РБК Компании
Главная АРБ Про 16 апреля 2025

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 1

Десять особенностей русского бизнеса, которые формируют его уникальный стиль, но зачастую мешают расти. Далее — первая из них
В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 1
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью GigaChat
Елена Сысуева
Елена Сысуева
Руководитель направления «Стратегический маркетинг» ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», автор первых в России исследований по онлайн-продажам b2b и b2c

Разработка и внедрение системы управления, ориентированной на клиента, с акцентом на корпоративную культуру и синхронизацию ключевых функций

Подробнее про эксперта

Российский стиль управления — это уникальное сочетание гибкости, интуитивности и сильного лидера. Но в 2025 году бизнесу понадобится осознанное лидерство, системность и постоянный анализ внешней среды.

Привет, я Елена Сысуева — руководитель направления «Стратегический маркетинг» в консалтинговой компании «АРБ Про». В прошлом году мы с коллегами провели исследование «Предприниматель нашего времени», чтобы показать тех, кто создает новую экономическую и культурную реальность России. Мы изучили 191 компанию и провели 68 интервью с владельцами. Выявили 10 особенностей русского бизнеса, которые формируют его уникальный стиль, но зачастую мешают расти. Расскажу об этих особенностях и объясню, что с ними делать для развития в 2025 году. 

Забегая вперед, скажу, что ряд черт сохраняет актуальность с 2003 года. О них писал кандидат экономических наук и автор деловой литературы Александр Петрович Прохоров в книге «Русская модель управления», поэтому в статье вы увидите и его цитаты тоже.

Особенность первая. Неосознанное лидерство: 68% владельцев не знают, в чем компания — лидер

Отсутствие возможности транслировать четкую и привлекательную идею сотрудникам и клиентам приводит к размытости рыночных позиций, частым ценовым войнам и снижению маржи. Один из участников нашего исследования признал: «Мы работаем на рынке 15 лет, но до сих пор не знаем, в чем мы лучше конкурентов. Все решают скидки». В итоге компания не может четко ответить, почему клиенты должны выбирать именно ее.

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 1
Если владелец не знает, в чем компания — лидер, это приводит к размытости позиций на рынке и внутри команды. Если затрудняется он, каково команде?

Как отражается на бизнесе

Плюсов неосознанное лидерство бизнесу не приносит. Иногда бизнес держится на репутации собственника, что может привлекать клиентов. А минусов много:

  • Рост времени и стоимости привлечения клиентов. Компании приходится тратить больше ресурсов на поиск и удержание клиентов, так как отсутствует ясное позиционирование на рынке. Клиенты не понимают, в чем уникальность компании и почему стоит выбрать именно ее.
  • Увеличение расходов на объяснение ценности продукта или услуги. Если компания не может четко сформулировать, чем она отличается от конкурентов, приходится работать за счет снижения цены, что сокращает маржинальность бизнеса.
  • Рост конкурентного давления. Когда компания сама не определяет свои лидерские позиции, конкуренты могут навязать собственное видение, вытесняя бизнес из его сегмента и формируя восприятие бренда в свою пользу.
  • Высокая стоимость привлечения сотрудников. Непонятное позиционирование и отсутствие четкой идеи компании увеличивает сложность и стоимость рекрутинга. Потенциальные сотрудники не видят, чем компания лучше других работодателей.
  • Снижение мотивации и гордости за работу. Без четкого понимания стратегических целей сотрудники теряют уверенность в своих действиях, снижается уровень вовлеченности, что приводит к текучке кадров и трудностям в формировании сильной команды.
  • Внутренние разногласия. Отсутствие единого понимания целей и миссии компании приводит к разногласиям между подразделениями и снижению общей эффективности работы.

Что делать собственнику? 

Перевести лидерство из интуиции в слова, в ясность смысла (когда компания знает, зачем она работает). Чтобы превратить неосознанное лидерство в осознанное, эксперты рекомендуют четыре ключевых шага:

Сформулировать стратегическую основу. Собственнику нужно задать себе два вопроса: «Что я строю?» и «В чем замысел лидерства моей компании?». Ответы на эти вопросы помогут определить, за счет чего компания может стать № 1 и магнитом для Клиентов и Сотрудников.

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 1


Привлечь команду к осмыслению лидерства. Создайте рабочую группу из представителей разных отделов: производство, продажи, HR, маркетинг, финансы. Спросите: 

  • «Что вам нравится больше всего в работе в компании, по поводу чего испытываете гордость и желание хвастаться?» Пусть ответы будут максимально широкими — о продукции, технологиях, корпоративной культуре, сервисе, подходах к ценообразованию и т. п.
  • «В чем мы однозначные лидеры?» И здесь тоже зафиксируйте ответы из разных областей.

Эти вопросы помогают команде разогреться и «подсветить» лидерство компании с разных сторон и синхронизировать восприятие между собственником и командой.

Сразу после, в командах найти минимум 3 доказанных признака лидерства (на фактах, цифрах, результатах) в 6 областях:

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 1

Пример доказательных и измеримых формулировок лидерства

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 1

Перейти к внешней валидации лидерства — провести опросы клиентов, чтобы понять, какие ценности и преимущества они видят в вашем продукте. Задайте клиентам два вопроса: «В чем мы объективно сильнее конкурентов?» и «В чем другие компании лучше нас?». Просите назвать минимум четыре пункта и не принимайте ответ «ценой» — это не преимущество. Ответы помогут выявить реальные сильные стороны компании. 

Сформировать список лидерских позиций. На основе ответов создайте перечень из 7–9 пунктов, в которых компания действительно превосходит конкурентов. Используйте их для формирования UVP/EVP.

Следующая особенность — в следующей статье!

Источники изображений:

Елена Сысуева / Личный архив АРБ Про

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

18 летконференция «Базовые стратегии»
90+аудитов сайтов и проектов по развитию компаний в Интернете
100+маркетинговых исследований для ТОП-менеджеров и маркетинговых департаментов
1200+проектов по развитию бизнеса
260+диагностик состояния компаний

Контакты

Адрес
191015, Россия, г. Санкт-Петербург, Калужский пер., д. 3
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия