РБК Компании
Главная ЭПИКАРТ 15 апреля 2025

ГОЗ и уголовная ответственность: где проходит грань риска

ГОЗ: где риск? Законы и меры в гособоронзаказе — что важно знать о новых правилах для бизнеса
ГОЗ и уголовная ответственность: где проходит грань риска
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Chat GPT
Марина Бакланова
Марина Бакланова
Кандидат экономических наук. Учредитель ООО «Эпикарт»

Опыт работы более 15 лет в сфере горюче-смазочных материалов. Практикующий юрист

Подробнее про эксперта

Правовое регулирование в сфере гособоронзаказа постоянно изменяется. Это и логично: данная сфера права весьма актуальна для национальной безопасности, а потому ее правовые механизмы адаптируются в режиме реального времени — появляются новые судебные практики, вносятся поправки в Уголовный кодекс РФ. Общая тенденция заключается в ужесточении мер ответственности: например, исполнителя могут привлечь к уголовной ответственности даже за действия контрагента, если те повлекли завышение цены. Какие ключевые изменения и риски в сфере гособоронзаказа заслуживают особого внимания?

Отчего «ужесточения»

В последние десять лет расследовалось несколько крупных уголовных дел коррупционного характера, затронувших ключевые объекты и поставки, имеющие значение для национальной безопасности. Периодически подобные кейсы освещают СМИ, однако большая масса дел, которая и образовывает статистику, остается вне поля зрения широкой аудитории. На сегодняшний день особенно актуален эффективный механизм контроля целевого расходования средств по Гособоронзаказу. 

Что насчет ответственности

В предыдущих статьях Эпикарт уже анализировал административную и уголовную ответственность по ГОЗ для головного исполнителя, исполнителя и поставщика. Однако это не полный перечень лиц, попадающих под юридическую ответственность, и не исчерпывающий список статей, касающихся контрактов в оборонной сфере. Из новейших изменений в УК РФ, указывающих на ужесточение, можно назвать статьи 201.2-201.3, 285.5-285.6. В частности, юридически значимым стал повтор некоторых административных правонарушений: то, что ранее квалифицировалось как административное нарушение, при повторении становится уголовно наказуемым деянием. Это закономерно увеличивает количество фактов, подлежащих проверке, и выявленных нарушений, которые соответствуют составу уголовной статьи. 

Кто отвечает

Закон во многих уголовных и административных статьях использует термин «должностное лицо» применительно к сотрудникам государственных организаций и «лицо, выполняющее управленческие функции» — по отношению к работникам коммерческих структур. Именно такие лица рассматриваются как потенциальные фигуранты уголовных дел. Точного перечня должностей не существует, однако есть признаки, позволяющие отнести человека к категории должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции. Это должно быть лицо из числа:

А) лиц, входящих в единоличный или коллегиальный исполнительный орган компании,

Б) сотрудников, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции.

Таким образом, ответственность за выполнение ГОЗ несут лица, принимающие управленческие решения, а также сотрудники, отвечающие за административно-хозяйственную деятельность. Среди них могут быть директора, учредители и начальники различных отделов: финансового, коммерческого, экономического, технического. В зону риска попадают также их заместители и сотрудники, работающие с военными представителями. Иными словами, речь идет о ключевых фигурах организации, которые могут быть вовлечены в преступные схемы.  

За что сажают

Основными нарушениями в сфере Гособоронзаказа, которые становятся причиной судебных разбирательств, являются: подделка документов, завышение себестоимости и срыв сроков поставок. Неправильное определение стоимости оборонного заказа, если она завышена, также может привести к уголовному делу. Цена должна быть рыночной и не превышать разумных норм для ГОЗ.

Опасными являются также срывы сроков исполнения контракта и ненадлежащее качество выполнения работ. Это довольно часто встречается в «строительных» контрактах по ГОЗ, когда расходы начинают превышать запланированные или когда выполнение контракта в срок становится невозможным, даже если первоначальные прогнозы предполагали иное.

Если исполнитель, заключивший контракт по ГОЗ, заранее знал о своей неспособности выполнить условия контракта, это считается отягчающим обстоятельством. Нарушение условий контракта по ГОЗ влечет уголовное наказание, независимо от того, был ли получен аванс. Обоснование отказа от исполнения контракта является непростой задачей, и вероятность успешного обоснования невозможности исполнения крайне мала. Согласно законодательству в сфере ГОЗ, право на одностороннее расторжение контракта принадлежит только заказчику, и исполнитель оказывается в невыгодном положении.

Как караются нарушения

Как было упомянуто ранее, Гособоронзаказ напрямую связан с интересами государственной безопасности. Вопросы, затрагивающие безопасность страны, имеют особую важность.

Согласно статистике, собранной адвокатским бюро «Китсинг и партнеры» на основе более ста приговоров за последние четыре года, более 98% всех дел заканчиваются обвинительными приговорами. Из них 43% составляют реальные сроки, 42% — условные, 13% — штрафы и 2% — исправительные работы с штрафом.

Согласно той же статистике, несмотря на появление новых статей УК РФ и составов преступлений, суды в основном продолжают использовать проверенные и знакомые им составы, такие как мошенничество и взяточничество.

Кроме того, серьезное отношение государства к таким делам подтверждается активным участием государственных органов, которые имеют полномочия по контролю и надзору в данной сфере в соответствии с законодательством: Прокуратура РФ, Минпромторг, Минобороны и Федеральная антимонопольная служба. 

Правила поведения

Гособоронзаказ является высокоответственной сферой деятельности, которая требует строгого соблюдения стандартов качества, сроков и ведения документации. В этой сфере не должно быть ни намека на взяточничество, а на запросы органов контроля, таких как ФАС, прокуратура и других государственных структур, необходимо отвечать с максимальной внимательностью, разумом и осторожностью. Важно тщательно протоколировать административно-хозяйственную деятельность, непосредственно связанную с выполнением оборонного госконтракта, а также процесс выполнения работ. Методы фиксации должны быть максимально полными и разнообразными, включая бумажные и электронные носители, а также видеонаблюдение. Все изменения и отклонения должны быть документально подтверждены. 

Особая внимательность необходима при выборе контрагентов, чтобы избежать сотрудничества с нечестными партнерами, а также в ходе дальнейших взаимодействий, включая переговоры и переписку. Если возникают сомнения или проблемы, следует немедленно обратиться к экспертам, специализирующимся в данной области. 

Наши наблюдения

Иногда клиенты Эпикарт, работающие по ГОЗ, сталкиваются с различными трудностями: задержками в оплате выполненных работ и многочисленными проверками, которым они подвергаются. В некоторых проверках Эпикарт участвует напрямую, когда проверяющие и контролирующие органы запрашивают информацию и документы для финансовых проверок, включая уже исполненные договоры. Для эффективного и профессионального подхода к решению подобных вопросов команда компании сформулировала следующие принципы:

  • пунктуальность — строгое соблюдение сроков предоставления информации.
  • активность — проактивное изучение вопросов и немедленное устранение всех сомнений и неточностей.
  • аккуратность — первостепенное внимание к ведению дел, документации и взаимодействию с контролирующими органами.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Интегратор-первопроходецПервым обеспечил бизнес возможностью заправляться на АЗС по топливным картам на Новых Территориях

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 16, стр. 5, офис 407
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия