РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная Fast River 8 апреля 2025

Как изменился подход питерских компаний к работе с биржами грузоперевозок

Николай Петровнин, операционный директор Fast River, рассказывает, почему бизнес стал по новому смотреть на биржи грузоперевозок, и чего от них ждет
Как изменился подход питерских компаний к работе с биржами грузоперевозок
Источник изображения: Freepik.com
Николай Петровнин
Николай Петровнин
Операционный директор Fast River

Эксперт в сфере логистики и цифровизации бизнес-процессов с многолетнем опытом работы в фудтехе и финтехе

Подробнее про эксперта

Биржи грузоперевозок — востребованный инструмент у российских компаний, которым необходима транспортировка грузов. Даже бизнес с собственной логистикой может обращаться к таким площадкам для поиска перевозчика. Однако если раньше для многих компаний было достаточно найти на бирже контакт исполнителя для своего заказа, сегодня запросов больше и они сложнее. 

С какими вызовами сталкиваются питерские компании в грузоперевозках

Нагрузка на разные каналы грузоперевозки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области растет. Объемы погрузки на железной дороге за 2024 год увеличились на 11%, а объемы перевалки контейнеров Большого порта Санкт-Петербург за 2024 год — более чем на 30%: хотя общий грузооборот порта прибавил только 6,9% и пока не вернулся к досанкционным показателям. А развитие e-commerce повышает спрос на доставку товаров до маркетплейсов и складов. 

Вместе с этим увеличивается спрос на международные автоперевозки, как сообщает ГК «Деловые Линии» — преимущественно в Китай и Юго-Восточную Азию. Растет интерес к сборным грузам: в первую очередь, из Китая. Переориентация потоков на Восток требует по-новому выстраивать не только взаимоотношения бизнеса, но и логистику. Грузоперевозки становятся сложнее — в том числе для компаний Санкт-Петербурга, и это требует уделять им больше внимания, тщательнее контролировать на всех этапах.

Этот рост нагрузки на отрасль одновременно и возможность для развития, и вызов. 

Вместе с тем, на рынке сохраняются несколько давних проблем. Одна из них — это объемы «серого» сегмента. По оценкам крупных компаний, около 65–70% рынка находится в «серой» зоне. То есть, у бизнеса, который ищет исполнителя для своего заказа, есть очень высокая вероятность попасть на «серого» перевозчика. Там, где нет прозрачности, формируется благоприятная почва как для ошибок из-за человеческого фактора, так и для мошенничества.

А от последнего бизнес может нести убытки в размере сотен тысяч и миллионов рублей. Например, по данным платформы IMPACT, в 2023 году из Санкт-Петербурга в Ростов на Дону отправились 20 тонн рыбы. Стоимость груза оценивалась примерно в 5 млн рублей. До конечной точки он не доехал. У документов, которые водитель представлял на погрузках, были признаки подделки, как пишет IMPACT. 

При этом аналитики и участники рынка полагают, что часть «белых» перевозчиков могут уйти в тень из-за того, что у них растут издержки. Почти каждый третий сообщил о рисках банкротства в 2025 году, как сказали в ассоциации «АвтоГрузЭкс». Расходы в ближайший год могут вырасти на 40-50%. Соответственно, для бизнеса, который пользуется услугами грузоперевозчиков, поиск надежных исполнителей становится еще сложнее.

Все это в совокупности, стимулирует компании менять подход и к организации процесса грузоперевозок, и к взаимодействию с биржами, которые помогают найти водителей или транспортные компании для выполнения заказа.

Что нужно бизнесу от бирж грузоперевозок

Учитывая возросшую нагрузку на логистическую отрасль и, в частности, на автомобильные грузоперевозки, значительную долю «серой» зоны на рынке, высокую цену рисков в организации процесса, для питерских компаний, как и для бизнеса в других регионах России, особенно остро встает вопрос безопасности. По данным платформы «Яндекс Магистрали», в повышении уровня безопасности грузоперевозок сегодня заинтерисованы около 70% заводов и предприятий.

Безопасность подразумевает большее внимание ко всем этапам грузоперевозки — от создания заявки до прибытия товара в конечную точку и его приемки. Соответственно, повышается важность прозрачности всего процесса и его контролируемости. Бизнес ожидает, что биржа сегодня будет не просто работать как доска объявлений — показывать контакты водителей или транспортных компаний с ценами и условиями перевозки: он ждет помощи, активного участия биржи в повышении надежности перевозки.

И здесь есть несколько аспектов, которые играют роль для бизнеса при выборе биржи.

Первый момент — проверки пользователей на платформе. Бизнесу важно понимать, кто повезет его груз: не мошенник ли прячется под карточкой водителя или транспортной компании, действительно ли у него есть все обязательные документы. Для этого биржи внедряют систему верификации, и ее результаты отражаются в профиле пользователя: если человек не прошел проверку, работа с ним небезопасна. Верификация — не абсолютный гарант, но часть рисков она снимает.

Причем проверка может касаться не только верификации самой личности — действительно ли водитель Иван Иванов тот, за кого себя выдает, но и оценки сопутствующих документов. Если это юрлицо, то биржа может проверить историю производства, отчетность, аффилированность с другими компаниями: последний пункт важен для выявления потенциального мошенничества.

Второй момент — инструменты контроля за перевозкой. Необходимость в них повышается при транспортировке груза в другие регионы или даже за рубеж. Однако даже при перевозке в рамках одного города часто бизнесу важно понимать, успевает ли водитель в срок, насколько точно он следует маршруту, все ли в порядке с товаром. Поэтому растет спрос на инструменты для оперативной коммуникации с водителем внутри самой платформы — а не через условные внешние мессенджеры, и на системы контроля движения машины в режиме реального времени.

Перечисленные запросы к биржам грузоперевозок сегодня стали базовыми — это то, что бизнес хочет видеть на любой платформе, к которой обращается. Особенно бизнес из крупных городов, как Санкт-Петербург. Однако проверки пользователей, выстроенная коммуникация и контроль груза — не единственное, что становится важным в современной логистике.

Будущее бирж грузоперевозок: тенденции и прогнозы

Чем активнее развивается логистическая сфера и увеличивается нагрузка на нее — что неизбежно как минимум из-за роста рынка e-commerce и внутреннего производства, тем больше запросов у бизнеса возникает к инструментам для организации грузоперевозок. В том числе и к биржам. Это означает, что отрасль продолжит трансформироваться, а биржи — эволюционировать.

Будет усиливаться технологичность платформ — это касается не только улучшения уже существующих инструментов и опций, но и появления новых. Продолжит развиваться идея электронного документооборота и его автоматизации, возможно появление интеграций с корпоративными системами — TMS, CRM, ERP, чтобы упростить, например, обмен данными по грузоперевозкам. Но вместе с этим должна будет вырасти и защищенность бирж — тоже благодаря технологиям.

На платформах будут появляться новые инструменты. Например, связанные с гибкой и настраиваемой системой аналитики, с автоматическим формированием отчетов. Это важно при регулярном взаимодействии с биржей и большим количеством перевозок.

Также будут совершенствоваться инструменты страхования — они особенно актуальны для продуктов питания, дорогого и сложного для транспортировки оборудования. В 2024 году страхование грузоперевозок росло: сборы по рынку увеличились на 30–35%, как отмечали эксперты. Вместе с этим усиливается востребованность цифрового страхования в логистике. И эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе.

Учитывая увеличивающийся объем потребностей бизнеса, запросы на новые инструменты и функции, биржи могут начать формировать экосистемы — чтобы предоставлять пользователям комплексный сервис от поиска перевозчика до финансовых гарантий. Это особенно важно для компаний, которые хотят работать с биржами регулярно и с большим количеством заказов.

То есть, биржи постепенно будут превращаться в сложные с точки зрения объема опций (но простые с точки зрения удобства) системы, которые не просто сводят исполнителя и заказчика. Они должны помогать контролировать перевозку, упрощать логистические процессы — от оформления документов до аналитики, предоставлять дополнительные инструменты по защите груза, финансированию, и многому другому. При этом удовлетворять потребности как малого, так и крупного бизнеса.

По мере того, как развиваются технологии и усложняется логистика, подход компаний к организации перевозок меняется. Бизнес все чаще обращается к «цифре», пробует новые инструменты, поэтому и другие участники рынка — в частности, поставщики ИТ-решений, будут трансформироваться и эволюционировать. По данным платформы «Яндекс Магистрали», к оцифровке бизнес сегодня лояльны около 60% заводов и предприятий.

Безусловно, всегда найдутся консерваторы, однако их с каждым годом становится меньше. Растущие риски от недостаточно качественно выстроенной логистики будут постепенно сокращать долю консерваторов — и, соответственно, менять подход всех участников рынка к работе с биржами.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия