Новые сложности для медицинской рекламы: четыре запретных перечня
Эксперт в сфере медицинского права, адвокат Полина Габай прокомментировала новые требования к рекламе, которые затрагивают в том числе клиники и фарморганизации

вице-президент Фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака», член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета по охране здоровья Госдумы РФ
Федеральное законодательство предъявляет специальные требования к рекламе медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Штрафы за нарушения составляют до полумиллиона рублей. С сентября добавятся новые ограничения — медики должны будут внимательно выбирать площадки для продвижения своих услуг.
Президент РФ подписал закон о запрете размещения рекламы на противоправных ресурсах, он вступит в силу с 1 сентября 2025 г.
Полина Габай, учредитель юридической компании «Факультет медицинского права», разъяснила, что под противоправными информационными ресурсами понимаются интернет-ресурсы организаций, деятельность которых запрещена в России. Это организации, включенные в следующие реестры:
- Перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012№ 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
- Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2026 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено − ведется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
По состоянию на март 2025 года в указанные реестры включено более 300 организаций.
Например, компания Meta Platforms Inc. (признана в России экстремистской организацией и запрещена) внесена в перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности.
Решение суда, которым Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) включена в реестр, не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена) «ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации». Но если распространить в мессенджере рекламу, это будет рассматриваться как нарушение запрета.
Фармкомпаниям и клиникам стоит усилить контроль за рекламой: ресурс, на котором предполагается ее размещение, потребуется проверить по четырем реестрам. В случае нарушения запрета ответственность будут нести и рекламодатель, и рекламораспространитель. Пока специальных норм в законодательстве об административных правонарушениях для таких случаев нет. Если до 1 сентября 2025 г. изменения в КоАП РФ не внесут, будет применяться общая норма − ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, которая предусматривает за нарушение законодательства о рекламе штрафы:
- от 2 до 2,5 тыс. рублей для граждан;
- от 4 до 20 тыс. рублей для должностных лиц;
- от 100 до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети