Электронные сервисы в сфере недвижимости: регистрация прав
Один из самых популярных сервисов — электродная регистрация. Простыми словами о самом первом этапе приобретения или продажи квартирыРуководитель юридической службы. В сфере недвижимости с 2002 г.
Сегодня значительное количество сделок проходит в электронном формате. Зачастую банки и застройщики сами предлагают безбумажные формы. Это экономит и время и ресурсы. Простым языком — цифровые сервисы — значительно упрощают жизнь организации и граждан.
Главным преимуществом электронной регистрации является возможность провести сделку в ускоренном порядке и дистанционно. Благодаря современным возможностям проведения дистанционных расчетов, это позволяет проводить сделки, при которых стороны могут находиться в разных регионах и даже странах. Так, например, в одной сделке два продавца могут находиться в двух разных городах, два покупателя — в разных регионах, а сам объект недвижимости может находиться в совершенно другом городе. Сторонам не нужно встречаться вместе и подавать одновременно, а затем получать документы в МФЦ. Документы после регистрации придут на электронную почту сторон. Кроме этого, есть сервис, позволяющий проводить сделки с электронной регистрацией, если сторона или стороны находятся за границей.
На сделке с электронной регистрацией, иногда, можно сэкономить до 30% на госпошлине, а, напомним, в 2025 году ее размер существенно вырастет. Некоторые банки делают скидку на ипотечную ставку, если покупатель решает оформить сделку онлайн.
Важным плюсом электронной регистрации еще является скорость. Обычно она составляет от одного до трех рабочих дней, а порой, такая регистрация проходит и в день сделки.
Добавим, что установленные регламентом сроки на обработку переданного пакета — для электронной регистрации, не отличаются от классической «бумажной» формы. Но на практике, за счет технологий — срок существенно сокращен. А бумажное заявление регистратор может рассматривать до 9 рабочих дней.
При необходимости, с использованием электронных форм регистрации можно установить залог, например в пользу продавца в электронной сделке, снимать его уже придется отдельным регистрационным действием, которое тоже возможно в электронном формате.
Суть электронной регистрации
При электронной регистрации участники отправляют все необходимые документы в Росреестр онлайн — в электронном виде.
Возможно оформить: куплю-продажу, дарение, долевое участие, уступку прав по долевому участию, в том числе с привлечением ипотечных средств.
Для оформления сделки онлайн сторонам необходимо выпустить квалифицированную электронную подпись (КЭП).
КЭП — это виртуальный аналог рукописной подписи. При подписании ею электронного документа, он приобретет юридическую силу. Такую подпись можно получить только в удостоверяющих центрах — УЦ, аккредитованных в Минкомсвязи. Для этого нужно подготовить пакет документов. Каждый удостоверяющий центр может запросить свой список документов, обычно это заявление, паспорт и СНИЛС. После подачи документов получатель подписи должен пройти процедуру верификации (удостоверения личности). Получить готовый сертификат подписи может только ее владелец лично. Получение представителем в том числе по доверенности сегодня невозможно.
По умолчанию — срок действия подписи равен календарному году. Но при желании — ее можно отозвать досрочно. К примеру — если сделка полностью завершена и подпись Вам больше не требуется.
Важно понимать — что продлевать подпись в дальнейшем — не требуется. Свою подпись, ее наличие и срок действия можно проверить в Госуслугах.
Электронную регистрацию возможно провести самостоятельно через сайт Росреестра и портал Госуслуг, или с помощью застройщика, банка, агентства недвижимости.
Есть нюансы и при подаче документов. Например, если имущество приобретено в браке, то необходимо нотариальное согласие супруга или нотариальный брачный договор. Эти документы необходимо перевести в электронный вид (сделать тождественность) у нотариуса, но по нашему опыту, Росреестр, при электронной регистрации, принимает копии этих документов с QR-кодом, по которому можно проверить их подлинность.
После получения документов из Росреестра, завершения сделки, советуем сохранить полученный архив и еще, перевести его в бумажный вид. Настоятельно рекомендуем это сделать, ведь на практике, не во всех инстанциях умеют проверять электронную подпись регистратора. Перевод документов на бумагу можно сделать у нотариуса (обратную тождественность) либо заказать выписку из ЕГРН в МФЦ.
Подведем итог. В целом, сегодня, электронная регистрация — удобный инструмент проведения сделок, которым активно пользуются застройщики, банки и сами граждане, а в отдельных случаях электронная регистрация будет незаменимой. При правильном использовании это быстрый, эффективный и безопасный способ оформления перехода права собственности от продавца к покупателю.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты