Почему банки ужесточают условия премиального обслуживания с 2025 года
Мария Суховерова, руководитель исследований в сегменте premium banking, рассуждает о причинах и последствиях ужесточения условий обслуживания premium-клиентов

Окончила бакалавриат РЭУ им. Г.В. Плеханова по направлению «Экономика». В 2023 г. присоединилась к команде, с 2025 года лидирует исследования сберегательных банковских продуктов и Premium banking
С сентября 2025 года многие банки меняют условия обслуживания
Ужесточение условий премиум-обслуживания началось еще в прошлом году, в январе 2024 г. Альфа-Банк сократил льготный период обслуживания с 3 до 1 месяца, затем ближе к концу года в ноябре был повышен порог входа по капиталу и транзакциям по карте — с 1,5 млн руб. + POS 100 000 до 2 млн руб. + POS 200 тыс. руб. и введены изменения по предоставлению льготного периода (теперь он стал предоставляться только при первом оформлении). Среди банков, ужесточивших условия обслуживания, также, можно отметить: БСПБ, который повысил комиссию за обслуживание карты МИР Supreme с 10 до 11 тыс. руб. за квартал, РСХБ, который перестал открывать пакет «Премиум» (минимальный капитал для бесплатного обслуживания составлял 1,5 млн руб.), Банк ГПБ, который ввел комиссию за обслуживание после льготного периода.
Но были и примеры улучшения условий премиального обслуживания, в том числе среди крупных банков, например, ВТБ в сентябре 2024 г. снизил комиссию за обслуживание в ПУ «Привилегия» с 5000 до 2990 руб.
Можно сказать, что Т-Банк, Ак Барс и Уралсиб следуют примеру других игроков и ужесточают условия обслуживания. Однако, в случае Т-Банка изменения можно рассматривать и как улучшение условий обслуживания, т.к. расширяется список доступных привилегий за комиссию. На уровне Bronze к бизнес-залам добавятся: медицинское обслуживание, компенсация ресторанов в аэропортах, компенсация услуг каршеринга. Рынок меняется и банки пытаются найти баланс между широким предложением под запрос клиента и экономикой внутри.
Баланс между лояльностью клиентов и экономикой продукта для премиальных клиентов
Банки не спешат с ужесточением условий, т.к. это может негативно повлиять на лояльность клиентов, которых придется отключить от премиального пакета из-за невыполнения условий, и репутацию банка в условиях жесткой конкуренции на рынке. Однако, к ужесточению условий обслуживания банки прежде всего может подтолкнуть низкое качество клиентской базы, которая не позволяет банку зарабатывать.
По данным исследования Frank RG «Premium banking в России 2024» средний размер капитала на премиального клиента в банке в 2014 г. составил 2,5 млн руб.
По итогу первого полугодия 2024 г. 3,1 млн руб.
Но если мы приведем размер среднего капитала в цены 2014 г., то мы увидим, что за 10 лет показатель не только не вырос, а снизился на 22,4%. Премиальные программы за 10 лет деградировали. Если ориентироваться только на официальные данные по инфляции, то с учетом ее совокупного уровня за 10 лет почти в 100%, среднерыночный порог входа в премиальное банковское обслуживания должен был бы удвоиться к 2024 г., однако этого не произошло и средний порог входа в премиальные программы составлял 2,4 млн руб. в 2024 г.
Встает вопрос о целесообразности обслуживания в премиальной программе клиентов с капиталом ниже реального порога входа (по данным на 1-ое полугодие 2024 г. таких клиентов более 50% в базах), который должен быть как минимум 4,4 млн руб.
Некоторые банки отсекают нецелевых клиентов на этапе оформления премиального пакета. По результатам тайных покупок 2025 г. 2 банка отказали в открытии премиального пакета нашим тайным покупателям из-за отказа заводить хотя бы минимальную сумму на счет (т.е. не всю сумму, равную порогу входа, а хотя бы часть — минимально от 1 млн руб.).
Постоянная задача банков — увеличение доли целевых клиентов — клиентов с капиталом — в своей клиентской базе. Однако, не все отключают нецелевых клиентов от пакета, а обрезают доступ к основным нефинансовым привилегиям — проходам в бизнес-залы, компенсации ресторанов и такси/трансферов.
Некоторые банки сознательно выбирают путь предоставления привилегий за комиссию, аргументируя это тем, что такой подход является экономически выгодным. Например, пройти в бизнес-зал за комиссию по данным «Мониторинга тарифов Premium banking» от 6 августа 2025 г. можно в 6 из 18 исследуемых банков.
Путь предоставления привилегий только целевым клиентам кажется наиболее вероятным в будущем среди банков.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики


