Национальный мессенджер: каким он будет
Скоро в России появится государственный цифровой сервис, сочетающий в себе функции мессенджера, платформы госуслуг и системы идентификации личности

Более 17 лет в ИТ, специализация: DevOps, инфраструктура, облачные решения, CI/CD, Docker/Kubernetes, автоматизация и мониторинг. Автор 18 научных статей (РИНЦ, ВАК, Scopus), IEEE Senior member.
Государство активно развивает цифровую инфраструктуру, и уже анонсировано создание мессенджера-супераппа, объединяющего все ключевые госсервисы.
Что это будет
Скорее всего, мы увидим мобильное приложение в формате мессенджера, но с глубокой интеграцией государственных сервисов:
- Платежи и идентификация (аналог банковских приложений + цифровой паспорт).
- Цифровые подписи (возможен отказ от отдельных решений, например, «Госключа»).
- Медицина, налоги, записи в госорганы — все, что уже есть на «Госуслугах», но в едином интерфейсе.
- Массовые оповещения (канал экстренной связи с гражданами).
Я считаю, что фактически мы получим российский аналог WeChat, где соцфункции сочетаются с госуслугами и платежами. В отличие от SingPass (Сингапур) или Aadhaar (Индия), российский вариант, вероятно, будет более универсальным.
Плюсы для граждан и бизнеса
- Удобство: один вход для всех сервисов — от записи к врачу до подписания документов.
- Скорость: мгновенная идентификация без бумажных носителей.
- Для бизнеса: единый API для интеграции с госсистемами, упрощение проверок (например, для банков).
Риски и ограничения
- Безопасность: единая точка входа = повышенные риски утечек.
- Анонимность: тотальный цифровой контроль за пользователями.
- Регуляторика: ужесточение требований к бизнесу в части идентификации.
Станет ли госмессенджер заменой Telegram и WhatsApp* (принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана экстремистской на территории РФ и запрещена)? Вряд ли. Люди вряд ли откажутся от привычных мессенджеров ради госплатформы. Скорее всего, этот «мессенджер» станет «Госуслугами 2.0» — полезным, но узкоспециализированным инструментом.
Считаю, если реализовать проект с прозрачностью, безопасностью и удобным UX, он может стать прорывом. Но если сделать его обязательным и неповоротливым, он рискует остаться «еще одним госприложением», которым пользуются только по необходимости.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты