РБК Компании

Музыка к столу: как звук влияет на поведение гостей в кафе и ресторанах

Рассмотрим, что известно о взаимосвязи музыки и продаж, и попробуем применить эти знания для повышения выручки в общепите
Музыка к столу: как звук влияет на поведение гостей в кафе и ресторанах
Источник изображения: Freepik.com
Максим Семейкин
Максим Семейкин
Эксперт в области аудио- и видеосистем, главный редактор медиаблога Pult.ru

Эксперт в области Hi-Fi и Hi-End с 30-летним стажем, главный редактор медиаблога Pult.ru, в прошлом главный редактор журналов «АудиоМагазин» и «What HI-FI?»

Подробнее про эксперта

Музыка в ресторане или кафе может казаться второстепенным явлением, но она влияет на посетителей гораздо сильнее, чем мы себе представляем. В человеческой психике скрыто множество механизмов, на которые воздействует звук. Изучая их, мы можем если не напрямую влиять на принятие решений, то по крайней мере создавать нужную гостям обстановку. Правильная атмосфера помогает посетителям получать эмоции, проводить больше времени в вашем заведении и чаще возвращаться. 

Рассмотрим, что известно о взаимосвязи музыки и продаж, и попробуем применить эти знания для повышения выручки в общепите.

От менестрелей к музаку

Музыка неразрывно связана с любыми социальными активностями еще с древних времен. Она сопровождала человека от племенных ритуалов вокруг костров до пышных пиров в роскошных дворцах. В песнях и мелодиях сохранялись история и традиции целых народов, но они были необходимы и для развлечений. Веками питейные заведения по всему миру полагались на живых музыкантов, создававших атмосферу, будь это бродячие менестрели средневековой Европы или американские джазовые оркестры времен сухого закона.

К началу 20-го века социальное значение музыки постепенно начало меняться. У нее появилось новое измерение — фоновое. Идейную основу для такого переосмысления сформулировал французский композитор Эрик Сати. Он придумал жанр «меблировочной музыки» — зацикленных произведений, которые должны звучать в магазинах или ресторанах, создавая ненапряжную обстановку для посетителей. Иронично, что в среде коллег-модернистов его идеи дали обратный эффект и привели к созданию минимализма и эмбиента, которые считаются довольно интеллектуальными направлениями.

Музыкальное оформление ресторана

Зато в Америке единомышленники Сати открыли настоящую золотую жилу. В 1930-е годы в Чикаго открылась компания Muzak, которая начала производить легкую инструментальную музыку для общественных мест. Эти композиции стали называть так же, как и фирму — музак. В каком-то смысле это был первый подписной музыкальный сервис, благодаря которому клиенты получали бесконечный поток незатейливой музыки для своего бизнеса. Что-то похожее на музак мы слышим и сегодня в торговых центрах, магазинах и кафе, где играют едва слышные инструменталы или лаунж-версии популярных хитов.

Как музыка влияет на посетителей

Создатели музака утверждали, что приятная, расслабленная музыка положительно влияет на людей, заходящих в кафе или магазин. Реклама гласила, что правильный фон поможет удержать клиентов и простимулирует покупки. В 30-е подобные заявления принимались на веру, а первые научные исследования начались только в 1966 году. Тогда ученые подтвердили, что уровень громкости действительно влияет на поведение посетителей, заставляя их проводить меньше времени там, где звучит более громкий саундтрек.

Более поздние исследования взялись за эту тему гораздо основательнее. Так, были обозначены основные факторы, влияющие на покупательское поведение — темп, громкость и жанр. Медленные, негромкие композиции популярных жанров помогают слушателю расслабиться и задержаться за столиком, потратив больше денег на еду и напитки. Это особенно актуально для семейных или люксовых ресторанов, аудитория которых изначально настроена провести в них несколько часов.

Музыка в ресторанах

Это вовсе не значит, что громкая и быстрая музыка обязательно навредит бизнесу. Исследования возрастных групп показали, что молодежь более склонна покупать в тех местах, где интересная им музыка звучит не где-то вдалеке, а выведена на первый план. Активный саундтрек воздействует на принятие решений, ускоряя продажи и сокращая время пребывания в заведении. Поэтому мы часто слышим какой-нибудь бодрый поп-рок в заведениях фаст-фуда, которым важно обслужить как можно большее количество посетителей за одну смену.

Как выбрать звук для зала

Впервые аудиотехника появилась в заведениях в конце 19-го века. Некий бизнесмен установил у себя в помещении новомодный фонограф, который за монетку воспроизводил записанный фрагмент песни. Популярным развлечением стало кататься от салона к салону и слушать все доступные записи, принося немаленькую прибыль владельцам. Затем фонографы уступили место патефонам, а им на смену пришли электрические провода и радио.

Сегодня же существует огромное количество акустических систем, в которых используются современные технологии. Пускай сама по себе акустика не привлечет любопытствующих гостей, с ее помощью можно создать неповторимую атмосферу вашего заведения. При подборе техники важно учитывать параметры вашего пространства и направление бизнеса.

Подумайте о том, как будет воспроизводиться музыка. Здесь существует множество опций — это может быть и усилитель, подключенный к микшерному пульту, и универсальное устройство, выполняющее сразу обе эти функции. А все может быть гораздо проще, и вашим выбором станут колонки с поддержкой Bluetooth или «умные» устройства, которые сами умеют выходить в Сеть через Wi-Fi.

Гораздо важнее выбор самих колонок, ведь от него зависит наличие тех или иных функций и итоговый звук вашего зала. Не стоит делать ставку на мощность — огромные динамики наверняка «добьют» до противоположной стены, но представьте, каково будет гостям, расположившимся возле колонок. Важно, чтобы музыка не мешала посетителям и персоналу. Ниже рассмотрим некоторые варианты решений для разных видов и размеров заведений.

Музыка в барах

Колонки для ресторана

Удачный выбор для озвучивания большого пространства — комплект настенных колонок или встраиваемой потолочной акустики. Если в вашем ресторане несколько залов, возможно, вам может подойти беспроводная мультирум-система — набор колонок в разных комнатах, управляемых с одного устройства.

Колонки для кафе

Более компактный зал требует меньших вложений — для небольшого кафе может оказаться достаточно пары настенных динамиков или беспроводных колонок с Wi-Fi. Если летом вы выносите столики на улицу, не помешает всепогодная акустика. Ее можно вывесить снаружи и не беспокоиться за сохранность во время дождей.

Колонки для бара

Музыка играет ключевую роль в барах, где часто собираются любители громкого звука, поэтому вы можете смело дополнять свою конфигурацию полноценной аудиосистемой для сценического звука. Даже если вы не планируете проводить выступления групп, мощные сценические колонки и диджейское оборудование помогут оживить ночную атмосферу и заставят гостей танцевать.

Таким образом, если уделить внимание деталям — от продуманной акустики помещения до покупки идеально звучащих колонок — можно превратить музыкальное оформление в мощный инструмент влияния на бизнес-показатели. Но не забывайте, что звук — это еще не все. Не менее важно то, что именно звучит в ваших колонках.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия