РБК Компании

Кризис в бизнесе: что помогает быстро реагировать на перемены

Как автоматизация бизнес-процессов помогает компаниям быть более гибкими и эффективно реагировать на кризисы
Кризис в бизнесе: что помогает быстро реагировать на перемены
Источник изображения: Freepik.com
Андрей Фитисов
Андрей Фитисов
Директор по развитию бизнеса ITSM 365

Опыт работы в IT-индустрии — свыше 10 лет. Спикер профильных конференций, автор статей в IT-медиа.

Подробнее про эксперта

Изменения на рынке, снижение качества продуктов или услуг, усложнение «операционки» во время масштабирования компании — кризис в бизнесе может наступить по разным причинам. Чтобы преодолевать сложности, многие используют универсальный инструмент — автоматизацию бизнес-процессов. Автоматизация помогает сокращать непродуктивные расходы, улучшать обслуживание клиентов и ускорять адаптацию к новым условиям.

В статье разберем, какие решения для автоматизации бизнес-процессов доступны на рынке и как они помогают справляться со сложностями.

Что и зачем автоматизируют в компаниях 

Исследование McKinsey показывает, что в первую очередь компании стремятся автоматизировать бизнес-процессы финансового блока, ИТ-направления и обслуживания клиентов. Чтобы польза от автоматизации была максимальной, также выстраивают  взаимодействие команд и отделов на базе общих решений. 

На практике компании стремятся автоматизировать задачи, которые регулярно повторяются, требуют срочного исполнения или вовлекают несколько участников. В их числе:

  • Рутинные  — например, ввод данных и создание отчетов.
  • Срочные — мониторинг ИТ-систем и отправка автоматических уведомлений.
  • Сервисные — обслуживание клиентов и работа бэк-офиса.
  • Многопользовательские — согласования, проектная работа, кросс-функциональные процессы.

Автоматизация этих процессов помогает:

  • ускорить работу команд и отдельных сотрудников;
  • повысить прозрачность процессов для сотрудников и клиентов;
  • сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором;
  • обеспечить выполнение связанных процессов — создание заявок на обслуживание, назначение ответственных,  последовательный перевод обращения между отделами, формирование отчета о выполнении;
  • освободить ресурсы для более качественного выполнения сложных задач и развития бизнеса.

Скорость и качество автоматизации напрямую зависит от надежности и производительности работы ИТ-инфраструктуры. Чтобы фундамент для внедрения решений был прочным, в организациях применяют ITSM — структурированный подход для управления ИТ-сервисами.

Понятие ITSM и его ключевые компоненты

Благодаря сервисному подходу к обслуживанию, известному как ITSM, компании могут достичь высокого уровня качества поддержки. Концепция IT Service Management предполагает, что служба поддержки рассматривается как полноценная организация. Деятельность саппорт-команд не ограничивается решением отдельных вопросов пользователей, а представляет собой регламентированное обслуживание. Этот подход охватывает весь жизненный цикл ИТ-услуг, включая проектирование, доставку, управление и постоянное совершенствование.

Основная цель ITSM — обеспечить максимально эффективное соответствие работы IT-служб потребностям бизнеса и удовлетворить конечных пользователей. Для достижения этой цели разрабатываются понятные и прозрачные процессы оказания услуг, устанавливаются SLA (соглашения об уровне обслуживания), контролируется качество услуг и оперативно устраняются возникающие инциденты.

Ключевой принцип этого подхода в том, что пользователи должны получать непрерывный доступ к ИТ-инфраструктуре для решения своих задач и при этом не беспокоиться о работе базовых систем и процессов. Например, сотруднику в отделе нужна помощь с установкой программного обеспечения. Он отправляет запрос через систему подачи заявок в службу ИТ-поддержки. Обращению присваивается приоритет на основе срочности и соглашения об уровне обслуживания (SLA). Специалист выполняет заявку согласно регламентам, а затем закрывает ее в системе. После чего сотрудник получает соответствующее уведомление.

ITSM не ограничивается решением повседневных проблем по линии внутренней техподдержки. Это комплексный подход, который позволяет контролировать все технологические аспекты и процессы. К ключевым из них можно отнести:

  • Управление запросами на обслуживание

Этот процесс включает заявки на услуги, не связанные с разрешением инцидентов. Например, настройка доступа к принтеру, сброс пароля, создание электронного адреса для нового сотрудника.

  • Управление знаниями

С помощью управления знаниями IT-команды создают, курируют и распространяют информацию, необходимую для работы подразделений. База знаний обычно включает в себя часто задаваемые вопросы пользователей и статьи с инструкциями. Управление знаниями помогает персоналу решать проблемы самостоятельно через портал самообслуживания и снижает нагрузку на специалистов.

  • Управление ИТ-активами

Управление ИТ-активами в рамках ITSM позволяет отслеживать состояние и производительность оборудования на протяжении всего жизненного цикла: от закупки и развертывания до обслуживания и вывода из эксплуатации. Например, благодаря инструментам по управлению ИТ-активами системный администратор отслеживает состояние и производительность рабочих ноутбуков, своевременно назначает профилактическое ТО по ним и при необходимости заменяет устройства на новые.

  • Управление инцидентами

Инцидент — это незапланированное событие, которое нарушает нормальную работу системы или сервиса и требует быстрого вмешательства для восстановления его функционирования. Также это может быть ситуация, когда сервисная команда приостанавливает предоставление услуги, чтобы устранить проблему и вернуть ее в рабочее состояние. В такой ситуации специалисты оперативно занимаются устранением сбоя или неисправности, чтобы минимизировать влияние на пользователей. Кроме того, управление инцидентами в ИТ-службе включает в себя не только реагирование на текущие проблемы, но и профилактику, чтобы предотвратить повторение таких ситуаций в будущем. 

Инциденты могут варьироваться от незначительных проблем, таких как медленная скорость интернета у одного пользователя, до крупных сбоев, вроде неполадок почтового сервера компании. 

  • Управление изменениями

Еще один способ поддержать производительность бизнеса через управление изменениями — их планирование, тестирование и внедрение. Например, компании необходимо обновить операционную систему на всех компьютерах сотрудников. Через управление изменениями ИТ-отдел создает план апдейтов со сроками и приоритетами, тестирует их и постепенно развертывает от отдела к отделу. Этот структурированный подход снижает риск ошибок и гарантирует, что изменения будут внедряться плавно и без простоев в работе команд.

Кризис в бизнесе: что помогает быстро реагировать на перемены
Какие компоненты помогают контролировать технологические процессы

Преимущества сервисного подхода к автоматизации процессов в условиях кризиса

Концепция ITSM обычно воплощается в жизнь с помощью сервисного подхода в ИТ-командах, работающих в сфере внутренних услуг. Однако ключевое преимущество сервисного подхода в том, что его можно масштабировать и на другие отделы, которые предоставляют различные услуги сотрудникам.

Например, в HR сервисный подход работает при подаче и отслеживании заявок на конкретную вакансию. В АХО через систему пользовательских обращений можно подавать заявки на новое оборудование для рабочего места. В службе документооборота с помощью сервисного подхода оптимизируют запросы на подготовку клиентских договоров.

В пределах бэк-офиса автоматизация процессов с применением сервисного подхода обеспечивает сразу несколько важных возможностей для компании:

  • повышает эффективность и производительность;
  • снижает затраты;
  • оптимизирует ресурсы;
  • улучшает качество обслуживания клиентов;
  • ускоряет принятие решений и реагирование на изменения;
  • обеспечивает гибкость и адаптивность бизнеса.

Роль service desk системы в стратегии выхода из кризиса 

В условиях кризиса компании необходим гибкий и многофункциональный инструмент, который позволит быстро и эффективно автоматизировать сервисные бизнес-процессы для всех подразделений. В ситуациях неопределенности следует задуматься о внедрении service desk систем.

Это решение может помочь оптимизировать рабочие процессы, сократить время на решение проблем и повысить уровень удовлетворенности клиентов и сотрудников. Service desk может помочь наладить взаимодействие между различными подразделениями, обеспечить централизованное управление запросами и инцидентами, что в итоге приведет к повышению общей производительности и снижению затрат.

Рассмотрим, как подобные решения применяются в разных процессах компаний — от финансов до управления ресурсами.

  • Управление финансами 

В нестабильной ситуации особенно важно не терять из виду регулярные платежи — пропущенный счет может обернуться кассовым разрывом. Чтобы избежать таких рисков, компании автоматизируют контроль за услугами и оплатой прямо в системе service desk. В ней можно назначить стоимость по услугам за период. Когда приближается дата платежа, service desk отправляет напоминание о том, что необходимо выставить счет.

В современных service desk системах можно вести расчеты как по фиксированным договорам, так и по факту выполненных работ — с использованием прайс-листов и автоматическим формированием счетов. Достаточно нажать кнопку, и нужный счет или акт будет перед вами.

Кризис в бизнесе: что помогает быстро реагировать на перемены
Пример формирования финансовой отчетности 

Система хранит все финансовые документы. Это исключает риск того, что даже давний платежный отчет затеряется среди документации. Таким образом, компания получает прозрачную и понятную картину того, насколько экономически эффективно ведется работа с клиентами и подрядчиками.

  • Управление трудозатратами

Для эффективной работы компания должна понимать, сколько ресурсов необходимо для решения задач, нужно ли нанимать новых сотрудников или, наоборот, есть возможность сократить штат, переведя часть работ на аутсорс. В нашей системе эту информацию можно получить через учет трудозатрат.

Многие платформы для автоматизации позволяют учитывать трудозатраты, анализировать загрузку специалистов, собирать обратную связь от клиентов и отслеживать выполнение KPI. Это помогает компаниям эффективнее управлять ресурсами и повышать мотивацию персонала.

В целом, учет трудозатрат помогает стратегически управлять ресурсами, повышать дисциплину и мотивацию персонала, делать их работу более эффективной при снижении затрат.

Кризис в бизнесе: что помогает быстро реагировать на перемены
Пример учета трудозатрат 

Работа с ИТ-активами

Когда ресурсы ограничены, важно быстро находить и устранять проблемы, не теряя времени на ручной поиск информации.  Системы комплексной автоматизации позволяют вести мониторинг оборудования с привязкой к договорам на обслуживание, схемам, инструкциям и мануалам. Если офисы и филиалы компании работают в нескольких городах, то в системе можно зафиксировать точное местоположение активов, чтобы без временных потерь назначать сервисных специалистов.

ИТ-активы добавляют к заявкам на обслуживание, чтобы собирать статистику обращений в разрезе каждой единицы оборудования или ПО. Это обеспечивает бесперебойную работоспособность активов и оптимизирует расходы по ним.

Кризис в бизнесе: что помогает быстро реагировать на перемены
По каждому ИТ-активу в системе можно вести карточку с детальной информацией по запросам, обслуживанию и инцидентам

Аналитика в сервисных платформах позволяет визуализировать ключевые метрики, оперативно находить узкие места и принимать обоснованные управленческие решения — это особенно важно в нестабильных условиях.

Заключение

В условиях кризисов service desk позволяет быстро реагировать на инциденты и сохранять конкурентоспособность компании:

  • Повышается производительность команд.
  • Снижаются затраты.
  • Происходит оптимизация ресурсов.
  • Улучшается качество обслуживания клиентов.
  • Ускоряется принятие решений и реагирование на изменения.
  • Обеспечивается гибкость и адаптивность бизнеса.

При этом важно понимать: ни одна система не заменит стратегическое управление и человеческий фактор. Service desk и автоматизация — это инструмент, который помогает бизнесу сохранять устойчивость, быстрее адаптироваться и принимать взвешенные решения. Но максимальный эффект достигается там, где технологии подкреплены ясными приоритетами и вовлеченной командой.

Источники изображений:

Ксения Исакова / Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия