Три месяца MICA: первые итоги для криптомира
Эксперты D&A Partners Александра Сокольникова и Елизавета Лобутева рассказывают, как криптоиндустрия приспосабливается к новому нормативному ландшафту

Специализируется на вопросах IP&IT-права, а также на вопросах крипторегулирования и цифрового права
Единый регламент — фрагментированная реализация
Регламент о рынках криптоактивов (Регламент, MiCA), впервые предложенный в 2020 году, вступил в силу спустя четыре года, став важным шагом в направлении создания единой нормативной базы для крипторынка в пределах ЕС. Документ вводит правила для токенов электронных денег (e-money tokens, EMTs), токенизированных активов (asset-referenced tokens, ARTs) и поставщиков услуг в сфере криптоактивов (CASPs), радикально меняя правовую среду для индустрии во всех 27 странах Евросоюза.
MiCA также нередко называют «крипто GDPR» — новым глобальным стандартом регулирования криптоактивов, аналогично той роли, которую ранее сыграл Общий регламент по защите персональных данных (The General Data Protection Regulation) в сфере защиты персональных данных. Регламент обеспечивает долгожданную правовую определенность и согласованность между странами, однако вместе с тем накладывает жесткие обязательства, с выполнением которых многие участники рынка пока не справляются.
На практике, однако, все более неоднозначно. Несмотря на то, что MiCA формально применяется во всех странах ЕС, внедрение Регламента проходит с заметными различиями от страны к стране. Для новых игроков требования MiCA обязательны с первого дня, тогда как для уже действующих компаний в большинстве юрисдикций предусмотрены переходные («grandfathering») периоды, позволяющие адаптировать бизнес-модели и пройти процесс лицензирования в более плавном режиме.
Длительность этих переходных периодов зависит от конкретной юрисдикции и варьируется от 5 до 18 месяцев. Однако в любом случае к 1 июля 2026 года все компании, работающие на крипторынке ЕС, обязаны либо обеспечить соответствие требованиям MiCA, либо покинуть рынок.

Обновление национального законодательства: как государства внедряют MiCA
Несмотря на то что MiCA — это регламент ЕС, обладающий прямым действием и подлежащий обязательному исполнению во всех странах-членах ЕС, его внедрение на практике требует активного участия национальных законодателей. Государства обязаны не только формально применить положения Регламента, но и провести адаптацию национального законодательства — устранить пробелы, уточнить процедуры и создать инфраструктуру для эффективного правоприменения.
В частности, национальные власти должны определить переходные периоды, установить упрощенные механизмы получения разрешений, а также назначить компетентные органы, ответственные за надзор и взаимодействие с участниками рынка. Эти шаги необходимы для того, чтобы обеспечить правовую определенность и дать бизнесу четкое понимание, какие требования применять и с какими органами взаимодействовать в каждой конкретной юрисдикции.
В 2024 году ряд стран, включая Австрию, Хорватию, Венгрию, Словакию, Болгарию и Румынию, активно занялись законодательной подготовкой — они приняли или разработали нормы, определяющие полномочия национальных регуляторов и подходы к обеспечению соблюдения MiCA криптокомпаниями.
В 2025 году к ним присоединились Франция, Люксембург и Чешская Республика. Франция отказалась от своего прежнего режима регистрации поставщиков услуг в сфере криптоактивов (Digital Asset Service Provider, DASP), перейдя к новой модели регулирования CASP в соответствии с MiCA. Надзорные функции теперь сосредоточены в руках Управления по финансовым рынкам (Autorité des marchés financiers, AMF). Люксембург наделил функциями регулирования крипторынка Комиссию по надзору за финансовым сектором (Commission de Surveillance du Secteur Financier, CSSF). В Центральной Европе Чешская Республика интегрировала положения MiCA в свой Закон о цифровых финансах.

Укрепление соответствия MiCA: ESMA и EBA публикуют ключевые рекомендации
Параллельно с национальными инициативами Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA) и Европейское банковское управление (European Banking Authority, EBA) публикуют руководства, направленные на обеспечение единообразного подхода ко внедрению положений MiCA на территории всего Европейского союза.
В первом квартале 2025 года ESMA выпустило ряд ключевых документов, призванных облегчить внедрение MiCA, в том числе:
- Руководство ESMA по определению случаев, когда компания из третьей страны считается привлекающей клиентов в ЕС: разъясняет, при каких условиях компании из третьих стран считаются привлекающими клиентов на территории ЕС, а следовательно — подпадающими под действие MiCA.
- Руководство по квалификации криптоактивов в качестве финансовых инструментов: устанавливает критерии и условия, при которых криптоактив признается финансовым инструментом, с разъяснением применимости к таким категориям, как утилитарные токены, невзаимозаменяемые токены (NFT) и гибридные токены.
- Руководство по предоставлению услуг по переводу криптоактивов: определяет процедуры и политики для поставщиков таких услуг, с акцентом на защиту прав клиентов и повышение уровня инвесторской защиты.
Взлет (и падение) стейблкоинов: EMTs в центре внимания
Одним из самых заметных последствий вступления MiCA в действие стало влияние на рынок стейблкоинов. Стейблкоины, привязанные к официальным фиатным валютам, в рамках MiCA классифицируются как токены электронных денег (EMTs) и теперь подпадают под строгий регуляторный надзор. Эмитенты таких токенов обязаны получить разрешение на деятельность в качестве кредитной организации либо учреждения электронных денег (electronic money institution, EMI), а также соблюдать жесткие требования регулирования.
Что теперь должны делать эмитенты EMT:
- Уведомить регуляторов минимум за 40 рабочих дней до начала публичного предложения (статья 48);
- Опубликовать white paper для каждого токена EMT (статья 51);
- Обеспечить хранение минимум 30% резервных активов на отдельных счетах в кредитных организациях (статья 54);
- Обеспечить возможность погашения EMT по номинальной стоимости по первому требованию, в форме, отличной от электронных денег (e-money), в любой момент времени (статья 49).

Кто играет по правилам
1 июля 2024 года Circle стала одной из первых компаний, получивших лицензию EMI от регулятора ACPR во Франции. Это сделало ее стейблкоины — USDC и EURC — первыми широко используемыми EMTs, соответствующими требованиям MiCA в ЕС. Этот шаг стал не только серьезным достижением для Circle, но и четким сигналом конкурентам: новое регулирование — это не выбор, а необходимость.
Другие эмитенты EMTs, соответствующие требованиям MiCA:
- Société Générale — Forge (Франция) → EUR CoinVertible (EURCV).
- StablR Ltd (Мальта) → StablR Euro (EURR).
- SALVUS (Франция) → лицензия уже получена, но стейблкоин еще не известен.
Однако не все участники рынка готовы к переменам. Пока одни принимают новые правила игры, другие — сопротивляются. И платят за это соответствующую цену.
Реакция рынка на несоблюдение требований MiCA эмитентами EMTs
Политика Европейского союза предельно ясна: нет лицензии — нет листинга. Если стейблкоин не авторизован в качестве EMT или ART, в соответствии с MiCA, его нельзя легально предлагать клиентам из ЕС. Для криптобирж это означает одно: репутационные и юридические риски от размещения таких активов стали слишком высоки, чтобы их игнорировать.
Самый яркий пример последствий — Tether (USDT). Несмотря на то, что Tether доминирует в мировом объеме стейблкоинов и выступает в качестве основного источника ликвидности для бесчисленного количества криптовалют, компания не подала заявку на получение лицензии эмитента EMT в рамках MiCA. Как результат — ее дальнейшее присутствие на рынке ЕС становится невозможным.
Для компаний, чья операционная деятельность в значительной степени опирается на использование USDT — включая расчеты, выплату заработной платы, формирование пулов ликвидности и организацию розничных платежей, — сложившаяся регуляторная среда формирует жесткую дилемму: адаптироваться к новым требованиям либо покинуть рынок.
В условиях усиливающегося давления со стороны MiCA-комплаенса, компании по всему сектору в экстренном порядке:
- пересматривают и перестраивают платежную инфраструктуру,
- изменяют используемые торговые пары,
- переводят резервные активы в альтернативные стейблкоины, соответствующие требованиям MiCA, — такие как USDC и EURC.
Под ограничения попал не только Tether, но и PYUSD от PayPal. Еще недавно PYUSD считался удачным примером синергии финтеха и криптоактивов, а теперь — один из активов, теряющих позиции в ЕС. Это уже не гипотетический риск — это фактические последствия, происходящие прямо сейчас.
Крупнейшие биржи быстро адаптируются, чтобы соответствовать новым правилам ЕС:
- Kraken подтвердил делистинг USDT, PYUSD, EURT и TUSD для пользователей из ЕС.
- Binance планирует приостановить операции с USDT, FDUSD, TUSD и некоторыми другими стейблкоинами, не соответствующими требованиям MiCA.
- Coinbase исключает из списка USDT, PYUSD и другие стейблкоины.
- OKX, KuCoin и Gate.io ограничивают доступ к USDT и другим несоответствующим стейблкоинам.
- Crypto.com, наряду с исключением USDT из списка, удалит еще девять криптовалют со своей платформы в Европе.
На фоне исчезновения стейблкоинов, не соответствующих требованиям MiCA, на первый план выходят стейблкоины, соответствующие требованиям MiCA, — в первую очередь USDC и EURC. Это не просто временная альтернатива — это формирование нового стандарта в Европе.

CASPs: Новая гонка за лицензиями
Регламент MiCA охватывает не только токены — он распространяется и на поставщиков услуг, связанных с криптоактивами (CASP). К ним относятся платформы, предлагающие услуги по хранению, торговле, обмену, управлению портфелем криптоактивов. Чтобы законно вести деятельность в ЕС, CASP должен получить разрешение от национального компетентного органа (National Competent Authority, NCA) и соблюдать обширный перечень требований.
Среди них можно выделить следующие ключевые требования:
- Получение авторизации от национального регулятора (NCA) в государстве-члене ЕС (ст. 59–63);
- Обеспечение добросовестного отношения к клиентам и действия в их наилучших интересах (ст. 66);
- Соблюдение строгих правил хранения активов (например, сегрегация клиентских криптоактивов) (ст. 75);
- Поддержание достаточного капитала и финансовой стабильности (ст. 73);
- Соблюдение норм по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (AML/CTF) (ст. 82–85).
Как реагируют крупные игроки
На момент начала 2025 года большинство ведущих криптобирж все еще продолжали работать в рамках национальных лицензий и лишь приступали к процессу приведения своей деятельности в соответствие с требованиями MiCA. Однако масштабы регулирования вынуждают их перестраивать стратегии и ускорять процесс получения лицензий.
В январе 2025 года Gemini объявила о планах получить лицензию MiCA на Мальте. Поддержку новому режиму выразила и криптобиржа Kraken, отметив, что Регламент предоставляет «правовую определенность, включая прозрачный путь к лицензированию, и создает условия для устойчивого роста бизнеса в ЕС при соблюдении интересов клиентов и повышении доверия к рынку».
Управление по финансовым услугам Мальты (MFSA) становится одним из ключевых регуляторов, активно выдающих лицензии в рамках MiCA. Уже получили лицензии такие крупные игроки, как:
- OKX
- Bitpanda
- Crypto.com
Ожидается, что за ними последуют и другие, поскольку компании осознают: доступ на рынок ЕС с его 450 миллионами потребителей теперь невозможен без полного соблюдения требований MiCA.
Список компаний, не соответствующих MiCA
Несмотря на то, что подобный ход является редкостью для ЕС, ESMA запустило публичный список компаний, не соответствующих требованиям MiCA. По сути, это своего рода «черный список», в который попадают криптокомпании, не выполнившие требования Регламента.
Для криптокомпаний попадание в этот список — серьезный удар по репутации и однозначный сигнал инвесторам о рисках взаимодействия с компаниями, работающими вне правового поля.
По мере того как список будет расти, стоит ожидать появления новой иерархии в криптоиндустрии — основанной не на хайпе или объеме торгов, а на соответствии MiCA и надежности.
Интеграция в ЕЭП: расширение действия MiCA за пределы ЕС
20 февраля 2025 года Совместный комитет Европейского экономического пространства (ЕЭП) принял три решения в сфере финансовых услуг, включая решение о включении Регламента (ЕС) 2023/1114 о рынках криптоактивов (MiCA) в правовую систему ЕЭП. Это стало важным шагом на пути к правовой определенности крипторынка во всем регионе и призвано обеспечить баланс между инновациями, защитой потребителей, рыночной целостностью и финансовой стабильностью.
Некоторые страны, входящие в ЕЭП, не стали дожидаться «зеленого света» от Комитета, чтобы начать внедрение MiCA. Например, Лихтенштейн принял Закон о внедрении MiCA, который вступил в силу уже 1 февраля 2025 года.
Эффект от расширения MiCA на ЕЭП уже заметен. К примеру, Kraken, одна из крупнейших криптобирж в мире, скорректировала перечень доступных стейблкоинов не только для клиентов из ЕС, но и по всему ЕЭП. Это наглядно демонстрирует: влияние MiCA распространяется далеко за пределы формальных границ Европейского союза.
В результате компании, планирующие работать на европейском крипторынке, уже сегодня вынуждены пересматривать:
- свои бизнес-модели,
- продуктовые стратегии,
- внутренние процедуры комплаенса и управления рисками.

Вывод: MiCA задает вектор развития криптоиндустрии
Всего через три месяца после полного вступления в силу MiCA стал важнейшим этапом в развитии криптовалютного регулирования в Европе. Регламент четко очертил грань между участниками рынка, готовыми к соблюдению новых требований, и теми, кто не успел адаптироваться к установленным правилам. Компании, принявшие правила игры, уже получают существенные конкурентные преимущества, тогда как остальным предстоит сделать выбор — трансформация или уход с рынка.
От эмитентов стейблкоинов, пересматривающих свои бизнес-модели, до поставщиков услуг, связанных с криптоактивами, активно работающих над получением лицензий, — сигнал со стороны регулятора предельно ясен: период регуляторной неопределенности в Европе завершен.
Однако история MiCA на этом не заканчивается — она только начинается. В ближайшие месяцы регуляторы ЕС столкнутся с новой задачей: обеспечить эффективное и скоординированное применение правил. ESMA и EBA продолжат разрабатывать технические стандарты, в то время как компаниям предстоит пройти через переходные этапы и адаптировать свои внутренние процессы. Все это будет происходить на фоне повышенного внимания со стороны рынка, инвесторов и международных партнеров.
MiCA — это не просто правовая база, это инструмент формирования доверия. Для глобальной криптоиндустрии соответствие MiCA стремительно превращается в тест на устойчивость в регулируемых юрисдикциях. Те, кто воспримет его не как обременение, а как возможность, смогут оказаться на рынке более зрелой, прозрачной и инвестиционно-привлекательной криптоиндустрии.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети