РБК Компании
Главная D&A Partners 4 февраля 2025

Как изменилось крипторегулирование в январе 2025

Елизавета Лобутева рассказывает о главных изменениях в крипторегулировании, произошедших в январе этого года
Как изменилось крипторегулирование в январе 2025
Источник изображения: Личный архив компании
Елизавета Лобутева
Елизавета Лобутева
Юрист, специалист по цифровому регулированию

Специализируется в вопросах английского права, транзакционного и бизнес-права, регулирования криптоактивов. Занимается сопровождением блокчейн проектов

Подробнее про эксперта

Великобритания вводит изменения в регулирование стейкинга криптовалют

8 января 2025 года Казначейство Великобритании внесло изменения в законодательство, исключив криптовалютный стейкинг из категории коллективных инвестиционных схем (CIS).

Стейкинг — процесс участия в операциях Proof-of-Stake-блокчейна путем замораживания токенов в качестве залога для подтверждения транзакций.

Эти изменения вступили в силу 31 января 2025 года и значительно упростят требования для компаний, занимающихся стейкингом.  

Теперь стейкинг криптовалют, соответствующий определенным критериям, больше не будет считаться коллективной инвестиционной схемой. Под такими критериями подразумевается использование взаимозаменяемых и передаваемых (transferable) криптоактивов для подтверждения транзакций в блокчейне. Криптоактив считается «передаваемым», если он предоставляет право на передачу или описывается как таковой в документации.  

Ранее у участников рынка не было ясности, подпадает ли стейкинг под регулирование CIS. Теперь изменения устраняют эту неопределенность, исключая стейкинговые сервисы, в том числе те, что объединяют криптовалюту пользователей для работы по блокчейн-протоколам, из-под требований CIS, если они соответствуют условиям «квалифицированного стейкинга».

США пересматривают подход к цифровым активам: акцент на прозрачность и децентрализацию

С приходом новой администрации курс регулирования цифровых активов в США претерпевает значительные изменения. Президент Трамп сразу после вступления в должность подписал указ «Укрепление лидерства Америки в цифровых финансовых технологиях» (Strengthening American Leadership in Digital Financial Technology), который задает новый вектор в подходе к регулированию.  

Ключевые меры включают:

  • Отмену ранее принятых указов, ограничивавших инновации в цифровых финансах.  
  • Создание рабочей группы под руководством специального советника по ИИ и криптовалютам, которая займется разработкой согласованной стратегии регулирования.  
  • Запрет разработки и внедрения цифровой валюты центрального банка (Central Bank Digital Currency, CBDC) и продвижение стейблкоинов, обеспеченных долларом, для укрепления позиции доллара на мировом рынке.  
  • Подготовку федерального регулирования для выпуска и обращения цифровых активов, включая стейблкоины, с акцентом на рыночную структуру, надзор, защиту потребителей и управление рисками.  
  • Оценку идеи создания национального резерва цифровых активов.  

В дополнение к этому исполняющий обязанности председателя SEC Марк Т. Уеда объявил о создании рабочей группы по криптоактивам. Под руководством комиссара Хестер Пирс эта группа будет разрабатывать нормативную базу, включая требования к регистрации криптобизнесов, раскрытию информации и улучшению координации с федеральными, государственными и международными органами для создания сбалансированной системы регулирования. 

США выделили три ключевых приоритета в своей новой стратегии по цифровым активам:  

1. Повышение прозрачности регулирования

Указ направлен на разработку четких и понятных правил для цифровых активов, которые будут способствовать развитию инноваций, сохраняя целостность рынка.  

Ключевым аспектом станет четкое распределение полномочий между регуляторами, такими как SEC и CFTC, чтобы избежать дублирования функций. Это позволит бизнесу и инвесторам быть уверенными в своих действиях и снижении правовой неопределенности.  

Такой подход заменит практику «регулирования через судебные разбирательства» на более предсказуемую и структурированную модель.  

2. Синергия блокчейна и технологий искусственного интеллекта

Указ подчеркивает важность публичных блокчейн-сетей как драйвера экономического роста и инноваций. Он защищает права граждан и компаний на использование блокчейнов для законных целей, таких как разработка программного обеспечения, валидация транзакций и самостоятельное хранение цифровых активов.  

Кроме того, закладывается основа для интеграции блокчейна с ИИ, что может привести к созданию новых приложений и укреплению технологического лидерства США. Рабочая группа президента изучит возможные синергии между этими технологиями.  

3. Отказ от CBDC в пользу децентрализованных решений

Администрация приняла четкую позицию против разработки CBDC, считая их инструментом централизации, который угрожает финансовой конфиденциальности граждан, предоставляя возможность отслеживать транзакции.  

Вместо этого делается акцент на поддержке стейблкоинов, обеспеченных долларом, как децентрализованной альтернативы, сочетающей экономическую свободу и инновации. Это решение также направлено на укрепление глобального доминирования доллара без риска потери приватности.  

Эти меры знаменуют переход к новой эпохе регулирования цифровых активов в США. Четкость и структурированный подход заменяют неопределенность, создавая благоприятные условия для ответственного развития криптоиндустрии. Несмотря на высокие требования, которые будут включены в новую нормативную базу, эти изменения можно считать значительной победой крипторынка в борьбе с регуляторным давлением SEC.

ОАЭ уточняет применение НДС к майнингу криптовалют

14 января 2025 года Федеральное налоговое управление ОАЭ (FTA) выпустило публичное разъяснение №39 (VATP039), касающееся применения НДС к операциям, связанным с майнингом криптовалют. Это стало продолжением недавнего расширения освобождения от НДС для некоторых операций с виртуальными активами, предусмотренного Постановлением Кабинета министров №100 от 2024 года.

Ключевые моменты разъяснения:

  • Определение майнинга криптовалют:
    Майнинг криптовалют включает использование специализированного оборудования (майнинговых установок) для проверки транзакций в блокчейне конкретных криптовалют. За предоставление вычислительной мощности майнеры получают вознаграждение.
  • НДС при майнинге криптовалют:
    • Майнинг для третьих лиц: Услуги майнинга, предоставляемые на заказ для другой стороны, считаются облагаемыми операциями, подлежащими НДС по ставке 5% или 0% в зависимости от обстоятельств. При этом входной НДС на связанные расходы можно возместить, если майнинг является облагаемой операцией.
    • Майнинг для собственных нужд: Майнинг, осуществляемый для себя, не признается облагаемой операцией, так как отсутствует прямая связь между полученным вознаграждением и деятельностью майнера, а также конкретный получатель услуги. Входной НДС на расходы, такие как покупка оборудования или аренда помещений, не подлежит возмещению в рамках правил НДС.
    • Механизм обратного начисления: Компании в ОАЭ, получающие услуги майнинга от нерезидентов, обязаны учитывать НДС по механизму обратного начисления.
    • Нерезиденты-поставщики услуг: Иностранные компании, предоставляющие услуги майнинга компаниям или не облагаемым лицам в ОАЭ, обязаны зарегистрироваться в ОАЭ для целей НДС и учитывать НДС по таким операциям.

Эти разъяснения обеспечивают единообразие в применении правил НДС к растущему сектору и предоставляют важные ориентиры для компаний, работающих в сфере виртуальных активов в условиях развивающегося налогового регулирования ОАЭ.

Кения представляет законопроект о поставщиках услуг, связанных с виртуальными активами, 2025

Кения сделала значительный шаг к регулированию цифровых активов, представив законопроект о поставщиках услуг, связанных с виртуальными активами (Virtual Asset Service Providers Bill, 2025). Этот проект закона направлен на создание комплексной регуляторной базы для поставщиков услуг, связанных с виртуальными активами (VASPs), обеспечивая прозрачность рынка, защиту потребителей и соответствие стандартам по борьбе с отмыванием денег (AML) и финансированием терроризма (CFT).

Что регулирует законопроект?

Законопроект распространяется на VASPs, ведущих деятельность в Кении, и требует получения лицензии для ведения бизнеса. Основные регулируемые виды деятельности включают:

  • Биржи виртуальных активов — платформы для обмена виртуальных активов на фиатные деньги или другие виртуальные активы.
  • Провайдеры виртуальных кошельков — услуги по хранению и передаче цифровых активов.
  • Платежные процессоры виртуальных активов — компании, обеспечивающие обработку транзакций с цифровыми активами.
  • Брокеры виртуальных активов — посредники, управляющие обменом виртуальных активов от имени клиентов.
  • Первичные предложения виртуальных активов (IVAO) — выпуск и продажа виртуальных активов широкой публике, требующие одобрения регулятора.
  • Инвестиционные консультации — рекомендации по цифровым активам, включая невзаимозаменяемые токены (NFTs).
  • Эскроу-услуги для виртуальных активов — хранение активов третьей стороной до выполнения условий сделки.
  • Майнинг и валидация виртуальных активов — деятельность по подтверждению транзакций.

Что не регулирует законопроект?

Законопроект исключает из своего регулирования следующие категории цифровых активов и деятельности:

  • NFTs, за исключением случаев их использования в качестве платежных, инвестиционных или финансовых инструментов.
  • Цифровые активы в закрытых экосистемах, включая программы лояльности и платформенные токены, которые нельзя обменять на фиатные деньги или другие активы.
  • Цифровые валюты центрального банка (CBDC) или другие цифровые аналоги фиатной валюты, выпущенные Центральным банком Кении.
  • Цифровые ценные бумаги и финансовые инструменты, регулируемые существующими финансовыми законами.

Ключевые требования к VASPs

Законопроект вводит строгие требования для организаций, желающих работать как VASPs:

  • Лицензирование: Все VASPs обязаны получить лицензию от Управления рынков капитала (CMA) или Центрального банка Кении (CBK) в зависимости от их бизнес-модели.
  • Операционные требования: Лицензированные компании должны поддерживать минимальные требования к капиталу, соблюдать меры кибербезопасности, иметь политики защиты потребителей и выполнять требования AML/CFT.
  • Корпоративное управление: VASPs обязаны иметь квалифицированных директоров, назначать генерального директора и обеспечивать добросовестное ведение бизнеса.
  • Постоянное соблюдение требований: Компании должны ежегодно представлять аудиторские отчеты, уведомлять регуляторов о существенных изменениях в бизнесе и внедрять меры управления рисками.
  • AML/CFT-обязанности: Строгие требования KYC (знай своего клиента) и отчетности, направленные на борьбу с финансовыми преступлениями. Регуляторы получают широкие полномочия для проведения проверок и применения санкций за несоблюдение.

Введение законопроекта о поставщиках услуг, связанных с виртуальными активами, в Кении является важным шагом в развитии регулирования цифровых активов. Законопроект создает структурированную среду, обеспечивает защиту потребителей и выравнивает Кению с международными стандартами AML/CFT. Если законопроект будет принят, он внесет ясность для бизнеса и инвесторов, способствуя инновациям и снижению рисков в секторе виртуальных активов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
26 мая 2022
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, пер. Газетный, д. 3-5, стр. 1, офис 229, 229а
ОГРН
1227700301256
ИНН
9703089619
КПП
770301001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия