Как внедрить новое ПО без стресса: инструкция для руководителей
В данном обзоре эксперт компании-разработчика «РП-Интеграция» дает методику внедрений новых программных решений без сопротивления сотрудников

Основатель software-проектов для автоматизации организаций. Опыт работ в компаниях: Huawei, Alcatel, Cisco. Высшее образование СибГУТИ (г. Новосибирск) — «программное обеспечение» и «экономика»
Внедрение нового программного обеспечения на рабочих местах сотрудников — это всегда вызов. Даже если новая программа превосходит по функционалу прежнее решение, сотрудники могут сопротивляться изменениям из-за привычки и переживаний, что придется тратить время на обучение.
Наша команда «РП-Интеграция» является разработчиком программных решений для организаций. В процессе внедрений мы собираем обратную связь от руководителей и пользователей. Практика показывает, что никто не застрахован от такого человеческого фактора, как сопротивление изменениям и новшествам.
В данном обзоре рассмотрим подходы, как можно минимизировать сопротивление коллег и добиться плавного перехода к новой системе.
Выявление причин сопротивления
Прежде всего необходимо смотреть в корень проблемы. Опасения могут появиться из-за:
- Неизвестности, которая порождает страх. Сотрудники могут бояться, что не справятся с новой системой.
- Потери комфорта. Сотрудники не всегда готовы обучаться чему-то новому, тем более, когда применение старого решения вошло уже в привычку.
- Отсутствие понимания выгоды. Преимущества нового не всегда на поверхности.
- Опасения понижения статуса своей роли и даже сокращений. Если ПО автоматизирует рутинные процессы, люди могут бояться за потеряю своей значимости или ключевую роль в определенном процессе.
Обязательно проведите опрос индивидуально с каждым сотрудником. Не лишним будет общая встреча с коллективом, чтобы выявить и устранить главные опасения будущих пользователей.
Вовлечение сотрудников в процесс
Не делайте секрета из планируемого внедрения. Ваши коллеги поддержат любые начинания, в которых они активно участвуют.
Сформируйте пилотную группу для предварительного тестирования. Выберите несколько сотрудников (включая скептиков и консерваторов), которые первыми протестируют ПО и предоставят обратную связь, как положительную, так и отрицательную.
Зафиксируйте все идеи от обратной связи после тестирования. Позвольте коллегам предложить доработки. Не блокируйте негативные отзывы, так как критика новой программы при тестовой эксплуатации позволят выявить возражения и работу с ними.
Организация обучения и поддержки
Одна из главных причин сопротивления новой программе и возможного «скрытого» саботажа — неумение пользоваться системой. Решение:
- Поэтапное обучение. Не требуйте сразу от сотрудников-пользователей максимального применения новой системы. Составьте план поэтапного внедрения и соответственно поэтапного обучения сотрудников. При необходимости попросите разработчика провести обучение и погружение в программное решение. Для этого не обязательно проводить встречи в офисе. Все можно сделать удаленно. Также помогут видеоуроки по работе с программой.
- Геймификация. Можно рассмотреть нестандартные подходы для вовлечения в новый программный продукт. Например, проведение конкурса на лучшего пользователя с поощрениями.
- Внутренняя служба поддержки. Сформируйте внутреннюю группу поддержки из IT специалистов и продвинутых коллег. Мотивируйте их оказывать помощь своим коллегам в процессе внедрения новой системы.
- Обращайтесь за помощью к разработчику программы. Любой разработчик программного обеспечения заинтересован в положительном опыте применения своих решений.

Персональные выгоды и мотивация
Лучшим мотиватором применять что-то новое является четкое осознание сотрудником персональных выгод от изменений. Донесите до каждого работника пользователя существенные выгоды для него:
- Истории успеха — покажите кейсы, где ПО помогло коллегам сэкономить время.
- Материальные поощрения —предложите премии и прочие бонусы за активное использование новой программы и за озвученные идеи по улучшению.
- Упрощение работы — покажите, как новая система поможет с рутинными задачами (например, автоматические отчеты вместо ручного анализа нескольких файлов Excel и т.п.).
Применение строгих мер — в самом крайнем случае
Как показывает практика, даже после всех попыток поэтапного внедрения новой системы, остаются сотрудники, которые продолжают саботировать применение нового программного решения. В таком случае можно прибегнуть к дополнительным управленческим и директивным методам:
- Повторные индивидуальные беседы —попробуйте снова выяснить причины сопротивления, возможно, сотруднику нужна дополнительная помощь.
- KPI и отчетность — если новое программное обеспечение критично для компании, то уровень использования нового ПО можно включить в показатели эффективности сотрудника.
Вывод
Ключ к успешному внедрению — открытость и общение с коллегами. Активно вовлекайте сотрудников в процесс внедрения, устраняйте их страхи через показ преимуществ. Используйте поэтапные методы, но при необходимости будьте готовы к директивным подходам, если сопротивление положительным новшествам превращается в опасный саботаж.
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты