Как выглядят электронные торговые площадки изнутри
Какие сервисы предлагают современные электронные площадки, и как разобраться в их внутренних процессах и алгоритмах работы

Эксперт в области бизнеса и закупок. Более 20 лет в закупочной сфере
Электронные торги в России за последние два десятилетия стали ключевым инструментом для повышения прозрачности, эффективности и конкуренции в сфере закупок. Сегодня ЭТП (электронные торговые площадки) стали частью повседневной деловой практики для государственного и корпоративного сектора и активно завоевывают внимание участников коммерческого рынка. Как эти системы развивались и что предстоит в будущем?
Что было раньше
Предшественники современных электронных площадок появились в России в середине 1990-х как простые доски объявлений, служившие посредниками между покупателями и поставщиками. В 2005 году с принятием Федерального закона № 94-ФЗ ЭТП получили официальный статус для госзакупок. Революционный шаг был сделан в 2009 году, когда стартовал пилотный проект перевода госзакупок в электронный формат. Для этого было отобрано 5 регионов и организаций (Сбербанк, Республика Татарстан, Москва, площадки бирж ММВБ и РТС).
Первые реализованные процедуры носили достаточно простой характер. Это были, как правило, электронные аукционы, где процедура сводилась к следующему:
- Заказчики публиковали извещения о закупке, прикладывая к ним всю необходимую документацию.
- Поставщики подавали свои заявки, также прилагая необходимые документы.
- Далее проводилась процедура аукциона, направленная на понижение цены.
С развитием законодательства в 2011 году был создан Общероссийский официальный сайт (ООС), который стал первым шагом к централизованной системе закупок. Впоследствии он эволюционировал в Единую информационную систему (ЕИС), которая стала основным инструментом для госзакупок. Законодательные изменения ускорились: был принят Федеральный закон № 223-ФЗ, регулирующий закупки госкорпораций, естественных монополий и компаний с государственным участием, а в 2013 году вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, обеспечивший цифровизацию всех государственных закупок. В 2018 году были введены новые правила отбора ЭТП для проведения госзакупок (их число увеличилось до 8), а с 2020 года регистрация участников в ЕИС стала обязательной.
Современная система: от госзакупок к коммерческим торгам
Российские электронные торги сегодня — это не только государственные и корпоративные закупки, но и важный элемент коммерческого сектора. За последние годы ЭТП значительно эволюционировали, адаптируясь под потребности различных отраслей экономики.
Ключевыми достижениями стали внедрение Единого реестра участников закупок (ЕРУЗ), который ускорил автоматизацию процессов, и интеграция данных о юридических лицах — участниках закупок с Госуслугами, что существенно сократило время на сбор документов и повысило прозрачность.
В государственных закупках сегодня большая часть информации о заказчиках и поставщиках уже существует в электронном виде. Заказчики регистрируются в ЕИС и публикуют свои закупки через личный кабинет, используя квалифицированную электронную подпись. Крупные заказчики часто используют свои региональные информационные системы (РИС), интегрированные с ЕИС: документация согласовывается в РИС, а затем загружается в ЕИС для подписания.
После публикации в ЕИС информация автоматически поступает на одну из восьми федеральных электронных площадок, где заказчик может добавить дополнительные данные. Поставщики, зарегистрировавшись в Госуслугах и затем в ЕИС, получают доступ ко всем площадкам, избавляя себя от необходимости повторной регистрации. На площадках они подают заявки, и система автоматизированных подсказок помогает избежать ошибок.
Победитель выбирается на площадке в соответствии с процедурой конкретной закупки, и данные о победителе автоматически передаются в ЕИС. После этого стороны подписывают контракт в электронном виде: заказчик — в ЕИС, а поставщик — на площадке.
Электронное актирование, введенное в 2022 году, стало еще одним важным шагом в цифровизации госзакупок: все акты по 44-ФЗ теперь представляются в электронном виде и сверяются с условиями контракта. На основе электронного актирования внедрена автоматизация оплаты исполненных контрактов, что сократило сроки и повысило контроль со стороны Федерального казначейства и его региональных отделений.
На площадках также доступны дополнительные сервисы, такие как модули для расчета начальной максимальной цены (НМЦК), анализа документации и контроля корректности лотирования. Однако спецификация закупки, как правило, до сих пор остается неоцифрованной, что затрудняет автоматическое сравнение заявок и ценовой анализ. В этом направлении ведется работа: разработан Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), а также обсуждается создание единого цифрового каталога конкретных товаров для государственных нужд, который планируется завершить к 2027 году.
В корпоративных закупках процесс строится несколько иначе, чем в государственных. Закупки по 223-ФЗ для участников — субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся тоже только на 8 федеральных площадках, а остальные закупки можно осуществлять на любой из ЭТП.
Степень цифровизации 223-ФЗ гораздо ниже, чем 44-ФЗ, так как речь идет о деньгах хозяйствующих субъектов, а не государственных средствах. Законодательство учитывает разные цели закупок и использования их результатов. Минфин придерживается позиции, что 44-й и 223-й законы не должны быть равны друг другу. Заказчики по 223-ФЗ имеют гораздо большую свободу в рамках работы по своим положениям о закупке. Комиссии также часто работают либо на площадках, либо внутри своих информационных систем, и на площадку публикуются только результаты.
Несмотря на это, многие площадки, проводящие торги по 223-ФЗ, предлагают широкий спектр сервисов, автоматизирующих все этапы процесса: автозаполнение данных, системы всплывающих подсказок, проверка документов, создание отчетности и др.
В отличие от госзакупок, коммерческие торги в России не регулируются таким же жестким законодательством, что создает свои сложности. Во многих случаях закупки все еще проводятся традиционным способом: описание предмета закупки и предложения поставщиков рассылаются по электронной почте, а закупщики вручную сверяют данные и сравнивают Excel-таблицы. Этот подход остается в силу привычки и недостатка автоматизированных решений.
Тем не менее, ситуация постепенно меняется. Уже сегодня активно развиваются коммерческие ЭТП, например, такие как Bidzaar, Cooper.pro и B2B-Center, которые предлагают решения для цифровых закупок. Эти платформы полностью автоматизируют процесс, предоставляя модули и инструменты, которые невозможно применить в строго регулируемом госсекторе. В таких системах закупки проходят быстрее и с большей гибкостью, что позволяет заказчикам оптимизировать свои процессы и принимать более обоснованные решения.
Инновации коммерческих ЭТП: от категорийного анализа до систем коммуникации
Коммерческие ЭТП предоставляют широкий спектр инновационных сервисов. Например, на Cooper.pro реализован модуль управления требованиями к поставщикам и подключен сервис Росанкета. Это помогает заказчикам выбирать предложения не только по цене, но и по репутации и опыту поставщика. Система анализирует публичные данные о поставщиках из официальных источников, таких как Федеральная налоговая служба, включая единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и специальные реестры и базы данных ФНС (реестр адресов массовой регистрации, списки массовых руководителей и учредителей, реестр дисквалифицированных лиц, реестр субъектов МСП и др.), Федеральные арбитражные суды Российской Федерации, министерства и ведомства, выдающие лицензии на различные виды деятельности, Федеральная служба государственной статистики, Федеральное казначейство, включая реестры контрактов/договоров, реестр недобросовестных поставщиков и др. Дополнительно учитывается статистика участия поставщика в закупках, объем заключенных и выполненных договоров и другие данные, что дает заказчикам более полное представление о потенциальных партнерах.
Другим важным сервисом является система категоризации поставщиков на базе уникальной системы тегов собственной разработки. Этот инструмент позволяет площадке формировать специализированные пулы поставщиков по конкретным направлениям деятельности и обеспечивать автоматический подбор релевантных участников для закупочных процедур.
Модуль мониторинга позволяет заказчикам отслеживать интерес к их закупкам в реальном времени: где была опубликована закупка (на площадке и на каком из 20 агрегаторов); кто просмотрел извещение, скачал документацию или уже начал готовить черновик заявки. Эта информация очень важна и влияет на принятие решений заказчиком: ему крайне важно привлечь в закупку максимальное количество поставщиков для создания конкуренции и получения лучших условий. Например, он может позвонить ключевым поставщикам, чтобы стимулировать их на подачу заявок, скорректировать описание предмета закупки и условия договора и т.д.
Модуль коммуникации в процессе закупки. Коммерческие площадки предоставляют возможность коммуникации в режиме чата или онлайн-переговоров между заказчиком и поставщиком. Это максимально удобный инструмент — по сути, мессенджер, который позволяет гибко уточнять вопросы в процессе закупки. Заказчик может продлить закупку. Переписка чаще всего персональная (заказчик-поставщик), но некоторые площадки также публикуют общую информацию через односторонние каналы (аналогичные каналам в Telegram) для всех поставщиков. В случае возникновения большого количества вопросов и уточнений заказчик может продлить срок закупки, что практически исключено в государственных процедурах.
Трансформация коммерческих и корпоративных торгов
Хотя в государственном секторе все больше процессов автоматизируется, в коммерческих закупках ситуация отличается большей гибкостью. Здесь нет жесткого государственного регулирования, и компании могут выбирать любые способы организации торгов. Это позволяет внедрять инновационные решения, которые делают процесс более эффективным, прозрачным и конкурентоспособным.
Система анализа и рейтингования поставщиков, системы тегирования и специализированные инструменты коммуникации дают коммерческим площадкам преимущество перед традиционными методами закупок, когда предложение рассылается по электронной почте и сравнивается вручную. Эти технологии позволяют заказчикам быстрее и точнее находить нужных поставщиков, повышая эффективность и снижая затраты.
Вместо вывода
Электронные торги в России прошли долгий путь: от первых шагов к созданию законных оснований для их проведения до становления крупных и успешных экосистем. Сегодня государственные и коммерческие ЭТП — важные драйверы изменений в российской экономике.
Сектор государственных и корпоративных закупок достиг высокого уровня цифровизации, стандартизации и прозрачности. В то время как коммерческий сектор продолжает развиваться, внедряя инновации и совершенствуя инструменты взаимодействия с поставщиками. Ожидается, что в будущем процесс закупок будет еще более автоматизирован, а аналитические сервисы и гибкость в принятии решений станут нормой для всех участников рынка.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:


