РБК Компании

Почему врачам и провизорам противопоказано дистанционное образование

Госдума одобрила запрет на дистанционное обучение врачей. Комментирует директор Института фармации и медицинской химии Пироговского Университета
Почему врачам и провизорам противопоказано дистанционное образование
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Kandinsky»
Вадим Негребецкий
Вадим Негребецкий
Директор Института фармации и медицинской химии Пироговского Университета

Доктор химических наук, профессор РАН. Лауреат премии Европейской Академии для молодых ученых. Секретарь организационного комитета Пироговской олимпиады школьников

Подробнее про эксперта

Сейчас дистанционное обучение захлестнуло не только вузы Российской Федерации, коснулась это поветрие и страны зарубежья. Причем не только ближнего, но и дальнего. Это некая дань моде. Есть примеры медицинских вузов, преимущественно частных, которые большинство рабочих программ реализуют в дистанционном формате. Возникают такие вузы как ответ на спрос абитуриентов получить медицинскую или фармацевтическую подготовку. Действительно, конкурсы в медвузы высокие, и вот те, кто не попал в государственный Университет являются целевой аудиторией для «частников». Образовательных ресурсов у них меньше, доступа в клиники нет. Но спрос рождает предложение.

Учить медика или фармацевта дистанционно, наверно, можно. Но вот научить точно нет.

Врач/провизор — это люди, которым доверена человеческая жизнь, будь то постановка диагноза, назначение курса лечения, подбор и изготовление лекарственного препарата. Представим, что при установке раковины дома по инструкции из сети Интернет допущена ошибка. Худшее последствие — потоп, а вот ошибка человека в белом халате обойдется слишком дорого как пациенту, так и врачу.

Сейчас много говорят про ИИ в медицине, дескать в будущем он будет помогать ставить диагноз, выбирать курс лечения, создавать новые лекарства. Может быть и так… Сейчас же ИИ не может даже составить эффективную программу для тренировки футболистов.

Давайте не будем забегать вперед. К тому времени, о котором идет речь, наверняка появятся образовательные программы нового поколения для дистанционного обучения врачей, появится необходимая нормативная база. Вот с ними и будем работать. Нынешние для этой цели не годятся. Врач должен получить образование в «нормальном» режиме, с доступом к пациенту не по конференц-связи или ВКС, а «вживую». Мы сейчас делаем определенные шаги в мир цифры, видеолекции тому пример, это помогает лучше усваивать и систематизировать материал из разных источников. Но это не замена очной формы обучения, это всего лишь инструмент получения дополнительных знаний. Невозможно представить формирование клинического/фармацевтического мышления у студента без куратора, наставника, без учителя, который введет тебя в профессию. Такие профессии как врач, провизор надо пробовать руками.

В Институте фармации и медицинской химии Пироговского Университета готова к запуску современная учебная программа подготовки провизора 2.0, специалиста — разработчика лекарственных препаратов.

Лично я даже представить не могу как сегодня это можно сделать дистанционно. Для этого нет не только нормативной базы, но и всего комплекса необходимого оборудования, методик преподавания.

Безусловно, использовать цифровые методы обучения не только можно, но и нужно. Правда, с учетом известных ограничений и в сочетании с традиционными оффлайн методами. На мой взгляд ИИ пока находится в младенчестве, он находится в режиме обучения, качественный скачок в его развитии вопрос не быстрого времени. Поэтому надеяться на то, что уже завтра с его помощью можно будет создавать оригинальные препараты, слишком оптимистично. Но мы то хотим еще и не только оригинальные препараты внедрять, а реализовывать принципиально новые платформенные решения для констуирования новых лекарственных препаратов, которых еще нет в природе. Не вижу сейчас возможностей как это можно сделать дистанционно, без человека как носителя знаний, прорывного исследования в лаборатории…

Вывод: если мы сегодня уберем человека, учителя, из образовательного процесса — это будет ошибка.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия