РБК Компании

Искусственный интеллект и его применение в медиасфере

О том какие угрозы и возможности открываются для медиасферы при использовании ИИ расскажет федеральный спикер и колумнист Диана Гуц
Искусственный интеллект и его применение в медиасфере
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Gamma
Диана Гуц
Диана Гуц
Основатель сообщества SPEAKER COMMUNITY

Федеральный эксперт, модератор конференций, журналист и автор курса «Эксперт.Перезагрузка».

Подробнее про эксперта

Понятие искусственный интеллект плотно вошло в нашу жизнь. Это не просто технологии, а новые возможности для роста и прогресса. Применение ИИ касается уже не только IT-отрасли, оно проникло во все сферы экономики: начиная от науки заканчивая медиа, искусством и креативными индустриями.  Аналитики Gartner предсказывают, что к 2027 году рынок ИИ достигнет отметки в 500 млрд долларов. 

В числе главных преимуществ применения ИИ на ближайшие годы можно выделить: 

  • высокая производительность;
  • новаторство;
  • универсальность;
  • доступность.

Например, сегодня для большинства пользователей  чат-GPT заменил использование привычных поисковых систем.  Если мы посмотрим на данные использования GPT-чата , то это  120 миллионов пользователей и 5 миллиардов запросов в месяц, и цифры продолжают расти. 

Медиапространство оно более уязвимо и подвержено предвзятости в отличии от точных наук. Особенно это заметно когда мы читаем российские, американские, европейские новости касаемо одного события и мы видим явный перекос в позиции. OpenA при обучении ИИ идет в сотрудничестве со СМИ, и с Reddit, и с Associated Press, чтобы в генерации информации максимально избежать предвзятости. 

Основные риски и возможности, которые можно выделить на сегодняшний день: 

Главный риск  использовании ИИ в медиасфере  — это подрыв доверия  к медиа, в связи с ростом дипфейков (deepfake) и дезинформации.

Эксперты активно обсуждают введение  обязательной маркировки контента, который был изготовлен с помощью искусственного интеллекта, а также  возможность внедрения инструментов верификации в реальном времени. В борьбе с дипфеками важный шаг это установление запрета на использование фото-видео изображения гражданина, охрана его голоса и запрет на различные манипуляции с его генерацией. По сути приравнять эти нарушения к нарушению личных неимущественных прав.

Например, в Китае 70% контента, который генерируется на сегодняшний день с помощью искусственного интеллекта. Так например российские крупных медиа-холдинги сегодня используют двойную проверку новостей — с помощью журналистов и систем ИИ, таким образом это позволяет отсеивать фейковые новости. 

Мудрое использование ИИ — ориентир на прогресс

Мы не можем однозначно ответить на вопрос плох или хорош ИИ . Сегодня уже есть достаточно и положительных и отрицательных кейсов его использования, однозначно можно говорить о том, что важно мудро его использовать и во благо. 

ИИ может способствовать творчеству, креативности, но лишь как некая поддержка для специалистов в данной отрасли . Так как пока ИИ не обладает эмпатией, то мы сразу можем заметить какие новости о трагических событиях написаны профессиональным журналистом, а какие сгенерированы ИИ.

ИИ стал незаменимым помощником при анализе большого количества данных и показателей. Скорость обработки таких данных сильно сократилась, однако важно понимать для чего этот анализ и в каких целях мы будем оперировать этими результатами.

Критическое мышление и непрерывное образование — две вещи которые уберегут человечество от слепой веры при использовании ИИ. 

Формат подачи информации во многом определяет ее и восприятие

Сегодня мы видим как применение различных моделей искусственного интеллекта для генерации текстов новостей приводит к привлечению внимания к одним фактам и умалчиваю о других, тем самым управляет вниманием аудитории и ее интересами. Важно уйти от схем манипуляции человеческим вниманием, через создание ИИ-контента.

Производство контента 

Конечно, если говорить о количестве производимого контента, то для крупных медиа-холдингов ИИ помогает генерить разные варианты из одного факта или одной новости. В среднем в крупном холдинге в день людьми создается 900 единиц контента, ИИ создает 4000 единиц контента. Люди и машины не могут соревноваться в количестве, но человек побеждает в качестве контента, особенно если необходим его эмоциональный окрас.

Но следует отметить, что применение ИИ в медиасфере — это привилегия крупных игроков рынка, так как это требует солидных инвестиций и привлечения технических специалистов к настройке. 

Технологии на службе журналистов и редакций пресс-служб:

  •  голосовые помощники;
  • автоматические переводчики текста; 
  • текстовые расшифровки аудиозаписей;
  • персонализация новостных лент;
  • автоматическое создание текстов;
  • аналитика текстов;
  • написание сценариев для интервью  и съемок. 

На повестке дня остается вопрос регулирование применения ИИ в медиасфере  — это не только техническая проблема, это  ответственность медиа платформ, агрегаторов информации, и служб новостей. Важно следить за достоверностью выпускаемой информации, и возможно одним из оптимальных решений для пользователя станет маркировка контента и его верификация по уровню достоверности и доверия к СМИ. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Федеральный экспертОрганизовано более 300 мероприятий федерального и регионального уровней

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия