РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Юрий Бычков о мифах, окружающих российский термальный бизнес

Создатель сети «Городские термы» Юрий Бычков рассказал о рынке терм
Юрий Бычков о мифах, окружающих российский термальный бизнес
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью ChatGPT
Юрий Бычков
Юрий Бычков
Основатель «Городских терм»

Создатель бренда и франшизы «Городские термы». Автор теории «Управление временем». Почетный строитель России.

Подробнее про эксперта

Юрий Федорович, этих мифов только шесть или больше?

Разумеется, намного больше, чем шесть. Одни мифы умирают, другие рождаются. Я выделил шесть главных и наиболее распространенных..

Начнем с первого, вы его сформулировали так: «люди не хотят видеть других людей в купальниках»…

Трудно понять, откуда взялся этот миф. Думаю, корнями он уходит в наше советское прошлое, когда поездки на заграничные курорты были редки, а видеть людей в купальниках можно было только летом на пляже.

Когда появилась возможность ездить за границу, мы узнали, что самые дорогие номера на курортах — с видом на море, чуть дешевле — на бассейн, то есть на людей в купальниках, и наконец самые дешевые — на сад. Я сам неоднократно останавливался в номерах с видом на бассейн, и у меня никогда не возникало желания кого-то специально разглядывать. И купающиеся — не важно, в бассейне отеля или терм, окруженных жилыми домами, поверьте, не думают, что кто-то будет на них смотреть.

Согласитесь, есть разница: или окна квартиры выходят на соседний жилой дом, или открытую зону термального комплекса. Не случайно квартиры с видом на радость и атмосферу праздника растут в стоимости на 50-100%.

Юрий Бычков о мифах, окружающих российский термальный бизнес

Иными словами, проблема надуманна, никакой реальной основы она под собой не имеет.

Миф номер два: «собственнику ТРЦ достаточно сдать площади в аренду, строительство терм — не его дело». Разве это не жизнеспособный сценарий?

Эту проблему я бы рассматривал с двух сторон.

Большая часть площадей в ТРЦ сдается на определенный период и может быть пересдана. Договоры аренды заключаются на срок от года до пяти лет, долгосрочные, на срок более пяти лет, — исключения, которые делаются для крупных федеральных и международных операторов.

При этом и арендодатели понимают, что ситуация и цены могут измениться — появится более привлекательный арендатор или начнутся проблемы с действующими, и арендаторы сомневаются, что проработают двадцать лет.

Существующие на сегодняшний день ТРЦ не рассчитаны и не предусматривают арендаторов, берущих площади на 30-40 лет и больше. И в этом главная причина того, что качественных термальных комплексов в ТРЦ не будет, а будет то, что за них выдают — времянки с каркасно-панельными бассейнами, простенькими саунами и ларьком с шаурмой на трех квадратах метрах в качестве субарендатора. Строить качественно, красиво, надежно, надолго и функционально, с большим объемом инженерных работ — опасно, нет гарантий, что через пять лет не попросят на выход. Собственник же как раз это делает с руки.

Да, есть проекты для современных ТРЦ, но вкладываться в них по полной инвесторы никогда не будут. Но простые концепции в простом исполнении работают только в ситуации отсутствия конкуренции, когда в городе появляются еще два-три термальных комплекса, они работать перестают и становятся неконкурентоспособным: арендатор перестает получать прибыль, а собственник ТРЦ лихорадочно думает, как выйти из этой ситуации.

Это с одной стороны.

С другой, на стадии проектирования ТРЦ собственник решает вопросы по стоимости объекта, его мощностям, долговечности, внешней привлекательности. И для того, чтобы вписать в этот проект термальный комплекс, собственник должен понимать, что термы возьмут на себя огромный объем мощностей и расходов. Квадратный метр терм значительно дороже квадратного метра ТРЦ, потребляет больше энергии, сложнее в управлении.

Поэтому необходимо чтобы собственник ТРЦ непосредственно участвовал и в проектировании, и в строительстве, и в управлении термами. В идеале — был их собственником.

Термальный комплекс — якорь ТРЦ, он определяет трафик, поэтому должен быть центральной его частью, атриумом, вокруг которого все строится и который приносит больше прибыли, чем сам ТРЦ. Собственник ТРЦ, спроектировав и построив термальный комплекс будет зарабатывать в несколько раз больше, чем если сдаст площади в аренду по низкой ставке на долгий срок, рискуя при этом проиграть конкуренцию.

Юрий Бычков о мифах, окружающих российский термальный бизнес

Говорят, что термальный рынок заполнен процентов на 85 и давно поделен. Что вы скажете на это?

Скажу, что это очередной миф.

Посмотрите на индустрию фитнес-клубов и залов. По статистике в них ходит 5% населения, практически не ходят дети и пожилые, а количество клубов только увеличивается, в городе могут работать и 20, и 30, и больше.

В термы ходит 85% населения: пожилые, дети, люди всех возрастов и доходов. При этом терм пока значительно меньше, чем фитнесс-клубов, несмотря на большую востребованность в разных форматах по аналогии с ритейлом: малые — «магазины у дома», средние — супермаркеты, большие — площадью 20-100 тыс. кв. м., которых сегодня в России нет. Рано или поздно они появятся.

Согласно нашим подсчетам объем инвестиций, который предстоит освоить за десять лет термальному рынку, составляет 2-2,5 трлн рублей. И это не считая объемов инвестиций арендаторов, которые делают за свой счет ремонты, формируют штаты сотрудников, формируют выручку.

Те комплексы, что уже построены и строятся сейчас — это капля в море. Да, в некоторых городах может быть и несколько десятков термальных комплексов, в основном малых и средних, больших же не существует вовсе, а потребность в них с каждым днем все очевиднее. Поэтому выходящий на термальный рынок инвестор понимает, что видит перед собой голубой океан.

Вам возразят: далеко не все термальный комплексы стабильно приносят прибыль. Почему, на ваш взгляд?

Потому что с собственниками и инвесторами играет злую шутку еще один миф — о наличии на рынке большого количества специалистов, знающих, как правильно строить термальные комплексы.

К мифу еще вернемся, тут важно сказать, что термы так же, как, например, рестораны и кафе, могут приносить большую прибыль, прибыль меньше, работать «в ноль» или генерировать убытки, иногда — большие. Успешность проекта зависит от суммы факторов, заказчики же очень часто полагают, что достаточно построить нечто там, где есть большие людские потоки, воткнуть какие-то сауны с бассейнами, и вот уже у них термальный комплекс. Строят и ждут прибыль.

Или, если не могут сами, обращаются к «экспертам»-консультантам, уверяющим, что точно знают, как правильно строить термальные комплексы. Наслушавшись, строят, привычно обращаясь к знакомым проектировщикам и подрядчикам: проектировал дачу — будешь проектировать термы, делал там бассейн — будешь строить бассейны в термах…

Верх наивности со стороны заказчика считать, что знакомый проектировщик, красиво говорящий «специалист» или «свой» подрядчик сделают концепцию, построят, оснастят и управлять будут лучше, чем профессионалы.

Рынок, к сожалению, сам плодит «специалистов»-консультантов, заинтересованных, по большому счету, только в деньгах инвестора и ни в чем другом. Общаясь с такими, всегда следует интересоваться результатами их работы: построенными комплексами, их управлением, прибылью, которую они принесли. И спрашивать, почему они ушли с такой прекрасной работы или почему их выгнали?

Юрий Бычков о мифах, окружающих российский термальный бизнес

Профессионалов действительно знающих, как строить термальные комплексы и эффективно управлять ими, в действительности очень мало. Я думаю, даже меньше 5% от всех, кто предлагает свои услуги.

Позвольте вернуться к «голубому океану» и инвестициям. В каждом городе найдутся бани, сауны, спа-салоны или даже аквапарки. Разве это не термы?

Нет, это не термы.

Начнем с аквапарков. это долгий разговор и вести его стоит отдельно, но аквапарки, как правило имеющие внутри собственные термальные комплексы, это все же совершенно иной в сравнении с термами продукт. 

Что касается фитнесс-залов и клубов, то, видя популярность терм, к ним пристраивают какой-нибудь бассейн с сауной.

Если банный комплекс построит у себя термальный бассейн, ничего не изменится — ни специфика, ни целевая аудитория,  ни прибыль. То же самое можно сказать и про спа-салоны, аудитория которых еще уже, чем у банных комплексов. Можно пристроить к ним сауны и бассейны, но это ни на что не повлияет и термами они не станут.

Тогда в чем же специфика термальных комплексов, что их отличает от всего остального? И какое влияние Термы могут оказать на все сферы жизни людей?

Это еще одна большая тема для разговора, но попробую объяснить кратко…

Представьте на минуту, что в вашем городе вдруг появилось черноморское побережье. Настоящее море с соленой водой. Яркое солнце и жара. Отличные пляжи и возможность загорать и купаться сколько вздумается. И все это — в шаговой доступности.

Как вы думаете, изменится ли что-то после этого в вашем городе? Конечно изменится, причем буквально все! К вам поедут туристы, которых нужно где-то селить, чем-то кормить и поить, как-то развлекать. Появится инфраструктура, неизбежно вырастут цены на жилье. Городское пространство станет инвестиционно привлекательнее, изменится экономика города.

Организовать черноморское побережье в отдельно взятом городе мы не можем. Но в наших силах построить термальные комплексы — городские курорты: доступные абсолютному большинству населения, безопасные, с высоким уровнем сервиса и неисчислимым количеством опций: банями, саунами, хаммамами, бассейнами, спа, оздоровительными процедурами, хороший кухней, детскими развлечениями.

Возникновение и функционирование системы городских курортов повлияет на индустрию отдыха выходного дня и загородного отдыха, изменит карту туристических потоков.

Сегодня мы стоим на пороге появления в стране новой отрасли, способной менять пространства, города, регионы, создавать рабочие места, осваивать инвестиции.

Юрий Бычков о мифах, окружающих российский термальный бизнес

Источники изображений:

Сгенерировано нейросетью ChatGPT

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Данные взяты из открытых источников
Редактировать контакты
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия