Электронная очередь: как решить проблему пробок на грузовом дворе
Когда к складу приезжает в 3 раза больше машин, чем ворот, начинается хаос. Узнайте, как цифровая очередь решает проблему простоев и позволяет работать без сбоя

Эксперт в сфере автоматизации логистики предприятий. Более 17 лет опыта работы на стороне производственных компаний, ИТ интегратов, а также транспортных компаний
Ситуация, когда к складу одновременно прибывает 10–15 машин от разных поставщиков, а свободных ворот всего пять, — обычное дело для многих крупных компаний. В таких ситуациях может возникать хаос на въезде: «живая» очередь из фур блокирует подъездные пути к складу, стоят водители и пытаются согласовать разгрузку с диспетчером. Как итог — возникает сверхнормативный простой транспорта. Из-за этого грузовладельцы несут прямые убытки: перевозчики закладывают риски простоя в тарифы, а клиенты не получают товар вовремя.
Складской «тетрис»
Проблема с очередями обычно возникает из-за отсутствия эффективной диспетчеризации на территории склада. Управление этим процессом вручную (через журналы, телефонные звонки диспетчеру) вызывает негативные последствия:
- Простои. Транспорт ожидает своей очереди часами.
- Непредсказуемость. Ни перевозчик, ни логист компании точно не знает, когда машина будет принята или загружена.
- Снижение пропускной способности. Склад физически может обрабатывать больше, но неэффективное распределение потоков у ворот становится «бутылочным горлышком».
- Штрафы. Перевозчик ожидает компенсации за простой, клиент — за срыв графика поставок.
- Косвенные убытки. У склада возникают пиковые нагрузки, снижается производительность, появляются переработки персонала, оборачиваемость падает.
- Репутационные риски и снижение лояльности. Отношения с перевозчиками портятся, стоимость логистики растет, а сервис для конечного клиента ухудшается.
Решение проблемы очередей лежит в цифровизации так называемого грузового двора — зоны, которую часто упускают из виду.
Что такое грузовой двор и система электронной очереди
Грузовой двор — это территория предприятия (завода, склада, распределительного центра), предназначенная для приема, ожидания и выгрузки/погрузки транспорта. Зона включает въездные ворота, накопительную парковку, рампы/доки и внутренние дороги. По сути, это логистический узел перед складом или производством, где управление транспортным потоком имеет решающее значение.
Координация транспорта на территории грузового двора может происходить в ручном режиме, это и вызывает проблемы. Дежурный на КПП или диспетчер управляет очередностью въезда и вызова машин, используя бумажные талоны, рации или телефон. Такой формат даже на небольших складах приводит к ошибкам и простоям.
Эффективные предприятия управляют транспортом на грузовом дворе в автоматическом режиме. Координация происходит на основе данных о текущей загрузке склада, прибытии транспорта и приоритетах поставок. У диспетчера всегда есть возможность оперативно вмешаться, но 95% операций координирует специальная ИТ-система — электронная очередь на склад.
Функционал системы управления очередью может быть частью WMS (программа управления складом), YMS (управление грузовым двором) и TSM (система управления временными окнами). Отдельный модуль внутри трех этих систем актуален для крупных складов и распределительных центров с множеством точек разгрузки / погрузки.
Как работает электронная очередь на склад
Процесс в самом общем виде выглядит следующим образом:
- Бронирование. Поставщик или перевозчик через веб-портал или мобильное приложение выбирает доступное время (слот) для прибытия. Электронная очередь на отгрузку автоматически подтверждает его, исходя из графиков работы доков и загруженности склада.
- Прибытие. На въезде (КПП) система идентифицирует транспорт. Этим может заниматься специальный сотрудник или автоматические инструменты — через распознавание номеров (LPR), сканирование QR-кода у водителя или RFID-метку.
- Управление. Система проверяет бронь. Если водитель прибыл вовремя, ему сразу назначаются конкретные ворота, либо он направляется в зону ожидания.
- Навигация. Водитель получает инструкции (через приложение или цифровое табло на территории) о том, к какому доку и когда ему подъехать.
- Контроль. Система управления очередью в реальном времени отслеживает статус машины («ожидает», «на доке», «загрузка/выгрузка завершена») и фиксирует точное время всех операций, исключая споры о простоях.
Возможные сложности и риски
Несмотря на очевидные преимущества электронной очереди в логистике, в начале компании часто сталкиваются с трудностями. Как и любой инструмент, система работает эффективно тогда, когда все участники соблюдают установленные регламенты. На практике это удается не сразу: в первые месяцы до 30 % заявок приходится корректировать вручную. Это происходит в том числе из-за сопротивления со стороны перевозчиков и поставщиков: многие не готовы сразу принять новую систему управления очередью.
Могут возникать ошибки при бронировании — неправильное заполнение данных, выбор неверного типа ворот, несоблюдение временного слота и т. д. Встречаются манипуляции с очередностью: при вмешательстве диспетчера или недостаточно автоматизированном контроле на КПП возможны попытки водителей «договориться» и обойти электронную очередь на разгрузку.
Количество рисков напрямую зависит от качества IT-продукта. Например, если система электронной очереди не имеет механизма автоматического переназначения или динамического управления, часть складских мощностей может простаивать — временное окно может остаться неиспользованным, когда перевозчик забронировал слот, но не приехал. Чтобы конкретная электронная очередь на завод или склад работала успешно, важно адаптировать ее под реальные процессы грузового двора и обеспечить сквозную интеграцию с другими цифровыми инструментами компании.
Что дает использование электронной очереди на разгрузку
Наши клиенты фиксируют сокращение времени ожидания погрузки/разгрузки на примерно на 20%, некоторые клиенты добиваются показателя в 30%.
Распределительный центр федеральной торговой сети, ежедневно обслуживающий несколько сотен машин от разных поставщиков, после внедрения электронной очереди в рамках TMS синхронизировал график поставок с внутренними складскими процессами. Это позволило сократить очереди и время простоя транспорта на территории на 21%. Поставщики, забронировавшие слот, теперь точно знают, что их примут в назначенное время, а РЦ может планировать время персонала и технику под конкретный объем прибывающего груза.
Другие поставщики решений для управления грузовым двором дают похожую статистику: одно только предварительное бронирование тайм-слотов сокращает время ожидания на 20% и улучшает ключевые показатели эффективности предприятия.
Дополнительный эффект: видимость
Опыт показывает, что наиболее сильный эффект дает интеграция системы электронной очереди с WMS/TMS, при «точечном» внедрении эффект снижается. Это эффективная связка: TMS управляет перевозкой до ворот склада, а функция управления очередью и грузовым двором — после ворот. Когда перевозка планируется в TMS, там не просто нанимают транспорт и строят маршрут — интеграция позволяет сразу же обратиться к системе электронной очереди на склад и забронировать тайм-слот.
Таким образом, грузовладелец получает бесшовный, сквозной процесс: от создания заказа до подтверждения доставки, включая самый проблемный участок — разгрузку на складе. Это дает полный контроль над цепочкой и устраняет «серую зону» ответственности между перевозчиком и складом.
Электронная очередь в логистике — это не просто способ устранить пробки у ворот. Это инструмент управления эффективностью всей цепи поставок. Ее интеграция с TMS превращает грузовой двор из «узкого места» в управляемый элемент логистической системы.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики



