Верховный Суд указал, когда акционер вправе требовать выкупа его акций
Факт одобрения крупной сделки уже достаточен для того, чтобы акционер, голосовавший против, потребовал выкупа его акций обществом
Фабула дела
Акционер не согласился с итогами годового собрания, согласно которым была одобрена крупная сделка. А именно, принято решение об одобрении дачи согласия АО на заключение договоров поручительства и передачу имущества в залог банку. Акционер потребовал от общества выкупить его акции, а поскольку АО от выкупа уклонилось, он обратился в арбитражный суд.
По мнению арбитражного суда, принятие общим собранием указанных решений не является основанием для принудительного выкупа акций голосовавшего против принятия спорных решений акционера. Поскольку факт вступления АО в договорные отношения, условия которых обсуждались на собрании, заявитель не доказал. Суд также указал, что фактически л=одобренные сделки обществом на момент обращения истца в суд заключены не были.
Суды апелляционной и кассационной инстанций в выводах нижестоящего суда ошибок не усмотрели, заявитель обратился в Верховный Суд, где его жалоба была передана на рассмотрение СКЭС.
Как решил Верховный Суд
В Верховном Суде напомнили: абз. 2 п. 1 ст. 75 Закона об АО № 208-ФЗ гласит, что сам факт принятия общим собранием решения о даче согласия на совершение крупной сделки означает, что общество выражает намерение совершить сделку, способную существенно повлиять на его имущественное положение. После совершения этой сделки может значительно измениться рыночная стоимость акций, а также вероятность их отчуждения акционером. Соответственно, момент возникновения у акционера права требовать выкупа у общества принадлежащих ему акций законодательно определен моментом, когда общее собрание приняло решение об одобрении сделки, а не моментом, когда она будет совершена.
В рассматриваемом деле истец является миноритарным акционером, он в обосновании иска указал, что общее собрание акционеров дало согласие на принятие денежных обязательств в 10 раз больше балансовой стоимости активов. При таком существенном превышении количественного критерия, установленного для квалификации крупной сделки (в 2 и более раза, пп. 2 п. 1 ст. 78 Закона об АО), предполагается выход одобряемой сделки за пределы обычной хозяйственной деятельности. У истца при совершении такой сделки возникает риск наступления имущественных потерь, чего нижестоящие суды не учли.
П. 22 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2025), Определение СКЭС ВС РФ от 08.07.2024 № 308-ЭС24-2859 по делу № А63-20262/2022
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети