Exit-интервью: для чего и как беседовать с уходящим сотрудником
Зачем проводить выходное интервью при увольнении работника и как оно помогает сделать компанию лучшеЭксперт в области оценки персонала
В условиях современного бизнеса, где проверка персонала становится важной частью управления кадрами, exit-интервью выступает эффективным инструментом анализа причин ухода сотрудников. Выходное интервью при увольнении позволяет не только выявить факторы, которые привели конкретного работника к увольнению, но и улучшить внутренние процессы компании.
Exit-interview — что это и для чего оно нужно
Exit-интервью — это беседа с сотрудником, который покидает организацию. Цель такого разговора заключается в сборе информации о его опыте работы в компании, а также о причинах, по которым он решил уволиться.
Вопросы увольняющемуся сотруднику помогают понять настоящие причины увольнения и вскрыть незаметные на первый взгляд проблемы в структуре управления, организации труда и рабочем процессе.
Для чего проводят экзит интервью при увольнении:
1. Наладить HR-процессы в компании.
Прежде всего, прощальное интервью дает представление о существующих кадровых проблемах: в подборе персонала, системе мотивации, условиях работы, микроклимате в команде. Готовность выслушать критику — первый шаг к решению.
Так, руководители могут не замечать дедовщины в коллективе. А от травли и буллинга не застрахованы даже внешне благополучные организации.
2. Устранить нарушения и злоупотребления.
Покидающий компанию работник при должном уровне искренности расскажет о нарушениях корпоративной и профессиональной этики, правил техники безопасности, хищениях, откатах, подделке документов, превышении полномочий.
Информация о таких фактах станет основанием для проведения служебного расследования, а итогом проверки станет наказание виновников и пресечение грубых инцидентов в дальнейшем.
3. Защитить репутацию компании.
Выходное интервью даст возможность выговориться, если причины ухода связаны с негативными факторами: личными конфликтами, нерабочей атмосферой, отсутствием обратной связи. Честный разговор поможет погасить желание выносить сор из избы и оставлять негативные отзывы о работодателе в публичном поле.
Сохранение лояльности увольняющегося позволит обеспечить сильный HR-бренд фирмы и внести человека в кадровый резерв.
4. Изменить поспешное решение увольняющегося работника.
Правильно заданные вопросы и готовность выслушать ответы способны изменить намерение сотрудника уволиться. Кроме того, это позволит ему взглянуть на ситуацию с точки зрения руководства. Грамотное интервью избавит такой разговор от ненужных эмоций и задаст беседе уважительный тон.
Кто проводит выходное интервью при увольнении работника
Выбор ответственного за проведение exit-интервью лица зависит от корпоративной культуры компании и уровня доверия к конкретному специалисту. Важно, чтобы уходящий сотрудник чувствовал себя комфортно и мог открыто выразить свои мысли.
- Непосредственный руководитель.
Плюсы. Хорошо знает сотрудника, поэтому может догадываться об истинных причинах увольнения. Порядочный руководитель использует понимание ситуации во благо и грамотно составит выходную анкету.
Минусы. Вариант не подходит, если человек увольняется из-за руководителя. Плохой начальник будет избегать обсуждения связанных с ним проблем или просто не донесет их до вышестоящих.
- Менеджер по персоналу.
Плюсы. Представляя компанию, HR-специалист все же нейтрален по отношению к сотруднику, что создает более доверительную атмосферу беседы.
Минусы. HR не всегда имеет верное представление о производственных задачах.
- Первое лицо компании.
Плюсы. Топ-руководитель получает возможность изнутри увидеть работу компании. А для рядовых сотрудников это порой редкая возможность напрямую пообщаться с первым лицом.
Минусы. Те же, что и при беседе с руководителем подразделения. В том числе это риск получить неискренние, а значит бесполезные ответы.
- Внешний консультант.
Плюсы. Максимально нейтрален и поможет избежать конфликта интересов. Также имеет смысл подобрать для этой роли человека, специализирующегося именно на выходных интервью.
Минусы. Опросник может получиться стандартизированным, не учитывать специфику компании.
Как подготовиться к экзит-интервью
Подготовка к проведению выходного интервью включает несколько ключевых этапов:
- Соберите информацию. Необходимо ознакомиться с историей работы сотрудника, его достижениями и проблемами. Это поможет провести индивидуальное интервью вместо формализованной беседы.
- Составьте вопросы. Для exit интервью анкета поможет структурировать беседу и не упустить важные моменты. Часть вопросов могут быть закрытыми: так будет проще обрабатывать результаты. Но не лишним будет оставить поля для дополнительной информации.
- Создайте комфортную атмосферу. Обстановка должна способствовать открытости и честности. Для общения вживую подойдет отдельный кабинет, идеально — переговорка. При общении онлайн также важно избегать присутствия посторонних. Иногда стоит обойтись и без формальной беседы, поговорить можно как бы невзначай, за обедом или по пути с работы.
Важно помнить, что выходное интервью — это не только возможность получить обратную связь, но и шанс оставить положительное впечатление о компании.
Основные вопросы для экзит интервью
При проведении exit интервью следует использовать типовые вопросы на такие темы, как:
- Основная и второстепенные причины ухода.
- Условия труда в компании: организация работы, нагрузка, корпоративная культура.
- Микроклимат в коллективе, отношения с руководством.
- Зарплата, премии, соцпакет.
- Роль сотрудника и как она менялась в компании.
- Полученный опыт.
- Возможности для развития.
Также можно предложить дать оценку изменениям в компании и узнать, чего не хватило. При этом не стоит включать в exit interview вопросы, которые могут показаться неуместными.
Так, экзит интервью не подходит, чтобы:
- Спрашивать о конкретных коллегах: хватит общей оценки руководства и коллектива в целом.
- Обсуждать слухи и сплетни: не превращайте собеседника в доносчика.
- Настойчиво уговаривать остаться: достаточно будет ненавязчиво спросить о новом месте и подготовить контроффер.
Стандартная анкета выходного интервью может быть дополнена персонализированными вопросами. Извлеките пользу из уникальной истории совместной работы.
О чем не стоит спрашивать
Некоторых тем во время exit интервью лучше избегать. К ним относятся:
- Личные проблемы сотрудника.
- Специфические конфликты с коллегами.
- Негативные отзывы о других сотрудниках или руководстве.
Эти вопросы могут создать напряженность и помешать получению конструктивной обратной связи.
Как провести exit интервью
Шаг 1. Выбрать формат беседы.
Свои преимущества и недостатки есть и у письменной анкеты и у устной беседы. Одни компании предпочитают живое общение, другие — заполнение опросника, третьи совмещают эти форматы. Стоит попробовать разные варианты и подбирать их исходя из личных особенностей сотрудника, уровня занимаемой должности и стажа.
Шаг 2. Выбрать время разговора.
Если компанию покидает особенно ценный сотрудник, стоит поговорить с ним за пару дней до окончания отработки — чтобы у него было время отозвать заявление.
Если же от разговора нужна предельная искренность, лучше подойдет последний момент, когда работник уже получил расчет и трудовую книжку на руки. Также можно провести такой опрос в два этапа.
Шаг 3. Установить доверительный контакт.
В начале интервью поблагодарите человека за проделанную работу и дайте понять, что ответы не будут использованы против него.
Шаг 4. Проведите интервью и зафиксируйте ответы.
Обеспечьте сохранность письменных ответов. Устный разговор можно и записать, но учтите, что это может снизить искренность, а запись беседы без предупреждения недопустима.
Завершите интервью на позитиве, даже если разговор был сложным. Пожелайте успехов на новом месте. Не оставьте без внимания и прощальное письмо сотрудника коллегам, если такое будет написано.
Шаг 5. Проанализируйте итоги.
Чтобы интервью не осталось пустой формальностью, необходимо проанализировать ответы и сделать выводы.
Топ ошибок при беседе с увольняющимся сотрудником
Ошибки в организации и проведении exit interview снижают его эффективность. Самые распространенные из них:
- Неверно выбрать формат, время или место для беседы.
- Не подготовиться к беседе.
- Не структурировать вопросы.
- Не слушать собеседника.
- Не фиксировать ответы для анализа.
- Не обеспечить конфиденциальность разговора.
- Быть равнодушным.
- Критиковать сотрудника, защищать компанию.
Избежание этих ошибок позволит сделать экзит интервью более продуктивным.
Результаты выходного интервью
В итогах, переданных руководству, стоит отразить:
- что в компании требует изменений;
- из-за чего чаще всего увольняются сотрудники;
- сильные и слабые стороны управленческой структуры.
Таким образом, exit-интервью является важным инструментом для анализа работы компании и повышения уровня удовлетворенности сотрудников. Грамотная организация этого процесса может существенно повлиять на внутреннюю культуру и эффективность работы организации.
При этом любую информацию стоит перепроверять, ведь уходящий сотрудник может отвечать на вопросы на эмоциях.
Зачем и как благонадежность кандидатов и сотрудников
Когда сотрудник покидает компанию по собственному желанию, вполне логично проводить выходное интервью при увольнении. Вопросы другого характера, в частности, вопросы к качеству подбора, возникают, когда приходится увольнять человека по статье.
Для обеспечения надежности кадрового состава важно проводить комплексную проверку как кандидатов, так и действующих сотрудников. Оценить соискателей помогут рекомендательные письма от прежних работодателей, в отдельных случаях — полиграф или сканирование черных списков сотрудников.
Для проверки как кандидатов, так и действующих сотрудников можно использовать специализированные сервисы для проверки благонадежности.
Автоматизированная проверка кандидата на профильных ресурсах позволит узнать, судился ли он с бывшими работодателями, не находится ли в розыске, имеет ли человек статус банкрота, есть ли неоплаченные налоги и алименты.
Комплексный подход к проверке персонала позволит минимизировать риски и повысить качество подбора кадров.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль