Как создавалась интерактивная зона «Локодром» в «Гранд Макет Россия»
Как и почему возникла идея создания интерактивной игровой зоны, с какими сложностями столкнулись, какие технологии применили

Более 15 лет возглавляет Технический отдел в музее «Гранд Макет Россия»

Максим Станиславович, расскажите, пожалуйста, про «Локодром».
В непосредственной близости с макетом у нас оставалась свободная площадь почти в 30 кв. м. Чем же можно было наполнить такое пространство?
Построить еще один фрагмент макета?
Он был бы отелен от основной экспозиции, не подходит.
Магазин с сувенирами?
Уже есть три торговые точки в музейном комплексе.
Нет, мы поняли, что важно дать гостям возможность прикоснуться к тому, что так хочется потрогать руками — порулить тем, что у нас на макете движется под управлением программ с центрального компьютера — поездами!
Прямо вот так, ручкой газа, кнопками… Чтобы можно было тронуться, затормозить, где захочется — «погазовать», сколько позволит автоматика, да и просто, понаблюдать, как эти маленькие копии больших и тяжелых машин слушаются тебя, откликаются на команды, окунуться в поистине волшебный детский мир. На короткое время вернуться в детство или порадоваться за того маленького человека, что стоит с тобой рядом с горящими глазами и сосредоточенно управляет «своим локомотивом».
Ранее Вы не реализовывали подобные проекты. Была ли четкая картинка того, что нужно сделать?
Мы отчетливо представляли объем и состав работ, были уверены в своих силах, наметили сроки запуска. Хотелось сделать реалистично, но все же представить управление поездами в непривычном виде. Рельсы, уложенные среди холмов, лесов или «бетонных джунглей» у нас уже есть на макетном поле... Изобразить «специальную» сортировочную станцию со стрелками, поворотными кругами, тупиками и переездами? Можно и это попробовать. Думали и об этом, но реализованное ныне решение пришло позже.
И в итоге получился тот аттракцион, который мы можем видеть сейчас?
Не совсем так. По мере работы над проектом интерактивной зоны сформировалось твердое убеждение, что это должен быть не аттракцион, а зона управления локомотивами со смыслом. Добавить смысл, задания для «машинистов» за пультом управления — вот что нам хотелось воплотить, заставить гостей думать над ситуацией, найти наилучший выход.
Угловое пространство в 30 кв.м. дало нам бОльшую площадь. Но бОльшая площадь это длинные пути, которые на «дальних рубежах» уже и не так хорошо видны. Как обеспечить обзор каждого участка пути на всем протяжении маршрута? Ведь теперь с любой стороны к нему не подойдешь, да и пульт управления закреплен на одном месте. Сложно было определиться с рельефом. Горы, высокие дома не подходили по высоте, не хотелось повторять, леса, озера, привычный пейзаж — это все уже есть на макете миниатюрной России. Решение пришло как озарение!
Какие материалы были выбраны в итоге?
Стекло и воздух! Парящие в воздухе пути, по которым движутся локомотивы! Вот как это будет! Сошлись вместе все ответы на трудные вопросы: с видимостью все хорошо, выглядит необычно, интересно и нет необходимости делать мобильный пульт управления. Далее начали готовить чертежи.
К этому моменту за проектом закрепилось рабочее название «ЛОКОДРОМ», которое впоследствии и оставили.
Шли дни, недели, велась кропотливая работа, выверяли радиусы, делали расчеты провесов и мест установки опор. Не обошлось и без споров по количеству путей, их длине, возможным пересечениям. Сделать четыре пути казалось недостаточным, а десять — уже много.
Какое количество оказалось оптимальным?
Методом проб и ошибок остановились на шести маршрутах. Именно это количество путей позволило разместить с комфортом для участников и пульты управления.

Надо сказать, что к этому моменту набор кнопок, ручек и индикаторов на пульте также претерпел несколько кардинальных изменений, как, впрочем, и его форма. Мы искали оптимальные решения во всем.
Создание и наполнение интерактивной зоны — это история длиной в полгода. История, наполненная экспериментами, неудачами и озарениями, ошибками и выверенными правильными решениями.
Шесть пультов — шесть машинистов. Как эти люди смогут управлять своими локомотивами и вообще понять, куда смотреть, что нажимать?
Логику мы постарались сделать простой и наглядной, кнопки управления дублируются индикаторами, дающими обратную связь. Нажал кнопку — загорелась, значит действие осуществляется. Поднял рычаг «газа» — стрелка спидометра поползла вверх; посмотрите — и сам локомотив задвигался. Выше ручка — больше скорость. Никаких рывков и экстренных торможений, все плавно и размеренно, как в жизни. Выбор направления проезда по стрелке — важно заблаговременно осуществить, иначе, возможна авария. Но, раз вы машинист, а ваш локомотив один на целом пути, то можно и назад сдать, и снова проехать стрелку по другой ветке.
На наш взгляд, именно такой интерактивной зоны не хватало нашим гостям. И мы ее сделали. Приглашаем все желающих попробовать себя в роли машиниста локомотива!
Источники изображений:
Личный архив музея «Гранд Макет Россия»
Интересное:
Все новости:
Публикация компании