Будущее дорожного строительства: тренд на экологию и долговечность
Снижение углеродного следа при строительстве и ремонте дорог — одна из важнейших задач, которые стоят сегодня перед дорожной отраслью

Более 15 лет в дорожной отрасли. Курирует вопросы качества выпускаемой продукции, организации технологических процессов, в том числе внедрение в производство инновационных разработок
Снижение углеродного следа при строительстве и ремонте дорог — одна из важнейших задач, которые стоят сегодня перед дорожной отраслью. Что предлагают современные технологии, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду, при этом сохранить и даже улучшить качество производимой асфальтобетонной смеси?
Инновации в дорожном строительстве оказались в фокусе внимания на конференции «Асфальтобетон», которая состоялась в начале февраля в Санкт-Петербурге с участием ведущих экспертов отрасли со всей страны. Свой практический опыт применения ресурсосберегающих и эффективных технологий представила группа компаний «АБЗ-1»: главный технолог «Асфальтобетонного завода №1» Сергей Шибалов рассказал о перспективах применения «теплых» асфальтобетонных смесей.
«Теплый» асфальтобетон — рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) с применением «теплых» технологий (вспененное битумное вяжущее, водосодержащие добавки, химические добавки или органические добавки), приготовленная при сниженной температуре. Многочисленные зарубежные исследования и опыт показывают, что более низкие температуры смешивания и укладки асфальтобетонных смесей сводят к минимуму выбросы дыма. Количество выбросов снижается примерно на 50% на каждые 12°C понижения температуры выпуска асфальтобетонной смеси.
Группа компаний «АБЗ-1» одна из первых в стране начала осваивать эту энергосберегающую технологию, и сегодня готова выпускать такую смесь на всех производственных площадках.
Распространение и востребованность «зеленой» технологии привели к разработке стандартов. Вначале при работе со такими смесями использовались ПНСТ — предварительные национальные стандарты (ПНСТ 358-2019, ПНСТ 359-2019), которые в дальнейшем перешли в ГОСТ Р 70396-2022 и ГОСТ Р 70397-2022.
Собственный опыт «АБЗ-1» и инструментальные измерения доказали высокую эффективность технологии для снижения концентрации вредных веществ в воздухе. Кроме того, увеличивается производительность выпуска: при производстве «теплой» асфальтобетонной смеси наблюдается снижение расхода топлива для нагрева каменного материала и сокращение времени перемешивания в смесителе асфальтосмесительной установки. Сама смесь получается более удобоукладываемой, что уменьшает количество проходов уплотняющей техники. А за счет снижения скорости старения вяжущего увеличивается долговечность покрытия.
Первые экспериментальные участки в Санкт-Петербурге с применением «теплого» асфальтобетона показали по результатам мониторинга схожие результаты с участками из традиционного асфальтобетона. В 2024 году «теплые» асфальтобетонные смеси были уложены на пр. Римского-Корсакова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга — смесь SP-16Т в выравнивающем слое и SMA-16 в верхнем слое покрытия.

Опыт «АБЗ-1» при производстве такой смеси для этих участков показал следующие результаты:
Механическое вспенивание битумного вяжущего может применяться и при производстве горячих смесей, то есть без понижения температурных режимов. В этом случае главный положительный эффект от применения технологии заключается в возможности увеличения времени доставки асфальтобетонной смеси до 5-6 часов.
Технология «теплых» асфальтобетонных смесей обладает выраженным энерго- и природосберегающим эффектом, повышает удобство укладки смеси и долговечность устроенного покрытия — без изменения самого рецепта смеси. Можно сказать, что это дополнительная экологичная «опция», которая становится все более востребована у заказчиков.
В планах компании — дальнейшее внедрение и популяризация технологии для увеличения эффективности производства и бережного отношения к природным ресурсам.
Источники изображений:
Фотоархив группы компаний «АБЗ-1»
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль