Региональный долг и развитие инфраструктуры: проблемы, решения
Существующий уровень долговой нагрузки на региональные бюджеты приводит к отвлечению бюджетных средств от инвестиционных расходов в пользу обслуживания долга

Ведущий научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Долговая нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации в текущих макроэкономических условиях является одним из барьеров для развития территорий. И если уровень государственного долга Российской Федерации находится уже многие годы на безопасном уровне (около 29 трлн рублей на 01.01.2025, что, по первым оценкам, составляет 14,5% ВВП), то управление государственным долгом субъектов Российской Федерации вызывает пристальное внимание экономистов.
Совокупный долг субъектов Российской Федерации на начало 2025 года составил 3,15 трлн рублей, из которых на внутренний долг приходится 99,5%. С 2020 года региональный внутренний долг вырос более чем на 60%. При этом наибольшая доля в его структуре приходится на бюджетные кредиты — 78,6%. Внешний региональный долг в настоящее время представлен либо также бюджетными кредитами, либо государственными гарантиями субъекта в рамках целевых иностранных кредитов, которые, как правило, выдавались ранее под проекты с участием международных финансовых организаций, либо иными долговыми обязательствами. С 2020 года внешний региональный долг сократился более чем в 2,5 раза и к началу 2025 года составил 163,6 млн долларов США.
До 2024–2025 годов основным инструментом снижения долговой нагрузки на региональные бюджеты фактически был «обмен» задолженности по банковским кредитам на задолженность по бюджетным кредитам. Так, с 2020 года по конец 2024 года задолженность регионов перед банками сократилась почти в 6 раз с 575,8 млрд рублей до 99,6 млрд рублей, а задолженность по бюджетным кредитам выросла в 3 раза с 876,8 млрд рублей до 2,5 трлн рублей. В январе 2025 года традиционно произошел рост задолженности по коммерческим кредитам региональных бюджетов (на 128%) одновременно с сокращением задолженности по бюджетным кредитам (на 3%).
Счетная палата Российской Федерации еще в 2022 году отмечала, что регионы преимущественно использовали предоставленные бюджетные кредиты на погашение долговых обязательств (более 50%) и оплату текущих расходов (более 47%). Одновременно сохранялась практика привлечения рыночных заимствований при наличии существенных остатков на счетах региональных бюджетов, а доля бюджетных кредитов, направленных на инвестиционные цели, была крайне незначительной.
Первым шагом на пути решения данной проблемы стало внедрение хорошо зарекомендовавших себя специальных казначейских кредитов и бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. С 2025 года данный перечень дополнился казначейскими инфраструктурными кредитами.
Вторым шагом стала возможность списания в 2025 году прочих бюджетных кредитов, предоставленных регионам за счет средств федерального бюджета, в обмен на вложения в региональную инфраструктуру. При этом условия такого списания предусматривают обязательное направление высвобождаемых средств на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, из которых половина — в сфере ЖКХ.
Новый механизм призван не только помочь субъектам Российской Федерации с развитием инфраструктуры, но и в долгосрочной перспективе дополнительно сократить бюджетные расходы на обслуживание долга, повысить долговую устойчивость регионов.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании