25 вопросов, которые стоит задать PR-агентству перед началом работы
Основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова о том, как понять, подойдет ли вам PR-агентство, до старта сотрудничества

В коммуникациях более 13 лет. Входила в жюри нескольких престижных премий в области PR, преподавала как практик в московских вузах. Ведет Telegram-канал о коммуникациях PR Perfect.
Когда компания впервые формулирует запрос на PR, бывает сложно понять, как выбрать партнера. При этом важно сделать этот выбор правильно, потому что бизнес, заключая договор с PR-агентством, фактически дает ему право представлять себя в публичном поле. В этой статье делимся знаниями о том, как определить, что перед вами достойный партнер по PR: когда сильные компании работают с сильными агентствами, от этого выигрывают все, в том числе рынок коммуникационных услуг в целом. Эта «шпаргалка» будет полезна и бизнесу (чтобы задать вопросы потенциальному подрядчику), и агентствам (чтобы заранее подготовиться к диалогу с заказчиком).
Общие вопросы об агентстве
Это вводный и важный блок вопросов. На этой стадии компания формирует общее представление об агентстве, а также дает информацию о себе. Вопросы могут быть общими, но важно, как на них отвечают: сильное агентство легко расскажет вам о релевантном опыте и похвастается наградами.
Часто компании в первую очередь спрашивают агентства о профильных кейсах: например, девелопер запрашивает опыт работы с конкурентами из сферы недвижимости и строительства, консалтинговая компания — с продвижением B2B-услуг и т. д., в то время как целесообразнее спрашивать не о работе с компаниями из вашей отрасли, а об опыте решения аналогичных задач. Здорово, если в ходе разговора получится выяснить, какой у сотрудников агентства ход мыслей, близок ли он вам. Все это поможет защититься от шаблонных решений, которые уже предлагали десяткам клиентов до вас.
1. Как давно агентство существует на рынке?
2. С какими компаниями или проектами успело поработать: какие были цели и задачи и как с ними справились?
3. Какие основные направления услуг и регионы, в которых работает агентство?
4. Есть ли премии и награды за достижения в последние 2-3 года?
5. Может ли агентство предоставить рекомендации бывших и действующих клиентов?
6. Креатив: делает ли агентство креативные проекты и какими самыми успешными примерами может поделиться?
7. Есть ли опыт работы с маркировкой рекламы и ОРД?
8. Цены — есть ли порог входа в агентство, специальные условия и т. д.?
Вопросы о команде агентства
Очень значимый блок вопросов — про людей. Часто на первое знакомство с компанией от агентств приходит менеджер по развитию или генеральный директор. Мы любим сразу знакомить с командой на личной встрече, онлайн-звонке или хотя бы на слайде в презентации. Так сразу понятно количество сотрудников, которое агентство планирует выделить на проект, их опыт, должности и достижения. Не нужно стесняться спрашивать об образовании людей, их географии и профиле работы.
9. Сколько человек будут работать в команде проекта, их позиции, и почему строите команду именно так? Попросите представить команду с ролями и вопросами, по которым к каждому стоит обращаться.
10. Какой опыт работы и образование у проектной команды: с какими проектами или компаниями работали и каких результатов добились?
11. Какой график работы у команды и совпадает ли он с графиком вашей компании? Если у компании высокий риск возникновения кризиса, готово ли агентство назначить ответственного (дежурного), который будет всегда на связи?
12. Где находится команда — сможет ли приезжать в город, где базируется компания, при необходимости?
Вопросы о процессе работы
После того, как вы все узнали об истории агентства и команде, можно переходить к самому важному: как вы будете работать вместе. Этот пул вопросов учитывает организационные моменты: здесь вы определяете, сможет ли потенциальный партнер подстроиться под ваш формат работы. Например, агентство привыкло общаться в Telegram-чате, а ваша команда — только в почте или, может быть, отправку срочных сообщений важно поддерживать телефонным звонком напрямую директору по маркетингу. Стоит обозначить заранее комфортный вам формат работы, в большинстве случаев агентство легко под него подстроится.
Также часто встречается вопрос от компаний о том, с какими СМИ работает агентство, в каких изданиях есть теплые контакты. На самом деле это не показатель качества агентства: профессиональному пиарщику не составит труда найти контакт целевого журналиста. Гораздо важнее, есть ли у PR-специалиста понимание, как упаковать ваши ключевые сообщения и новости, чтобы они были интересны этому журналисту и ЦА.
Также стоит уточнить все, что касается проекта: как будете вести проектный менеджмент, как оценивать эффективность коммуникаций и понимать, справляется агентство со своей работой или нет.
Скорее всего, если вы уже сформировали потребность в PR и обращаетесь в агентство, у вас есть собственное «видение прекрасного», то есть подход к оценке эффективности коммуникаций. При этом обсудить и сопоставить ваши соображения с опытом агентства все равно может быть полезно. Возможно, такой разговор натолкнет вас на новые мысли и механики измерения эффективности.
Важно понимать (и убедиться, что это понимает агентство), что влияние PR на абсолютные финансовые показатели бизнеса измерить чаще всего нельзя. Как правило, определить реальное воздействие PR-кампании на вашу ЦА может грамотное социологическое исследование, которое требует больших финансовых затрат, часто превышающих весь ваш бюджет на PR-кампанию. Поэтому так важно на берегу обсудить, что будет значить эффективность коммуникации в вашем конкретном случае, чтобы потом ни у кого не было обманутых ожиданий.
13. Как ведется проект: как в агентстве отслеживают ход ежедневной работы и контролируют прогресс, по каким критериям понимают, что есть проблемы?
14. Что делают, если проект идет не так, как должен? Если в опыте есть такой кейс — пусть расскажут о нем.
15. Что агентство понимает под эффективностью PR? Можно ли как-то оцифровать влияние PR на бизнес-показатели?
16. Какие метрики оценки эффективности PR-работы используют в агентстве, как планируется оценивать результаты по вашему проекту и почему именно так? С помощью каких программ и специалистов будут анализировать динамику качественных и количественных показателей?
17. В каком формате агентство будет отчитываться о результатах своей работы (по почте, в Telegram-чате, на онлайн- или офлайн-встречах и т. д.)?
Вопросы о документообороте и юридических аспектах
Классический блок, который обычно в лучшем случае оставляют на суд бухгалтерии или юристов, а то и вовсе пропускают. Тем не менее, стоит сформировать хотя бы поверхностное представление о юридических аспектах, которые нужно будет учитывать.
18. В каком виде ведется документооборот: электронном или бумажном?
19. Особенности заключения договоров и дополнительных соглашений (сколько времени занимает процедура, может ли агентство предоставить необходимую для службы безопасности компании документацию)?
20. Правила расторжения договора: как и за столько нужно уведомлять агентство о своем решении расторгнуть контракт?
21. Если у вас есть необходимость, готово ли агентство подписать NDA (соглашение о неразглашении информации)?
22. Работает ли агентство с банковским обеспечением договора?
23. Про формат оплаты — агентство работает только по предоплате или возможна постоплата, и в течение какого количества дней?
Вопросы о ценностях
Этот пул вопросов обсуждается крайне редко, чаще всего такие вопросы задает крупный бизнес, который тщательно подходит к выбору даже не агентства, а партнера в работе. Он чем-то напоминает собеседование и часто называется сhemistry-meeting. В рамках разговора про ценности нет точного списка вопросов, мы добавили сюда те, с которыми встречались на практике. Такой открытый разговор позволяет понять, смогут компания и агентство сойтись в работе или нет, даже, если они совпали по всем вопросам выше.
24. С какими компаниями агентство никогда не стало бы работать и почему?
25. Кто СЕО и ключевые лица в агентстве: чем они примечательны как личности, какими принципами в работе они никогда не поступятся?
Эти вопросы позволят вам оценить уровень агентства, правдивость информации, которую оно дает о себе, и понять, есть ли между вами «мэтч». Все для того, чтобы дальнейшая работа шла как по маслу и принесла именно тот результат, на который вы рассчитываете.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети