Почему сотрудники плохо работают: новый взгляд на бизнес-процессы
Как увеличить выручку компании на 50% всего за 8 месяцев и всегда ли нужно менять команду при низкой продуктивности персонала
Задачи:
- Оценить и повысить эффективность рабочих процессов в организации, специализирующейся на дистрибуции лакокрасочных материалов;
- Выявить риски и ошибки;
- Увеличить продажи;
- Разработать и предложить систему мотивации персонала.
Причины:
- Отсутствие роста компании;
- Низкий уровень прибыли;
- Недостаток мотивации у персонала;
- Конфликты внутри команды.

«Сотрудники не виноваты в том, что плохо работают», — именно к такому выводу я пришла после семи лет управления бизнесом, когда стала коммерческим директором компании, занимающейся дистрибуцией.
1. Выяснение обстоятельств
Когда я приступила к своим обязанностям, собственник компании (он же — генеральный директор) рассказал мне о текущей ситуации в организации. Со слов владельца, проблема заключалась в следующем:
- В компании наступила стагнация;
- Количество продаж не увеличивалось, хотя руководитель видел большие возможности для роста выручки;
- По мнению директора, сотрудники отдела продаж работали плохо и были не вовлечены в рабочие процессы;
- Коллектив представляли равнодушные и безответственные люди, которые саботировали все позитивные изменения — даже стоял вопрос о полной смене персонала.
Прежде, чем начать увольнение людей, я решила провести аудит бизнеса, проанализировать внутренние процессы, пообщаться с персоналом и узнать сотрудников поближе. И ситуация оказалась на самом деле абсолютно противоположной той, о которой говорил владелец.
Я выяснила, что на самом деле люди были очень инициативными и ответственными. Они болели душой за дело и компанию и проявляли готовность выложиться на все 200% для достижения целей компании, а также генерировать идеи, немедленно воплощая их в жизнь. Но они просто не могли все это реализовать, и в этом не было их вины. Что же тогда происходило? Почему мнения собственника и его сотрудников так кардинально отличались?
2. Выявление причин стагнации
Анализ деятельности организации показал, что именно бизнес-процессы не позволяют людям показывать хорошие результаты и сдерживают рост компании на прежнем уровне. Вот такую картину я увидела:
- Наличие на складе больших, неликвидных остатков товара. Дефицит товарных позиций, которые пользуются спросом у клиентов.
Отдел продаж не может предложить клиентам те продукты, которые хотят видеть потенциальные покупатели. На складе залежался остаток неликвидного товара на сумму с шестью нулями, а продавать по факту нечего, поскольку ликвидный товар в дефиците распродается, еще не доехав до склада.
В ходе аудита мной было установлено, что основные проблемы обусловлены тем, что:
- В отделе закупок отсутствовали налаженные процессы;
- Каждый сотрудник принимал решение по заказу товара самостоятельно и на свое усмотрение;
- Персонал не умел делать аналитику продаж и правильно рассчитывать норму товарного запаса и точку заказа;
- Ассортиментная матрица не была согласована, поэтому каждый поставщик привозил тот товар, который считал нужным;
- Отсутствовали бизнес-процессы в работе складского подразделения;
- Наблюдалась задержка в оприходовании товара на складе до 14-ти дней;
- Очереди клиентов на складе из-за долгого ожидания отгрузки;
- Товар доставлялся с задержкой на несколько дней, а в поставках было много бракованных изделий;
- Отдел продаж и отдел закупок общались между собой исключительно на повышенных тонах, выясняя отношения и предъявляя обоюдные претензии вместо того, чтобы объединиться и решать проблемы;
- Отсутствовало взаимодействие всех подразделений. Сотрудники компании не пытались найти общий язык и договориться между собой. Именно последний факт и навел собственника бизнеса на мысль о том, что если поменять персонал, все само собой наладится. Но это оказалось далеко не так.
Неблагоприятная ситуация сложилась в компании по причине того, что процессы на складе не были четко прописаны и регламентированы — каждый сотрудник сам себе придумывал, как, что и когда он будет делать. Кроме того, на складе постоянно не хватало товара, и эта проблема также была связана с тем, что процессы не упорядочены — было сложно определить, сколько человек потребует тот или иной процесс.
Как следствие, совокупность этих факторов останавливала сотрудников отдела продаж и мешала им привлекать новых клиентов или увеличивать продажи. Персонал видел, что склад не может обработать существующий объем продаж качественно, и в результате люди постоянно сталкивались с претензиями клиентов.
По моему мнению, отдел продаж поступал абсолютно правильно. И в этом, опять-таки, нет его вины: сотрудники были бы рады работать на развитие компании, наращивая ее производственные мощности. Но, видя ситуацию, они принимали самое верное решение — лучше подождать подходящего момента, чем отпугнуть клиента некачественным обслуживанием прямо сейчас.
3. Анализ того, чем были вызваны проблемы
Почему же такая негативная ситуация сложилась в каждом отделе? Ответ простой — потому что люди просто не знали, как делать правильно:
- Где обучают на заведующего складом?
- Кто учит, как руководить отделом продаж?
- Где можно изучить информацию о том, как правильно выстраивать процессы в отделе закупок?
К сожалению, большинство сотрудников данной компании были «самоучками» и принимали решения исходя из собственного опыта, которого было недостаточно. Из нашего с ними общения я поняла, что люди очень хотели, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону — они были готовы пройти обучение и начать меняться во благо организации. Это и дало толчок к запуску нашего проекта по внедрению изменений в процессы компании.
4. Принятые меры
Я подготовила полный отчет о ситуации в компании и представила его владельцу. Он был весьма удивлен, но услышал меня и дал нам «зеленый свет» — все дружно взялись за дело. Изменения, которые были внедрены нами в деятельность компании за 8 месяцев:
- Разработана система формирования товарной матрицы и нормы товарного запаса. Назначены ответственные лица, которые несут ответственность за соблюдение требований;
- Проработаны товарные остатки согласно ассортиментной матрице, на каждую позицию рассчитана норма товарного запаса;
- Выделены все неликвидные остатки и разработаны меры для быстрой реализации товара;
- Увеличены товарные остатки по ходовым позициям и создана система мониторинга спроса покупателей на товарные позиции;
- Структурированы процессы в складском подразделении, рассчитаны операции и необходимое количество сотрудников для их выполнения;
- Определен порядок работы каждого процесса, подробно описаны правила в регламентах и внедрено адресное хранение;
- Разработана система мотивации для всех подразделений, направленная на выполнение поставленных задач.
Результаты:
- Увеличили выручку на 50% за 8 месяцев;
- Устранили дефицит товара и добавили новые товарные позиции, которые пользовались повышенным спросом среди клиентов;
- Избавились от неликвидных остатков, сократили товарные запасы и увеличили их оборачиваемость, а также нарастили оборотные средства;
- Проработали базу поставщиков, изменили договорные отношения и улучшили условия сотрудничества;
- Повысили качество обслуживания клиентов на складе, что привело к сокращению очередей, улучшению упаковки и ускорению процесса погрузки товаров. Также это способствовало повышению удовлетворенности клиентов и укреплению их лояльности к компании;
- Создали правила работы и взаимодействия всех подразделений, описали их в регламентах и внедрили в работу.
Таким образом, нам удалось выстроить эффективные бизнес-процессы во всех подразделениях, которые позволили компании увеличивать обороты и выйти на новый уровень развития. При этом за время выполнения проекта мы не потеряли ни одного сотрудника. Несмотря на сложности, связанные с изменением рабочих процессов и необходимость работать по 12 часов в день, никто не высказывал недовольства. Зато, когда ситуация изменилась, все искренне радовались результатам. А я все больше убеждалась в том, что люди не виноваты в том, что плохо работают: в 95% случаев дело не в сотрудниках, а в неэффективных бизнес-процессах.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль