Тренд российского рынка M&A: перепродажи иностранных активов
С конца 2024 года на российском рынке слияний и поглощений наблюдается новая тенденция — перепродажа активов, ранее приобретенных у иностранных владельцев

Эксперт в M&A, Private Equity и инвестиционном банкинге. Занимал руководящие должности в УК «Тройка Диалог», Сбербанке и BCS Ultima. Экс-владелец и гендиректор агентства «Рус-Рейтинг»
Примеры кейсов, иллюстрирующих тренд
Сеть строительных гипермаркетов OBI весной 2025 года была выставлена на продажу компанией «Синдика», которая планировала выручить более 7 млрд рублей. Однако из-за операционной убыточности актива фактическая стоимость сделки, предположительно, оказалась существенно ниже ожидаемой. В конце апреля у компании появился новый совладелец: 24,99% приобрела компания «Гермес», связанная со структурами «Севергрупп». Вероятно, восстановлением прибыльности OBI займется команда ретейлера «Лента».
Группа «ЭФКО» в апреле приобрела 31,4% акций компании «Агроинвест», владеющей заводом «Масленица», который ранее принадлежал Bunge. Оставшиеся 68,6% сохранила за собой катарская KGA Holding LLC, главный акционер «Агроинвеста» (единственный собственник — Карен Ванецян). Предположительно, «ЭФКО» выкупила долю и в KGA, стремясь к консолидации актива, который легко интегрируется в существующую структуру группы и имеет перспективы развития.
Примером является и продажа бывших производственных площадок немецкого концерна Bosch. Активы были реализованы уже дважды: сначала иностранным владельцем российскому финансовому инвестору («S8 Capital»), а затем крупному промышленному холдингу («Севергрупп»), который намерен реализовать актив профильному игроку. Эта ситуация иллюстрирует тенденцию, когда первые покупатели (особенно инвестиционные холдинги) либо успешно интегрируют приобретенные активы в свой бизнес, либо перепродают их, получая прибыль за счет реализации дисконта.
Хотя некоторые сделки еще не завершены, общая тенденция очевидна: крупные российские группы перераспределяют иностранные активы. При этом важно учитывать, что из-за конфиденциальности информации не все сделки становятся публичными.
Причины возникновения тренда
Подлинные мотивы, стоящие за перепродажей активов ушедших из России иностранных компаний, уникальны в каждом конкретном случае. Тем не менее, можно выделить несколько преобладающих причин, которые часто встречаются в подобных сделках:
1) Стремление зафиксировать спекулятивную прибыль от инвестиций, изначально основанных на стратегии «купить по низкой цене, продать по высокой». Фактически, это реализация в короткие сроки ранее полученной скидки при покупке у «уходящего» иностранца, что позволяет инвестору максимизировать внутреннюю норму рентабельности (IRR). Например, можно предположить, что S8 Capital приобрела активы Cordiant, Continental и Bridgestone с целью создания готовой бизнес-вертикали для последующей перепродажи с существенной прибылью.
2) Нехватка необходимого опыта в соответствующей отрасли и угроза невыполнения ключевых показателей эффективности (KPI), установленных правительственной комиссией, с последующими санкциями со стороны государства. Хотя последние еще не закреплены законодательно, участники рынка ожидают, что они могут доходить до полной конфискации актива.
3) Значительная стоимость обслуживания заемных средств, использованных для финансирования приобретения. Увеличение ключевой ставки с 7,5% годовых летом 2023 года до 21% годовых осенью 2024 года стало неприятным сюрпризом для инвесторов, у которых доля собственных средств в структуре финансирования сделки составляла от 0% до 20% от общей суммы.
4) Продажа участнику рынка, способному реализовать потенциал актива и, следовательно, готовому предложить привлекательную цену. Например, отечественный разработчик и производитель электроинструмента ГК «Интерскол», планирующий в ближайшем будущем IPO, мог бы быть заинтересован в приобретении активов бывшего завода Bosch у «Севергрупп».
Перспективы тренда
Я считаю, что в ближайшем будущем активы, спешно реализованные зарубежными собственниками, постепенно перейдут в собственность российских компаний, для которых они представляют стратегическую важность. Финальными владельцами станут компании, обладающие опытом в соответствующей отрасли и комфортным уровнем долга. Они стремятся к расширению и готовы приобретать активы у первоначальных покупателей, которые выступили в роли временных держателей.
Думаю, в 2025 году произойдет еще несколько перепродаж зарубежных активов, однако массового характера это явление не приобретет, поскольку такие сделки сопряжены со множеством специфических сложностей. С юридической точки зрения, проблемы могут возникнуть при передаче обязательств по целевым показателям эффективности (KPI), установленным правительственной комиссией, а также опционов в пользу предыдущих иностранных владельцев. При покупке активов, ранее приобретенных в рамках выкупа акций менеджментом (MBO), остро встает вопрос о зависимости бизнеса от поддержки, технологий и компонентов, предоставляемых лояльному менеджменту со стороны бывшей материнской компании.
Представляется маловероятным и значительное количество сделок по возвращению иностранных собственников в 2025 году. Заявления российских властей указывают на то, что, прежде чем зарубежные инвесторы смогут вернуться на российский рынок, будут разработаны четкие правила, учитывающие интересы отечественного бизнеса, занявшего освободившиеся ниши. Создание и согласование такого механизма потребует длительной межведомственной работы. Не стоит исключать сопротивление со стороны текущих владельцев активов, которые приняли на себя значительные риски при покупке бизнеса в условиях неопределенности и приложили немало усилий для решения операционных проблем.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании