халатности в этом вопросе приведут к авариям и тем более техногенным катастрофам.

Источники изображений:
Архив ООО «Артезия»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети