РБК Компании

Особенности проверки таможенной стоимости товаров

Эксперт Оксана Курочкина рассказывает на какие признаки обращает внимание таможня, как правильно реагировать на запросы и какие сроки необходимо соблюдать
Особенности проверки таможенной стоимости товаров
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Fusionbrain
Оксана Курочкина
Оксана Курочкина
Управляющий партнер

Почетный адвокат МО, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте, эксперт АСИ ТПП РФ, Преподаватель ГУУ, РЭУ им. Плеханова, МГИМО

Подробнее про эксперта

На что конкретно смотрит таможня, когда проверяет таможенную стоимость?

  1. Величина таможенной стоимости и ее структура
  2. Метод определения таможенной стоимости
  3. Документы, подтверждающие затраты (на логистику и пр.)

Если таможенный орган выяснил, что начисления произведены не до конца, то он должен поправить в пределах того же метода (постановление Пленума Верховного Суда №49).

Когда таможня сомневается в достоверности таможенной стоимости товаров, то декларант сталкивается с такими понятиями как: стоимостной риск, проходные (индикативные) цены товара. При этом вы можете и не знать, что товар в «рисках», так как информация о стоимостных рисках является конфиденциальной и основана на разработанных и действующих профилях рисков.

«Ниже риска не выпускать!» — Такой эффект повлек за собой Приказ ФТС от 16 февраля 2016 года №280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками».  Приказ по сути исключил возможность подтверждения таможенной стоимости в процессе оформления. Это произошло за счет повышения персональной ответственности выпускающих инспекторов. В данном Приказе, конечно же, прямо не сказано о запрете выпуска товара ниже риска, но в результате именно так и получилось.  

На практике в случае срабатывания «стоимостного риска» инспектор запрашивает дополнительные документы. У декларанта, как правило, два варианта — «признавать» тот факт, что заявленная цена ниже риска, подтвердить, что эту цену ему нечем опровергнуть и согласиться на «окончательную корректировку таможенной стоимости» либо «выпускаться под обеспечение», собирать комплект запрашиваемых документов и подтверждать свою заявленную стоимость.

На самом деле риски — основание для проверки, но не для корректировки таможенной стоимости.

Откуда таможня берет данные для анализа цен?

Источников масса, основные:

  • сведения о сделках с идентичными, однородными товарами (в том числе из закрытых баз таможни);
  • биржевые котировки, цены аукционов;
  • данных из открытых каталогов товаров.

В принципе, источники сведений о ценах практически не ограничены. Инспектор таможни хорошо умеет искать информацию в интернете и, скорее всего, будет докапываться до истины как Шерлок Холмс. 

Что будет настораживать при контроле таможенной стоимости?  

  1. Если информация о таможенной стоимости не совпадает в разных документах, поданных участником ВЭД.
  2. Если указаны более низкие цены по сравнению:
    • с ценой идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
    • с информацией на биржах, аукционах, из ценовых каталогов;
    • с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых состоят товары.
  3. Взаимосвязь продавца и покупателя в сочетании с более низкими ценами, по сравнению с ценами идентичных/однородных товаров на открытом рынке.
  4. Если не соблюдена структура таможенной стоимости.

Когда инспектор увидит один или несколько таких признаков, он запросит дополнительные документы (бухгалтерские, регистрационные, отгрузочные и т.д.) И декларант обязан ответить на этот запрос.
Случается, что критерии недостоверности имеют сугубо оценочный характер и как бы не на 100% объективны. На мастер-классах я иногда слышу от участников такое сравнение, будто инспектор получает признаки недостоверной стоимости из «магического шара». На самом деле так же происходит во всем мире, Россия здесь не исключение.

В какой срок мы должны ответить на запрос таможенного органа, если идет проверка после выпуска товаров? Общий срок контроля — 90 календарных дней. 

Срок ответа — имеется в виду, что в этот срок документы должны поступить в таможенный орган. Это общий срок для вас и для таможенного органа, чтобы он провел проверку. И это не значит, что на 89-ый день вы притащили весь комплект документов, либо загрузили в систему, нет. Обычно таможня предлагает  45 суток на ответ, точный срок нужно смотреть в каждом конкретном запросе.

Выходные считаются?

В календарные дни входят рабочие, выходные и праздничные дни. С ответом лучше не тянуть. Вы можете отправить все документы, а таможня пришлет дополнительный запрос — он будет в пределах тех же 90 дней, то есть срок не продлевается. Например, нужно будет писать поставщику, производителю — все это время и его мало.

Можно ли просить таможню увеличить сроки?

Если вы пропустили сроки, например, были праздники, вы не увидели сообщение вовремя и т. д., таможня принимает решение о внесении изменений в декларацию исходя из того комплекта документов, который у нее есть. Вас это не устраивает,  вы подаете в суд. Но в суд можно подать только те документы, которые были уже предметом таможенного контроля. Те документы, которые вы не предоставили ФТС вовремя –рассматриваться не будут.

Если документы приходили «порциями».  Например, на этапе таможенного оформления либо доп. проверки у нас еще не было всех документов — мы не могли подтвердить таможенную стоимость. Закон дает нам 3 года, чтобы подтвердить таможенную стоимость по своей инициативе. Можно все собрать, подготовиться и подтвердить стоимость. Самый лучший вариант — подать заявление о внесении изменений в декларацию. Таможня вынуждена будет рассмотреть ваше обращение и принять решение: принять ваш расчет и таможенную стоимость или нет. Тогда уже можно будет жаловаться, ссылаясь на предоставленные ранее документы.

Также актуальный вопрос: «С какой даты идет срок подачи дополнительных документов на запрос таможенного органа, если идет проверка после выпуска товара?» Многие таможенники считают с даты подачи декларации. На самом деле срок подачи определяется с даты выставления таких требований.

Обратите внимание, в каком виде вас просят предоставить документы. Документы в бумажном и электронном виде надо отправить, чтобы они были зарегистрированы  в таможне до истечения 45 дней. Если  отправляете документы почтой, то это заказное письмо с уведомлением. В электронном виде — там проще, есть статус «принято».

Был такой случай. Нашему доверителю в личный кабинет пришло сообщение в виде уведомления: вам доначислено 170 000 руб., оплатите… За что начислено — непонятно. Никаких запросов, требований о предоставлении документов, решений о внесении изменений в ДТ или решений о классификации товара нет, по почте они тоже не приходили. Как быть, если документов нет, а уведомление о задолженности есть?
Пишем письмо в ФТС с запросом прислать первичное решение, звоним им, а они говорят: «Столько же распечатывать надо, у нас бумаги нет. Мы все прислали через сервис подачи ДТ». Сбои в работе программного обеспечения случаются регулярно и концов тут не найти. Можно только рекомендовать в таком случае обращаться с требованием к таможне о предоставлении документов на бумажном носителе, грозя прокуратурой и судом (мы проверяли, работает).

Как отправлять документы в таможню? 

Часто сотрудники таможни отказываются получать на руки корреспонденцию — в этих случаях предлагается опустить документы в специальный ящик для почты, который обычно расположен при входе в здание таможни. Это не самый надежный способ передачи документов — невозможно доказать факт вручения. Лучше отправить заказным письмом с описью вложения через почту или курьерскую службу.

Что делать, если таможня не принимает документы? 

В этом случае нужно отправлять документы только по почте заказным письмом. Если сроки поджимают, сдавайте конверт в ближайшее к таможне почтовое отделение — в большинстве случаев он не уйдет в почтовый распределительный центр, а будет доставлен в максимально короткий срок.

Если вы получаете письмо с уведомлением о вручении, проверяйте вложение до подписания квитанции в присутствии почтальона/курьера. Часто бывает, что по недосмотру или другим причинам сотрудники таможни не докладывают какие-то документы, а в описи их указывают. Если вы нашли несоответствие в описи, пустые листы или не ваши документы — требуйте от сотрудника почты составления акта по установленной Почтой России форме. Уведомление о вручении в этом случае не подписывайте.

Когда возникают споры с таможней, важен каждый документ, каждый почтовый конверт, отметка и подпись. 

Сохраняйте все документы, в т.ч. конверты, уведомления, почтовые квитанции и т.п. В нашей практике бывали случаи, что наличие оригинального почтового конверта стало решающим фактором при принятии судом решения в пользу участника ВЭД.
И самая важная рекомендация.

Регулярно посещайте почтовое отделение по адресу, где зарегистрирована ваша компания. Ведь все письма таможня будет направлять именно туда.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.11.2019
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Зюзино, б-р Черноморский, д. 17, к. 1, помещ. 4/2/5
ОГРН 1197746674806
ИНН / КПП 7727433144 772701001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, БЦ «Барклай Плаза»
Телефон +74993727872

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия