Как применять бизнес-мышление в любой сфере
Артем Вахрушев о том, как не бояться быть предпринимателем и применять маркетинговое мышление на практике

Открыл свою первую компанию (которая работает до сих пор) в 2003 году. Позднее реализовал еще тринадцать интересных, эффективных и прибыльных бизнес-проектов.
Большинство людей не рассматривает предпринимательство как сферу применения своих компетенций и как основной вид деятельности. Следовательно, вопрос развития предпринимательского мышления не возникает вообще. И очень зря.
Во-первых, никто и никогда на 100% не знает, чем он будет заниматься через несколько лет. В нашем мире большинство предпринимателей можно отнести к категории «вынужденные».
Во-вторых, даже если вы не собираетесь становится предпринимателем, то общаться вам все равно с ними придется, а, следовательно, понимать их и говорить на их языке.
В-третьих, где бы вы не работали, вам необходим ваш личный набор социальных технологий, который позволит вам выделиться среди ваших коллег, а это и есть предпринимательское мышление.

Так что же такое предпринимательское мышление? И как его развить и возможно его применение в других сферах деятельности?
Предпринимательское мышление — это навык генерировать организационные инновации. Мы все привыкли к техническим инновациям, когда требуется изобрести и продать что-то новое материальное. И забываем о том, что из социальных технологий тоже можно «собрать» инновацию. А все, что нас окружает не техническое в этом мире, является социальным. Например, технологии управления, в частности технологии тайм-менеджмента. Итак, берем социальные технологии и собираем из них организационную инновацию.
Все просто, но для того, чтобы начать мыслить, как предприниматель, нужно сделать 7 шагов:
Формируем рейтинг личных приоритетов
Это то, с чего следует начать. Сформируйте линейку своих личных приоритетов. Два простых правила: 1) не более 5-7 пунктов; 2) будьте честными с собой. Для чего нам эти приоритеты? Для того, чтобы принимать важные жизненные решения: смена вида деятельности, повышение по службе, переезд. «Прогоняйте» важное решение через свои ранжированные приоритеты и живите свою собственную жизнь.
Повышаем личную эффективность
Основная задача тайм-менеджмента — это высвободить время в течение дня. Начните повышать свою собственную эффективность с борьбы с пожирателями: фиксируйте свой день в течение недели, и вы увидите, кто крадет ваше время. Далее начните с ними работать, а с некоторыми бороться. И так у вас появится минимум 1-1,5 часа времени в день. Распорядитесь им правильно
Преодолеваем лень и прокрастинацию
Лени не существует. Есть несовпадение наших внутренних мотивов и внешних стимулов. Вот его и нужно ликвидировать. А вот прокрастинация реально может нам мешать. И с ней нужно бороться. Физические активности — самой простой способ развития префронтальной коры головного мозга (именно там живет наша сила воли, и ее можно прокачать). Также вам помогут публичные обещания или заключенные коммерческие договоры. Решили написать книгу? Заключите контракт с издательством и возьмите на себя обязательства.
Формулируем бизнес-цель
Мы нашли время, преодолели лень, давайте сядем и подумаем: а туда ли мы бежим. Четко сформулируйте цель: измеримую, конкретную, достижимую, ограниченную по времени. И не стоит путать цель и розовые пузыри мечтателя! Зафиксируйте и начните действовать.
Ищем источники энергии
Есть простой рецепт. Применяйте принцип В.Е.С.Н.А.: пьем водичку, хорошо и вовремя питаемся, качественно спим, общаемся с приятными людьми и не забываем о физической активности. Казалось бы, все очень просто. Но почему-то большинство из нас не могут это реализовать на постоянной основе.
Ищем ресурсы на проект
На любой проект нужны ресурсы. Даже на некоммерческий. В том числе финансовые. А финансовые ресурсы — это не всегда реальные деньги. Изучайте источники привлечения ресурсов. Это не только кредиты и займы. Есть еще и государство и различные грантовые истории. На старте это то, что нужно.
Оцениваем риски, предполагаем, какая понадобится команда, восполняем главные пробелы в бизнес-технологиях
Риски есть всегда и во всех ваших начинаниях. Их практически невозможно исключить. Но можно оценить, выявить наиболее существенные и разработать два сценария: 1) что делать, чтобы не наступил; 2) что делать, если наступил.
Бизнес — это командный процесс. Вы не можете быть специалистом во всем. Должна быть элементарная взаимозаменяемость (командировки, болезни, каникулы). Вам может не хватить вашего рабочего дня, чтобы решить все необходимые задачи. Поэтому, конечно же, с первых дней необходимо подбирать кандидатов в сотрудники, партнеры и подрядчики. И чем раньше вы начнете это делать, тем быстрее ваши мечты и начинания превратятся в бизнес.
Когда говорят про владение бизнес-технологиями, то имеется ввиду, прежде всего, не знания, а навыки и компетенции. Какими компетенциями должен обладать человек с предпринимательским мышлением? Их всего 10:
- оперативно находить ресурсы (время, желание, энергию, деньги) для запуска собственного проекта;
- генерировать идеи и проверять их на прочность;
- организовывать маркетинговые исследования;
- составлять бизнес-модели;
- управлять проектами;
- управлять финансами, ориентироваться в бухгалтерском учете и налогообложении;
- уметь организовать маркетинг и продажи в своей компании;
- составлять бизнес-планы и уметь презентовать их;
- проектировать свою организацию и бизнес-процессы в ней;
- уметь общаться с клиентами, сотрудниками, партнерами, инвесторами, в т.ч. решать конфликтные ситуации.
В конце ответим на вопрос: можно ли применять предпринимательское мышление в других сферах? Конечно же, да. Ведь предпринимательское мышление — это, прежде всего, навык генерировать организационные инновации. Всего 7 шагов и 10 компетенций, и вы впереди всех! У каждого человека свой путь и свой рецепт истории успеха. Кто-то просто продолжает общаться с предпринимателями и начинает их лучше понимать, кто-то становится предпринимателем и в конце концов начинает мыслить, как предприниматель. А кто-то, работая в найме, меняет свое мышление и строит успешную карьеру уже на новом основании. И где бы вы не работали после этого (в найме, в общественных проектах и даже на государственной службе), эти 7 шагов и 10 компетенций позволят вам справиться со всеми вызовами этой непредсказуемой жизни.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Социальные сети