Как девелоперы пришли на помощь российскому паблик-арту
Художник, арт-куратор и представитель девелоперской компании Upside Development рассказывают о текущем состояние сферы паблик-арта в России
В США и во многих европейских странах действует закон одного процента, по которому в бюджет строительства любого государственного здания должен быть заложен хотя бы один процент на арт-объекты. В России на территорию общественного искусства уже зашли городские власти, а не так давно и частный бизнес перехватил инициативу. Однако пока в массовое движение, как в западных странах, это не превратилось. Мы спросили художника, арт-куратора и девелопера, что тормозит развитие паблик-арта в стране, а что, наоборот, способствует его распространению и какие перспективы у него в будущем.
В Россию паблик-арт пришел в конце 1990-х, но поначалу был андеграундным направлением, которое было известно только в узкой художественной среде и редко становилось доступным широкой публике. С 2000-х годов активисты стали популяризировать его в обществе: появились знаковые и по сей день фестивали и биеннале — «Арт-Овраг» в Выксе, «Никола-Ленивец» — крупнейший парк современного искусства в Европе, и др.
Городские власти сначала осторожно и точечно, потом все более системно стали интегрировать паблик-арт в городскую среду в рамках комплексного благоустройства и создания современных общественных пространств. Правда, сложное законодательное регулирование подобных объектов и отсутствие у них определенного юридического статуса приводят к тому, что чаще произведения публичного искусства экспонируются временно и редко приобретают постоянную прописку на улицах российских городов. Как раз тут новый толчок для развития паблика-арт дал частный бизнес, в частности, девелопмент, который располагает финансами, территориями и желанием преобразовывать жилую среду — то, в чем нуждаются современные художники.
Вовлеченный девелопмент становится двигателем искусства в городе
Финансирование искусства со стороны частного бизнеса — один из важных стимулов художественного процесса во все времена. Особенно, если заказчик, в частности, девелопер выступает не просто покупателем готовых работ, а партнером, который вместе с художником помогает ему воплотить идеи в реальности.
«Еще десять лет назад об этом почти не говорили, а сейчас интеграция искусства в городскую и жилую среду становится распространенной практикой. Популяризация паблик-арта через ярмарки вроде Cosmoscow и галерейные экспозиции, постепенный выход музеев за пределы своих стен на улицу и новая парадигма восприятия города создали почву для этого тектонического сдвига. Для художников, особенно тех, кто имеет дело с пространством и объемом, сотрудничество с девелоперами — это возможность реализовывать свои проекты, которые долго могли бы томиться в столе без финансирования и подходящей площадки», — рассказала Анастасия Перлина, креативный директор Upside Lab.
Более того, сами художники и кураторы отмечают, что сотрудничество с частным бизнесом идет на пользу творческому процессу — у них меньше ограничений, больше возможностей и свободы, высокий уровень вовлеченности в процесс и открытости для экспериментов, чем у тех же городских властей.
«Это одно из самых позитивных направлений последних лет, когда девелоперы не просто строят дома, но и берут на себя культурную миссию, как Upside Development — поддерживают современных художников, интегрируют арт‑объекты в свои проекты, создают новые точки притяжения. Их решения влияют на то, как человек воспринимает город, как он себя в нем чувствует. В отличие от Европы, где это регулируется законом, у нас это личная инициатива компаний. И это делает каждый проект особенно ценным — он рождается не из обязательства, а из желания», — отметила Валентина Робино, арт-куратор.
Спрос на искусство превышает предложение
Несмотря на то, что паблик-арт не так давно завоевал внимание девелоперского сообщества, уже сейчас все представители индустрии единодушно заявляют о дефицитах в этой сфере — кадров, материалов и производств, а также взаимопонимания между заказчиками и художниками.
Валентина Робино подчеркнула, что спрос на публичное искусство сейчас даже превышает предложение. Художников, которые могут создавать монументальные объекты, пока немного, поэтому есть необходимость растить новое поколение мастеров в России и давать им пространство для самореализации.
Еще одна проблема — это нехватка высококачественных материалов и производств, которые могут работать со сложными художественными объектами. Например, процесс изготовления фигур из стеклопластика (наиболее популярного материала в паблик-арте) достаточно сложный, как технологически, так и идейно, и выполнить такую работу на высоком уровне могут единицы компаний в стране. Немаловажно, что объекты публичного искусства, особенно в условиях столичного сурового климата, должны быть долговечными, прочными и самыми качественными, что повышает стоимость конечного продукта.
Несмотря на то, что девелоперы в целом не скупятся на паблик-арт в своих проектах, мыслят они все-таки иными категориями, чем художники. Но искусство — это не стройка, оно требует иного подхода и расчетов, к которым не все компании готовы.
Григорий Орехов, художник и скульптор, резюмирует: «Если нет бюджета на по‑настоящему сильный объект, лучше направить средства на благоустройство. Как говорил мой отец, плохое искусство так же вредно, как и плохой врач».
Культура диалога, в которой нуждается паблик-арт
Еще одно препятствие на пути к масштабированию паблик-арта в России — это разное видение заказчиком и художником смысла, цели и формы воплощения того или иного объекта паблик-арта. Опрошенные эксперты обращают внимание, что продуктивного сотрудничества с частным бизнесом у мастера не случится, если относиться к последнему как «визуализатору» своих идей, а публичное искусство использовать как «украшение» придомовой территории.
«Конечно, многое зависит от подхода компании к коллаборациям — порой бывает непросто отстоять художественную идею, пройти все этапы согласования в крупной корпорации и сойтись во взглядах на цель проекта. К счастью, есть и другие примеры: когда я работал с командой Upside Development над арт‑объектом «Дом» для жилого квартала Upside Towers, у нас сразу сложился доверительный диалог. Команда девелопера слышала мои аргументы, давала свободу творчества и быстро приняла решение. Работать с такими людьми приятно и продуктивно — они не просто хотят украсить пространство, они понимают смысл искусства. Чем лучше будет выстроена культура диалога между девелопментом и художниками, тем выше будет уровень проектов и шире их применение», — считает Григорий Орехов.


Анастасия Перлина добавляет: «Мы намеренно не ограничиваем художниĸов в выборе материалов, формы и образов. Для нас важно донести до зрителя авторсĸую идею и индивидуальное прочтение. Более того, команда Upside Development таĸже сама ищет вдохновение у современных авторов разных направлений в искусстве. Культура была и есть важная составляющая нашей жизни».
Хорошо, когда застройщик и художник сходятся во мнении, что паблик-арт выполняет гораздо более широкий набор функций, чем просто визуальный эффект. Такие объекты создают особую атмосферу, формируют у горожан новые привычки и вызывают эмоции. Ученые выяснили, что созерцание предметов искусства работает как естественный антидепрессант, вызывая выработку гормонов счастья и снижая уровень стресса. Их сила в способности вытянуть человека из рутины, заставить остановиться, осмотреться и почувствовать мгновение, получить порцию вдохновение и настроения, одним словом, изменить нашу повседневность.
Арт‑объект также может стать точкой встречи, символом района, местом, к которому хочется возвращаться и которое способно повысить уровень привлекательности локации в целом. Например, горожане посещают исторический центр столицы, в том числе, чтобы прогуляться и получить эстетическое удовольствие, но если поставить интересный арт-объект в обычном спальном районе, то он сразу преображается, а эти досуговые функции можно перенести и туда.
Резюме: паблик-арту быть
Все опрошенные эксперты верят в большое будущее паблик-арта в России. Григорий Орехов видит большой потенциал в совершенствовании диалога между всеми участниками процесса, когда художник создает арт-объекты не для уже готового жилого комплекса или делового центра, а подключается уже на стадии проектирования, полноценно участвуя в процессе его создания. Это высший уровень взаимодействия — когда искусство интегрировано в фасад или само здание. Художник должен как минимум участвовать в процессе благоустройства, чтобы его работа жила в гармонии с местом.
Валентина Робино прогнозирует, что через несколько лет в России появится полноценная карта арт‑объектов — туристический маршрут по скульптурам, муралам, арт-пространствам. Это поможет показать, как искусство становится частью города, и именно в этом направлении развивается сотрудничество художников и девелоперов.
Источники изображений:
Пресс-служба компании Upside Development
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Рубрики



