РБК Компании

Что лучше регистрировать в качестве товарного знака: логотип или слово

Руководитель патентного бюро «Лирейт» Юрий Горбачев рассказал, о чем стоит помнить, когда принимаете решение о регистрации товарного знака.
Что лучше регистрировать в качестве товарного знака: логотип или слово
Юрий Горбачeв
Юрий Горбачeв
Управляющий партнер компании «Лирейт»

Юрист, основатель и руководитель патентного бюро «Лирейт». Больше 15 лет защищает интеллектуальную собственность бизнеса и граждан: регистрирует товарные знаки, патентует изобретения, промышленные образцы, полезные модели.

Подробнее про эксперта

«Когда принято решение о регистрации товарного знака, клиенты задаются вопросом: что лучше зарегистрировать: логотип или название? Единого ответа нет, нужно проанализировать ситуацию. Есть весомые аргументы в пользу регистрации логотипа, но иногда лучше остановится на наименовании».

Название как товарный знак 

Зарегистрировать название как товарный знак — значит, защитить исключительно словесную часть обозначения без графических элементов. Конкуренты не смогут использовать слово, которое вы внесли в реестр Роспатента. А вот графический элемент вашего логотипа, если он есть, смогут даже зарегистрировать на себя. 

Регистрировать только название можно, когда вы планируете использовать его отдельно от графических элементов. 

Например, наносить на продукцию только слово «Лилия» без изображения цветка. Что лучше регистрировать в качестве товарного знака: логотип или слово

В свидетельстве о регистрации товарного знака будет отражена только словесная часть: слово, сочетание букв или слов, предложение. Большинство обозначений в реестре Роспатента представляют собой слова без графических элементов. 

Как правило, слова хорошо воспринимаются, потому что не имеют лишних деталей. Точно подобранное словесное обозначение быстро запомнят потребители. Если зарегистрировать слоган, то его можно использовать в рекламе и повышать узнаваемость.

Словесный знак может быть:

  • на русском языке: Магнит, Пятерочка, Кубанская Буренка;
  • на иностранном языке: KAMAZ, Conte, MAKFA.

В данном случае лучше разделить словесные знаки по выбранному алфавиту:

  • кириллица;
  • латиница. 

Допустим, английское слово «Love» можно написать на кириллице «Лав» и зарегистрировать. Получается, слово иностранное, а написано на русском. Бывает и наоборот.  

Ваше словесное обозначение выглядит особым образом: имеет красивый шрифт, наклон букв? Тогда оно будет зарегистрировано как комбинированный товарный знак: слово и его графическое изображение. 

Нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака:

  • распространенные символы: №, @, %;
  • обозначения товаров определенного вида: «Термос», «Молоко»;
  • указание на товар, его вид, количество, качество, свойства, место и время производства: «25 яиц», «Сделано в Приэльбрусье»;
  • обозначения, противоречащие принципам гуманности и морали: «Просто дура»;
  • названия произведений, цитаты, имена персонажей: «Чебурашка», «Крокодил Гена»;
  • обозначения, которые вводят потребителей в заблуждение: «Зефирки» для чипсов;
  • названия объектов культурного наследия: «Эрмитаж», «Кремль»;
  • псевдоним известного лица: «Лариса Гузеева».

Трудности при регистрации словесных обозначений возникают из-за большого количества уже зарегистрированных товарных знаков. Выбрать или создать уникальное наименование не так просто. В реестре Роспатента уже больше 270 000 товарных знаков, около 80% — слова и словосочетания.

Для успешной регистрации нужно проверить словесное обозначение по базам Роспатента до подачи заявки. Это можно сделать самостоятельно или обратиться к патентным поверенным компании «Лирейт». Тогда проверка будет максимально точной. 

Минус регистрации наименования — оно не привлечет внимание потребителя, если все ваши конкуренты используют яркие логотипы. 

Логотип как товарный знак 

Графические элементы сразу бросаются в глаза. Шансы, что ваш бренд заметят, повышаются. В изобразительных товарных знаках используют изображения предметов, животных, людей, персонажей, фигур и других объектов. Они могут быть разными: реалистичными и фантазийными. 

Логотип может содержать только графические элементы или дополнительно иметь словесную часть. Регистрировать можно отдельно графическое изображение или в совокупности со словами. Тогда это будет уже комбинированный товарный знак.

Некоторые правообладатели в целях экономии регистрируют комбинированные товарные знаки, но используют графическую и словесную часть отдельно. В этом случае есть опасность — аннулирование. 

Товарный знак по закону должен использоваться в том виде, в котором зарегистрирован. При этом неиспользование в течение 3 лет дает возможность заинтересованным лицам подать заявление на аннулирование вашего знака. Поэтому нежелательно отдельно наносить на продукцию слово или изображение. 

Например, если слово «Лилия» вы наносите на этикетку, а изображение цветка на коробку с изделием, тогда лучше получить два свидетельства.Что лучше регистрировать в качестве товарного знака: логотип или слово

При регистрации комбинированного обозначения составные части отдельно друг от друга охраняться не будут.  

При проверке товарного знака в процессе регистрации эксперты будут проверять обе части обозначения. Если будут выявлены сходные слова или изображения, в регистрации откажут. 

При регистрации логотипа нужно учитывать требования к словесному элементу и к изобразительной части.

Нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака:

  • изображения, не обладающие различительной способностью: красный крест;
  • символику государств и международных организаций: флаг России;
  • графические элементы, которые вводят потребителей в заблуждение: изображение коров для продукции с заменителями молочного жира;
  • изображения, которые противоречат принципам гуманности и морали: половые органы;
  • изображения культурных ценностей: изображение Исаакиевского собора.

Логотип без словесной части зарегистрировать легче. Например, 13 февраля 2023 года мы получили решение Роспатента о регистрации интересного изобразительного товарного знака, который состоит только из двух точек и полукругов.

По нашим наблюдениям, предприниматели редко используют изобразительные товарные знаки без словесной части. Яркий и привлекательный для потребителей логотип создать сложно. К тому же с течением времени изображения устаревают и требуют обновления. Поэтому чаще предприниматели создают логотипы со словесной частью, которая остается неизменной на многие годы, а логотип периодически совершенствуют.

При регистрации логотипа подумайте, в каком цвете вы планируете использовать обозначение. Если есть однозначный ответ, то подавайте на регистрацию цветной знак. Например, товарный знак Ray of Joy мы зарегистрировали сразу в цвете. Когда предполагается использование в разных цветах, регистрируйте черно-белый знак. Так мы зарегистрировали товарный знак «Любимая баня»

Если самостоятельно вы не можете выбрать подходящий вариант, обратитесь к патентному поверенному за консультацией. 

Как выбрать, что лучше зарегистрировать: логотип или слово?

Когда у компании есть наименование и изображение, которое нужно зарегистрировать, лучше оформить права на каждый элемент отдельно. Если такой возможности нет, то проанализируйте свою ситуацию с помощью этих вопросов:

  • Какой элемент в вашем случае имеет больше шансов на регистрацию?

Если слово, которое вы используете в логотипе, уже есть в реестре, то зарегистрировать нужно уникальную графическую часть. И наоборот. 

  • Какой элемент важнее: слово или изображение?

Если без слова ваше обозначение теряет свой смысл, то зарегистрировать нужно в первую очередь его. И наоборот.

Важная рекомендация:

При регистрации слова в качестве товарного знака правообладатель может привлечь к ответственности всех нарушителей, которые используют его обозначение, независимо от варианта способа.

Например, зарегистрирован товарный знак «Лилия», выполненный стандартным шрифтом и черным цветом, нарушитель использует слово «Liliya» для продажи однородных товаров. Правообладатель может предъявить претензию, потому что обозначение схоже с зарегистрированным знаком. Даже если оно написано красным цветом и уникальным шрифтом, к ответственности привлечь нарушителя можно

Что лучше регистрировать в качестве товарного знака: логотип или слово

При регистрации комбинированного товарного знака правообладатель может гарантированно привлечь к ответственности только тогда, когда нарушитель использовал обозначение полностью или позаимствовал доминирующий элемент: слово или изображение. Когда графические элементы доминируют, а нарушитель решил использовать только слово, факт нарушения суд может не подтвердить.

Слово легче использовать на товарах, рекламной продукции, документах, вывесках. Можно менять шрифт, цвет, добавлять графические элементы. Защита все равно действует. 

Главное — после регистрации слова использовать его именно в том виде, в котором оно подано в Роспатент, не сокращать, не дополнять, не разделять. 

Я рекомендую сначала регистрировать слово, потом при необходимости оформить права на изображение. 

Знаю, что ситуации бывают разные, поэтому предлагаю клиентам предварительную консультацию. Обращайтесь, дадим рекомендации, которые вам подходят. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации06.07.2015
Уставной капитал33 000,00 ₽
Юридический адрес Республика Татарстан (Татарстан) ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ГОРОД ЗЕЛЕНОДОЛЬСК УЛ КОРОЛЕВА 11Б ПОМЕЩ. 30-1005
ОГРН 1151673001578
ИНН / КПП 1648040894 164801001
Среднесписочная численность11 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, РТ, г. Зеленодольск, ул. Карла Маркса д. 24. оф. 1

Социальные сети