Как страховая франшиза поможет вашему бизнесу
Совладелец страхового брокера Mainsgroup Павел Озеров рассказывает, что такое франшиза в страховании бизнеса, и разбирает на примерах, кому она подойдет

Более 10 лет в страховании. Эксперт в инновациях и цифровых страховых продуктах. Экс-глава Маркет-менеджмента Allianz. Имеет опыт работы в ведущих международных финансовых компаниях, таких как Citibank, AIG Life и других.
Страхование с франшизой: что это такое
Франшиза — популярный современный инструмент, позволяющий бизнесу снизить затраты на страховые программы. Она представляет собой сумму ущерба, в пределах которой по условиям договора страховщик может не возмещать ущерб застрахованной стороне при наступлении страхового случая.
Для компании это способ сократить расходы на страхование: стоимость полиса получается существенно ниже, а страховой случай может так и не наступить. Однако если он все же наступит, то и сумма компенсации может оказаться ниже — все зависит от типа франшизы и условий договора.
Какие бывают франшизы
Франшиза бывает условная (применяется при определенных условиях, определенных договором) и безусловная (фиксированная).
Предположим, размер безусловной франшизы — 1 000 рублей. Если ущерб составил 800 рублей, страховая компания его не компенсирует, поскольку он ниже уровня франшизы. А если ущерб составил 1 500 рублей, страховщик выплатит только 500 рублей сверх лимита франшизы.
Совсем другая история в случае с условной франшизой. Если ущерб оказался ниже порогового значения, он также не подлежит возмещению. А если ущерб составил 1 500 рублей, то по страховому полису выплате подлежит вся эта сумма.
Бывают и другие разновидности страховых франшиз.
- Временная: страховое событие должно произойти позже периода времени, указанного в договоре. Например, некоторые медицинские страховки могут начинать действовать через несколько дней после покупки.
- Динамическая: размер франшизы меняется в зависимости от количества обращений по договору страхования. Например, она может быть нулевой при первом обращении и увеличиваться при последующих.
Когда бизнесу нужна франшиза
Чаще всего страхование по франшизе используют в следующих видах страхования.
- Автострахование коммерческих автомобилей. В этом случае машины страхуются по автокаско с франшизой от ДТП, а если наступает страховой случай, сумма выплат позволяет компенсировать затраты на ремонт транспорта. Такой полис позволяет также снизить расходы на страхование. В 2024 году тенденция на страховки с сокращенным покрытием каско была особенно заметна.
- Страхование имущества компании от ущерба, поломки или кражи оборудования. Как и в случае с авто, франшиза покрывает небольшие повреждения.
- ДМС для сотрудников. Позволяет расширить перечень доступных медицинских программ, услуг и специалистов без увеличения стоимости самого полиса — а значит, повысить лояльность пользователей, причем этот тренд будет расти в 2025-м. Участники и эксперты страхового рынка по результатам проведенного в 2024 году опроса сходятся во мнении, что франшиза сегодня является главным и наиболее востребованным способом управления ценой ДМС.
- Страхование ответственности юридического лица. В этом случае бизнес страхует свою ответственность перед третьими лицами. Если в результате деятельности компании будет нанесен ущерб имуществу последних, то страхование по франшизе покроет часть убытков.
За и против
Как и в случае с любым бизнес-инструментом, использование франшизы несет в себе как преимущества, так и недостатки. К плюсам можно отнести следующие факторы.
- Договор с франшизой позволяет компании оптимизировать расходы на страхование, поскольку стоимость такого полиса будет ниже. Однако важно тщательно подойти к оценке рисков.
- Франшиза предлагает более гибкий подход к наполнению договора страхования, условиям и вариативности страхового покрытия при соблюдении стоимостного баланса. Это позволяет компании подобрать именно те программы, которые максимально соответствуют ее потребностям и специфике.
- Определив размер франшизы, бизнес учится управлять рисками, с которыми он может самостоятельно справиться.
Среди недостатков франшизы можно выделить следующее.
- Если страховой случай все же наступил и компания понесла ущерб, то часть расходов она будет покрывать сама. Это скорее предостережение, чем недостаток.
- При высокой частоте страховых случаев в пределах франшизы и следующих за этим выплат за счет самого страхователя такая конструкция может оказаться финансово невыгодной. Хотя стоит сделать оговорку: специфика бизнеса некоторых предприятий и их модели управления рисками предполагает такую высокую частотность, поэтому она является прогнозируемой и компания готова к таким платежам.
4 шага по выбору оптимальной франшизы для бизнеса
- Определитесь с типом франшизы. Он должен соответствовать потребностям, целям и задачам бизнеса, стратегии его развития.
Например, динамическая франшиза выгодна зрелым компаниям, способным прогнозировать возможную частоту наступления страхового случая. Безусловная франшиза, наоборот, больше подходит новым и молодым предприятиям с небольшим опытом работы на рынке.
- Определите, какие риски важно застраховать вашей компании.
Например, если специфика вашего бизнеса такова, что он подвержен риску кражи или порчи имущества, вам подойдет страхование имущества с использованием франшизы. Это позволит снизить страховой тариф, а в некоторых случаях иметь возможность застраховать имущество (страховые компании могут отказаться принять риск на страхование без франшизы при высокой вероятности и низкой оценке риск-менеджмента).
- Установите лимит ответственности: оценка частотности страховых событий, влияния на бизнес, а также сопутствующих административных расходов поможет определить целевой размер франшизы, ниже которой компания готова нести самостоятельную ответственность. Пример: у телеком-оператора может быть размещено множество точек с относительно недорогим оборудованием и крупный объект с дорогостоящим оборудованием, на котором завязана вся инфраструктура. Ущерб последнему может вызвать существенную финансовую проблему, как и поставить весь бизнес и репутацию под угрозу. Именно на этом стоит сосредоточить внимание, а отдельные объекты не имеют такой важности и могут в оперативном порядке ремонтироваться или заменяться в рамках обычной операционной деятельности, соответственно, находиться ниже уровня франшизы. И для страхователя это выгодно — как в существенном снижении стоимости страхового покрытия, так и в административных издержках, т. к. не придется разбирать каждый кейс вместе со страховой компанией, собирать пакет документов и т. п. Обратите внимание не только на условия франшизы, но и на договор страхования в целом, его условия, исключения и прозрачность формулировок. Важно при этом изучить репутацию страховщика, его опыт работы с похожими рисками, качество и скорость урегулирования убытков, а также финансовую устойчивость компании.
- Нелишним будет получить консультацию страхового брокера как независимого консультанта на страховом рынке. Как правило, у таких компаний широкая насмотренность, есть понимание работы страхового рынка изнутри, а также собраны лучшие практики и международный опыт решения схожих задач.
Говоря о последнем, обращение к брокеру не просто снимет лишнюю нагрузку на деловые процессы, но и поможет обезопасить компанию от ущерба. Так, нередки случаи, когда судебные споры между страховщиками и страхователями происходят из-за ошибочного выбора сотрудником франшизы и неверного трактования нюансов страхового договора. Брокеры готовы взять на себя сопровождение клиента на всех этапах страхования — от выбора условий и заключения страхового договора до полного выполнения всех обязательств при наступлении страхового случая.
Заключение
Страхование с франшизой не только позволяет бизнесу снизить расходы на страхование, гибко подойти к выбору программ и условий договора, но и мотивирует глубоко и осознанно относиться к управлению рисками.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети