Как переехать в другую страну
Иммигрировать за границу на ПМЖ можно через работу, учебу, бизнес, инвестиции или даже роды

Один из основоположников идеи создания международной юридической компании iWorld. Занимает должность главы юридического отдела.
Переезд за границу — это прагматичный шаг, на который сейчас часто решаются не только предприниматели, но и фрилансеры, семьи и обычные люди. Кто-то ищет новые рынки и налоговые преференции, кто-то — возможность свободно перемещаться, родить ребенка в стране с сильным паспортом или просто сменить обстановку. Как показывает опыт iWorld, для многих россиян иммиграция — это не бегство, а инвестиция в будущее: в себя, в детей, в долгосрочные проекты.
Нередко поводом для эмиграции из России становится получение престижного образования или желание сменить обстановку. Ежегодно тысячи россиян становятся резидентами или гражданами других стран, не разрывая при этом контакты с Родиной.
Как выбрать страну для переезда
Прежде чем уехать из России, нужно определиться с направлением, опираясь на такие основные критерии:
Визовый режим. Во многих государствах россияне могут запросить ВНЖ без визы — это актуально для ОАЭ, Грузии, Турции, Сербии. Но если вас интересует ЕС, то обычно сначала нужно оформить долгосрочную визу, а затем уже на территории государства — вид на жительство. При этом учтите, что ряд стран Европы приостановил выдачу некоторых категорий ВНЖ россиянам — в этот список входят государства Балтии, Польша, Чехия.
Климат. Россияне обычно предпочитают страны с теплым климатом — ОАЭ, Испанию, Турцию. Комфортная погода в Армении, Черногории, Сербии и Франции, а также южноамериканских Чили и Аргентине.
Рынок труда. Среди европейских стран рынок труда лучше всего развит в Германии и Франции. Здесь достаточно легко найти работу со знанием английского, а средняя зарплата составляет примерно 2 500 EUR в месяц. В этом аспекте также привлекательны ОАЭ, где можно построить перспективную карьеру, а средняя заработная плата — 3 300 USD в месяц. Но если говорить о Франции и Арабских Эмиратах, то россияне чаще едут сюда с целью бизнес-иммиграции — в тех же ОАЭ открыть компанию можно даже удаленно.
Язык. Направление для переезда без знания иностранных языков — Армения. Также российские иммигранты комфортно себя чувствуют в Сербии, где есть большая русскоязычная диаспора. Для переезда в другие страны понадобится владеть хотя бы базовым английским.
Налоги. Условия для бизнеса предлагают ОАЭ — во многих случаях здесь можно вовсе не платить налоги. В Сербии предприниматели платят 15 %, в Черногории — от 9 до 15 %. Во многих странах можно пользоваться определенными льготами. Например, во Франции стартапы могут получить налоговый кредит размером 30 %, а в Испании ставка для новых компаний снижается с 25 до 15 %. Для физических лиц также привлекательны ОАЭ, так как здесь вовсе не применяется подоходный налог, а в ЕС это Болгария со ставкой 10 %.
Медицина и образование. Австрия, Франция и Испания входят в топ-10 стран с лучшим уровнем здравоохранения в мире. Что касается образования, то в 5 лучших государств по этому критерию опять же входит Франция, а еще Германия, США и Великобритания. Если вы хотите учиться на русском, тогда стоит выбрать Армению, где во многих университетах есть русскоязычные отделения.
8 способов иммиграции
Выбирая способ переезда за границу, стоит ориентироваться на свои пожелания и на законодательство стран, ведь в каждом государстве отличаются доступные варианты легализации. Далее перечислю 8 основных способов иммиграции, которыми чаще всего пользуются клиенты iWorld.
Работа по найму позволяет получить ВНЖ, а в ЕС обладатели высокой квалификации могут претендовать на 4-летнюю Голубую карту. Однако для трудоустройства может потребоваться знание языка, нострификация диплома, а также разрешение от государства. Не самый простой вариант, откровенно говоря.
Альтернативой обычному устройству на работу является виза цифрового кочевника. Она подходит тем, кто работает на зарубежную компанию в удаленном формате либо оказывает дистанционно услуги в качестве фрилансера. Нужно только предоставить документы о своей занятости и уровне заработка. Такой тип ВНЖ есть, например, в Испании и ОАЭ.
Учеба в зарубежном вузе позволяет оформить ВНЖ, но тут есть несколько минусов. Во-первых, бесплатное обучение доступно только в паре стран, а платное обычно дороже, чем в РФ — в престижном Оксфордском университете курс стоит примерно 41 450–69 600 EUR. Во-вторых, для поступления требуется сдать экзамен по английскому или другому иностранному языку. В-третьих, проживание в качестве студента может отдалить вас от оформления ПМЖ и гражданства. В большинстве стран Европы получить ПМЖ можно через 5 лет, но если вы весь этот срок находились в государстве по учебному ВНЖ, вам засчитается только 2,5 года.
Открытие бизнеса за границей — все более популярный способ иммиграции среди россиян, которые хотят сохранить свои активы, а также работать со всем миром. Например, регистрируя компанию в ОАЭ, вы снизите налоговую нагрузку до 0 или 9 %. К тому же сможете хранить свои деньги в банках самой стабильной экономики мира, выйти на рынок арабских государств.
Регистрируя компанию в странах ЕС, вы получаете доступ к рынку всего Евросоюза, где действует беспошлинная торговля. Открытие стартапов во Франции или Испании дает налоговые льготы. Запуск бизнеса в Сербии и Черногории требует минимум вложений, поскольку уставной капитал обычно не нужен.
Финансовая независимость — один из самых легких путей к иностранному ВНЖ, который требует наличия стабильной пассивной прибыли. Например, вы можете получать доход от сдачи своей квартиры в России, дивидендов или жить за счет пенсии. В Испании для оформления ВНЖ нужно иметь от 2 400 EUR в месяц, а во Франции — 1 426 EUR.
Инвестиции — способ иммиграции, который подходит состоятельным людям. В ОАЭ минимальная сумма вложений для получения золотой визы равна примерно 544 512 USD, а на Кипре для оформления ПМЖ — 300 000 EUR. Наиболее выгодная программа для инвесторов действует в Турции — здесь можно оформить ВНЖ, купив недвижимость стоимостью от 200 000 USD.
Но чаще состоятельные люди выбирают инвестировать в открытие компании за границей или же переезжают в качестве финансово независимого лица. Ведь такие программы требуют меньше вложений, а бизнес дает больше перспектив для развития и получения прибыли.
Воссоединение семьи подходит только тем, у кого есть близкие родственники за границей. Зачастую по этой программе могут переехать супруги и несовершеннолетние дети гражданина или человека с ВНЖ/ПМЖ, реже — родители. Если вы планируете переезд за рубеж вместе с родственниками, лучше выбирать те программы, где вид на жительство выдается сразу всей семье — например, в Испании.
Репатриация — это способ, который позволяет сразу запросить гражданство. Например, такие программы действуют в Армении и Кыргызстане. Вы сможете подать заявление на гражданство сразу после приезда, без предварительного проживания. Никакие экзамены сдавать не понадобится.
По упрощенной программе Армении уже через полгода у вас будет второй паспорт. Его можно использовать для путешествий и иммиграции в другие государства — например, США или недоступные сейчас россиянам государства Европы.
Рождение ребенка на территории страны может давать ему автоматически гражданство, а его родителям — ВНЖ или ПМЖ и право на ускоренную натурализацию. Такой возможностью россиянам легче всего воспользоваться в Аргентине или Чили, для въезда в эти страны не требуется виза.
Как подготовиться к переезду
Эксперты iWorld советуют начинать подготовку с решения таких важных вопросов:
- Сбор документов. Для оформления визы и ВНЖ требуется справка об отсутствии судимости и банковские выписки по счетам, а также документы по выбранному способу переезда. Если срок действия загранпаспорта подходит к концу, получите новый. Займитесь необходимыми переводами и апостилями.
- Финансовые вопросы. Чтобы перевести деньги из России, многие открывают счета в Армении или Казахстане. По прибытии в выбранную страну можно будет оформить и местный банковский счет.
- Оформление страховки. Многие страны требуют от иммигрантов наличия страховки для выдачи визы. Но оформить полис стоит и с точки зрения собственной безопасности и экономии, ведь за границей вся плановая медицина будет платной.
- Вопросы с имуществом в России. Если нет потребности в деньгах, иммигранты обычно не спешат продавать жилье в России. Его часто сдают в аренду, чтобы получать пассивный доход. О продаже имущества в РФ стоит задумываться тогда, когда перестанете рассматривать возвращение в страну.
- Уплата налогов. В течение первых 183 дней после переезда за границу вы будете оставаться налоговым резидентом РФ. То есть, работая в Германии, вам придется платить налоги в России. Через полгода вы приобретете статус налогового резидента в стране проживания. Чтобы не попасть под двойное налогообложение, необходимо сообщить властям РФ, что вы постоянно живете за границей.
Также заранее запланируйте саму поездку. Например, если будущая мама собирается в Аргентину или Чили, важно улететь до 7–8 месяца беременности, иначе могут не пустить в самолет.
Как проходит оформление ВНЖ
Процедура оформления ВНЖ за границей зависит от конкретной страны. Она может включать оформление визы или нет. В некоторых странах заявку можно подать онлайн.
Чтобы оформить ВНЖ в Европе, обычно сначала нужно открыть долгосрочную визу категории D. Для этого заранее подготовьте документы, которые дают право на резидентство. Например, для получения Digital Nomad визы в Испанию нужна информация о месте вашей работы. А чтобы получить ВНЖ на основании стартапа во Франции, необходимо получить от государственных органов страны одобрение вашего бизнес-плана.
Далее следует обратиться в консульство выбранной страны на территории РФ. После получения визы вы можете въехать в нужное государство, обратиться в миграционный отдел и получить карту ВНЖ. Для этого требуется сдать биометрические данные — отпечатки пальцев и фото.
Ожидание визы может занять до 3 месяцев. Чтобы ускорить процесс, стоит действовать в сопровождении юристов — они помогут правильно заполнить заявление и собрать документы, чтобы исключить задержки.
Что касается оформления ВНЖ в странах с безвизовым режимом, то, например, в ОАЭ по приезде можно заполнить онлайн-заявку на государственном портале, затем в назначенное время сдать биометрию и получить карту резидента. В Сербии можно тоже можно податься на ВНЖ онлайн, даже еще до въезда. Ожидание карты резидента обычно занимает от нескольких дней до 2 месяцев.
Адаптация в новой стране
Аренда жилья — первая задача иммигрантов, поскольку для оформления ВНЖ нужен адрес. На первое время можно забронировать апартаменты через Booking.com или Airbnb, а уже на месте обратиться в агентство недвижимости. Многие ищут жилье через знакомых или чаты мигрантов.
Поиском врачей и госпиталя также стоит заняться в первые месяцы после приезда. Убедитесь, что ваш полис покрывает нужные расходы и принимается в конкретной клинике. При необходимости стоит купить страховку в местной компании.
Государственные школы для детей за границей обычно бесплатны. Часто для детей иностранцев организовываются занятия, направленные на изучение местного языка и наверстывание пропущенных тем. Если в городе есть русские школы, при наличии мест они также примут ваших детей. Для поступления в вуз обычно достаточно аттестата и результата языкового теста, хотя могут проводиться и дополнительные экзамены.
Изучению языка стоит посвятить время еще до переезда, поскольку он пригодится как минимум для общения с государственными служащими. Хотя в Европе и ОАЭ практически всегда можно изъясниться на английском. Если вы едете за границу для родов, стоит позаботиться о переводчике, поскольку в медицинских вопросах очень важно четкое понимание указаний врача.
Несколько дополнительных советов по адаптации за границей:
- подпишитесь на группы русскоязычных сообществ в соцсетях, где вы сможете задавать важные вопросы, находить друзей, узнавать полезные новости;
- присоединяйтесь к физическим сообществам выходцев из России, например, посетите «Русский дом» в Испании, станьте частью Russian Social Speaking Club в Дубае;
- обратитесь за помощью к миграционным специалистам, которые помогут выбрать направление для переезда, оформить документы, а иногда даже найти жилье (например, при организации родов в Чили или Аргентине).

Топ 5 ошибок иммигрантов
Чтобы переезд прошел максимально комфортно и беспроблемно, старайтесь избегать 5 распространенных ошибок:
- Рассматривать только одно направление — если, например, вы переезжаете по бизнесу, стоит одновременно рассмотреть Сербию, Черногорию, Францию, Испанию и ОАЭ, так как каждая страна имеет свои особенности и преимущества.
- Придерживаться рекомендаций блогеров — важно ориентироваться на официальную информацию, консультироваться со специалистами по международному праву, поскольку правила миграции могут меняться, или инфлюенсеры могут специально вводить в заблуждение.
- Ехать в страну по рекомендации друзей — направление нужно выбирать индивидуально, например, в отличие от знакомых, вам может быть доступна репатриация в Армению.
- Самостоятельно готовить досье — сбор и оформление документов лучше поручить юристам, так как в каждой стране применяются разные требования.
- Иммигрировать без базового владения английским языком — стоит подтянуть языковые знания как минимум для общения с государственными работниками.
Что дальше: получаем ПМЖ и второе гражданство
В ЕС постоянный вид на жительство обычно можно оформить через 3–5 лет. В США ПМЖ выдается после оформления иммиграционной визы.
Второе гражданство можно получить после длительного проживания в стране — зачастую это 5–10 лет. Но есть и упрощенные варианты. Например, в Армении и Кыргызстане заявку на гражданство можно подать вовсе без предварительного пребывания в государстве. А если вы планируете стать родителями, тогда идеальный вариант — страны Латинской Америки, такие как Аргентина, Чили или Бразилия. Ведь ваш ребенок сразу получит статус гражданина по рождению, а вы сможете оформить гражданство в течение 1–2 лет.

Итоги: с чего начать свой путь к переезду
Чтобы начать процесс иммиграции, нужно выполнить 3 шага:
- Определитесь с целью — например, работа, бизнес, обучение, второе гражданство.
- Подберите страну, в которой вы сможете реализовать свои цели, а также где вам будет комфортно адаптироваться.
- Соберите документы для оформления визы и/или ВНЖ, гражданства.
Если вы пока сомневаетесь, куда и на каком основании эмигрировать из России — обсудите свою ситуацию и пожелания с миграционным специалистом. Он предложит программы, которые подходят вам с учетом планов, финансовых возможностей и даже страхов (например, перед адаптацией). В сопровождении юристов всегда проще действовать, поскольку они обладают не только знаниями из международного права, но и большим опытом, а поэтому знают и о подводных камнях разных программ.
Источники изображений:
Shutterstock.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты