Как изменился подход питерских компаний к работе с биржами грузоперевозок
Николай Петровнин, операционный директор Fast River, рассказывает, почему бизнес стал по новому смотреть на биржи грузоперевозок, и чего от них ждет

Эксперт в сфере логистики и цифровизации бизнес-процессов с многолетнем опытом работы в фудтехе и финтехе
Биржи грузоперевозок — востребованный инструмент у российских компаний, которым необходима транспортировка грузов. Даже бизнес с собственной логистикой может обращаться к таким площадкам для поиска перевозчика. Однако если раньше для многих компаний было достаточно найти на бирже контакт исполнителя для своего заказа, сегодня запросов больше и они сложнее.
С какими вызовами сталкиваются питерские компании в грузоперевозках
Нагрузка на разные каналы грузоперевозки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области растет. Объемы погрузки на железной дороге за 2024 год увеличились на 11%, а объемы перевалки контейнеров Большого порта Санкт-Петербург за 2024 год — более чем на 30%: хотя общий грузооборот порта прибавил только 6,9% и пока не вернулся к досанкционным показателям. А развитие e-commerce повышает спрос на доставку товаров до маркетплейсов и складов.
Вместе с этим увеличивается спрос на международные автоперевозки, как сообщает ГК «Деловые Линии» — преимущественно в Китай и Юго-Восточную Азию. Растет интерес к сборным грузам: в первую очередь, из Китая. Переориентация потоков на Восток требует по-новому выстраивать не только взаимоотношения бизнеса, но и логистику. Грузоперевозки становятся сложнее — в том числе для компаний Санкт-Петербурга, и это требует уделять им больше внимания, тщательнее контролировать на всех этапах.
Этот рост нагрузки на отрасль одновременно и возможность для развития, и вызов.
Вместе с тем, на рынке сохраняются несколько давних проблем. Одна из них — это объемы «серого» сегмента. По оценкам крупных компаний, около 65–70% рынка находится в «серой» зоне. То есть, у бизнеса, который ищет исполнителя для своего заказа, есть очень высокая вероятность попасть на «серого» перевозчика. Там, где нет прозрачности, формируется благоприятная почва как для ошибок из-за человеческого фактора, так и для мошенничества.
А от последнего бизнес может нести убытки в размере сотен тысяч и миллионов рублей. Например, по данным платформы IMPACT, в 2023 году из Санкт-Петербурга в Ростов на Дону отправились 20 тонн рыбы. Стоимость груза оценивалась примерно в 5 млн рублей. До конечной точки он не доехал. У документов, которые водитель представлял на погрузках, были признаки подделки, как пишет IMPACT.
При этом аналитики и участники рынка полагают, что часть «белых» перевозчиков могут уйти в тень из-за того, что у них растут издержки. Почти каждый третий сообщил о рисках банкротства в 2025 году, как сказали в ассоциации «АвтоГрузЭкс». Расходы в ближайший год могут вырасти на 40-50%. Соответственно, для бизнеса, который пользуется услугами грузоперевозчиков, поиск надежных исполнителей становится еще сложнее.
Все это в совокупности, стимулирует компании менять подход и к организации процесса грузоперевозок, и к взаимодействию с биржами, которые помогают найти водителей или транспортные компании для выполнения заказа.
Что нужно бизнесу от бирж грузоперевозок
Учитывая возросшую нагрузку на логистическую отрасль и, в частности, на автомобильные грузоперевозки, значительную долю «серой» зоны на рынке, высокую цену рисков в организации процесса, для питерских компаний, как и для бизнеса в других регионах России, особенно остро встает вопрос безопасности. По данным платформы «Яндекс Магистрали», в повышении уровня безопасности грузоперевозок сегодня заинтерисованы около 70% заводов и предприятий.
Безопасность подразумевает большее внимание ко всем этапам грузоперевозки — от создания заявки до прибытия товара в конечную точку и его приемки. Соответственно, повышается важность прозрачности всего процесса и его контролируемости. Бизнес ожидает, что биржа сегодня будет не просто работать как доска объявлений — показывать контакты водителей или транспортных компаний с ценами и условиями перевозки: он ждет помощи, активного участия биржи в повышении надежности перевозки.
И здесь есть несколько аспектов, которые играют роль для бизнеса при выборе биржи.
Первый момент — проверки пользователей на платформе. Бизнесу важно понимать, кто повезет его груз: не мошенник ли прячется под карточкой водителя или транспортной компании, действительно ли у него есть все обязательные документы. Для этого биржи внедряют систему верификации, и ее результаты отражаются в профиле пользователя: если человек не прошел проверку, работа с ним небезопасна. Верификация — не абсолютный гарант, но часть рисков она снимает.
Причем проверка может касаться не только верификации самой личности — действительно ли водитель Иван Иванов тот, за кого себя выдает, но и оценки сопутствующих документов. Если это юрлицо, то биржа может проверить историю производства, отчетность, аффилированность с другими компаниями: последний пункт важен для выявления потенциального мошенничества.
Второй момент — инструменты контроля за перевозкой. Необходимость в них повышается при транспортировке груза в другие регионы или даже за рубеж. Однако даже при перевозке в рамках одного города часто бизнесу важно понимать, успевает ли водитель в срок, насколько точно он следует маршруту, все ли в порядке с товаром. Поэтому растет спрос на инструменты для оперативной коммуникации с водителем внутри самой платформы — а не через условные внешние мессенджеры, и на системы контроля движения машины в режиме реального времени.
Перечисленные запросы к биржам грузоперевозок сегодня стали базовыми — это то, что бизнес хочет видеть на любой платформе, к которой обращается. Особенно бизнес из крупных городов, как Санкт-Петербург. Однако проверки пользователей, выстроенная коммуникация и контроль груза — не единственное, что становится важным в современной логистике.
Будущее бирж грузоперевозок: тенденции и прогнозы
Чем активнее развивается логистическая сфера и увеличивается нагрузка на нее — что неизбежно как минимум из-за роста рынка e-commerce и внутреннего производства, тем больше запросов у бизнеса возникает к инструментам для организации грузоперевозок. В том числе и к биржам. Это означает, что отрасль продолжит трансформироваться, а биржи — эволюционировать.
Будет усиливаться технологичность платформ — это касается не только улучшения уже существующих инструментов и опций, но и появления новых. Продолжит развиваться идея электронного документооборота и его автоматизации, возможно появление интеграций с корпоративными системами — TMS, CRM, ERP, чтобы упростить, например, обмен данными по грузоперевозкам. Но вместе с этим должна будет вырасти и защищенность бирж — тоже благодаря технологиям.
На платформах будут появляться новые инструменты. Например, связанные с гибкой и настраиваемой системой аналитики, с автоматическим формированием отчетов. Это важно при регулярном взаимодействии с биржей и большим количеством перевозок.
Также будут совершенствоваться инструменты страхования — они особенно актуальны для продуктов питания, дорогого и сложного для транспортировки оборудования. В 2024 году страхование грузоперевозок росло: сборы по рынку увеличились на 30–35%, как отмечали эксперты. Вместе с этим усиливается востребованность цифрового страхования в логистике. И эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе.
Учитывая увеличивающийся объем потребностей бизнеса, запросы на новые инструменты и функции, биржи могут начать формировать экосистемы — чтобы предоставлять пользователям комплексный сервис от поиска перевозчика до финансовых гарантий. Это особенно важно для компаний, которые хотят работать с биржами регулярно и с большим количеством заказов.
То есть, биржи постепенно будут превращаться в сложные с точки зрения объема опций (но простые с точки зрения удобства) системы, которые не просто сводят исполнителя и заказчика. Они должны помогать контролировать перевозку, упрощать логистические процессы — от оформления документов до аналитики, предоставлять дополнительные инструменты по защите груза, финансированию, и многому другому. При этом удовлетворять потребности как малого, так и крупного бизнеса.
По мере того, как развиваются технологии и усложняется логистика, подход компаний к организации перевозок меняется. Бизнес все чаще обращается к «цифре», пробует новые инструменты, поэтому и другие участники рынка — в частности, поставщики ИТ-решений, будут трансформироваться и эволюционировать. По данным платформы «Яндекс Магистрали», к оцифровке бизнес сегодня лояльны около 60% заводов и предприятий.
Безусловно, всегда найдутся консерваторы, однако их с каждым годом становится меньше. Растущие риски от недостаточно качественно выстроенной логистики будут постепенно сокращать долю консерваторов — и, соответственно, менять подход всех участников рынка к работе с биржами.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании