Как оспорить результаты спецоценки условий труда
От качества проведения СОУТ зависит не только безопасность работников но и суммы расходов предприятия на охрану труда

Член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Глава Общественной приемной бизнес-омбудсмена г. Москвы по созданию и обеспечению безопасных условий труда
В последнее время к нам — в общественную приемную бизнесомбудсмена Москвы по созданию и обеспечению безопасных условий труда часто поступают вопросы об экспертизе СОУТ (спецоценки условий труда), корректности механизмов ее проведения и возможности ее оспаривания, как со стороны работников, так и со стороны работодателей. В этом материале мы с коллегами — экспертами Ассоциации «СИЗ» решили ответить сразу на все вопросы, касающиеся СОУТ, ведь от корректности ее проведения зависит не только безопасность на рабочих местах, но и в значительной степени сумма материальных затрат работодателя на охрану труда.
Итак, законодатель установил инструмент для защиты интересов работников, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях труда — проведение государственной экспертизы условий труда.
Что такое государственная экспертиза условий труда, в законодательстве четко не определено, однако вполне ясно прописаны ее цель, субъекты и объекты, а также порядок проведения. Целью проведения экспертизы являются:
- качество проведения специальной оценки условий труда (СОУТ);
- правильность предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- оценка фактических условий труда работников.
Необходимость проведения экспертизы может быть вызвана как требованием законодательства, так и наличием конфликтной ситуации: несогласие работодателя с действиями специализированной организации по проведению СОУТ, или несогласие работника с результатами СОУТ. Работники могут посчитать, что проверка была проведена некорректно и оспорить результаты СОУТ, чтобы вернуть себе выплаты.
Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) стала обязательной процедурой с 1 января 2014г. Под СОУТ понимаются мероприятия по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам ее проведения для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Бывает, что для уменьшения расходов работодатели нанимают специализированные организации, которые проводят некачественную СОУТ, занижают классы условий труда, и снижают размер социальных гарантий и компенсаций.
Если гарантии и компенсации за вредные условия труда установлены неверно и противоречат нормам трудового законодательства, работодатель несет необоснованные затраты на их предоставление. К расходам работодателя на предоставление работникам таких гарантий и компенсаций относятся:
- расходы на оплату труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);
- расходы на оплату ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
- затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ст. 220 ТК РФ);
- расходы на выдачу молока или равноценных пищевых продуктов по установленным нормам работникам, занятых на работах с вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания — на работах с особо вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ);
- затраты на сокращенную продолжительность рабочего времени в неделю на работах с вредными условиями труда 3-й или 4-й степени (то есть подклассы вредности 3.3 и 3.4) или опасным условиям труда — не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ).
Какие органы проводит государственную экспертизу условий труда
1.Федеральная инспекция труда
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Например, в г. Москве государственную экспертизу условий труда проводит Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (ДСЗН).
Лица, осуществляющие госэкспертизу имеют право:
- Беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в установленном порядке.
Помимо прав на проверяющих возлагаются обязанности:
- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС;
- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений
Проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя по заявлениям ст. 24 Закона № 426-ФЗ):
- работников;
- профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
- комиссий по расследованию несчастных случаев, а также работодателей, их объединений;
- страховщиков;
- органов исполнительной власти;
- организаций, проводивших СОУТ.
Размер платы определяется на основании требований приказа № 682н.
При проведении экспертизы условий труда работников холдингов в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда Роструд плату не взимает (п. 29 приказа «№ 232). В круг заявителей входят работодатели и их объединения, работники и профсоюзы организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения ЮЛ), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов РФ.
Соответствующая государственная услуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления о ее предоставлении.
Основания для проведения государственной экспертизы условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:
- определений судебных органов;
- обращений органов исполнительной власти;
- актов комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (ст. 213 ТК РФ, п. 2 приказа № 775н).
Инициировать проверку могут работники. Если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (подп. «г» п. 11 приказа № 775н).
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда
При приеме заявления и необходимых документов, представленных на бумажном носителе заявителем лично, на втором экземпляре заявления проставляется дата приема и указывается фамилия должностного лица, принявшего заявление.
После регистрации заявление передается руководителю (заместителю руководителя) службы, который рассматривает его в день поступления и с указанием по исполнению направляет руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения. Последний в течение одного рабочего дня рассматривает заявление и передает его на исполнение должностному лицу.
При получении заявления в форме электронного документа должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день регистрации заявления направляет заявителю подтверждение его получения в виде электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Последовательность процедур определена гл. III приказа № 775н, в том числе:
- рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда;
- проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;
- организация проведения (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);
- оформление результатов государственной экспертизы условий труда.
Срок проведения экспертизы определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда оснований для государственной экспертизы условий труда.
В случае невозможности их проведения в течение указанного срока экспертиза может быть продлена руководителем органа государственной экспертизы условий труда на основании служебной записки о согласовании продления государственной экспертизы условий труда, но не более чем на шестьдесят рабочих дней.
Согласно п. 23 приказа № 775н государственная экспертиза условий труда не проводится:
- при отсутствии в заявлении сведений о полном наименовании заявителя, оплате экспертизы (пп. «а» — «е» п. 11 приказа № 775н);
- при непредоставлении работодателем (если он является заявителем) комплекта документов, прилагаемых к заявлению, в том числе по результатам направления органом государственной экспертизы условий труда дополнительных запросов о предоставлении документов, при их наличии у работодателя;
- при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая СОУТ, копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- при представлении подложных документов или заведомо ложных сведений;
- при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ;
- при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения индивидуальным предпринимателем своей деятельности;
- в случае отсутствия в документах и материалах, прилагаемых к представлению государственной инспекции труда, представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальных органов акта проверки или иных документов по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подтверждающих обоснованность изложенной в представлении информации.
Согласно п. 27 приказа № 232 основания для отказа в приеме документов не предусматриваются. Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги. В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):
- отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 приказа № 232;
- непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 приказа № 232;
- поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 приказа № 232;
- представление подложных документов или заведомо ложных сведений.
Оформление результатов государственной экспертизы условий труда
По результатам экспертизы составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда:
- в случае оценки качества проведения СОУТ — форма приложения № 9 приказа №765н;
- для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда — форма приложения № 10; приказа 765н;
- для оценки фактических условий труда — форма приложения № 11 приказа № 765н.
Рассмотрение разногласий
В случае возникновения разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда по качеству проведения СОУТ арбитром выступает Минтруд России. Его заключение является обязательным к исполнению всеми участниками.
Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 51 приказа № 775н).
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты