РБК Компании
Главная FIS 28 января 2025

Вызовы банков при высокой ставке и тренды автоматизации: взгляд FIS

Как банки в условиях высокой процентной ставки снижают издержки с помощью автоматизации? Рассказал в интервью управляющий партнер FIS Владимир Залеский
Вызовы банков при высокой ставке и тренды автоматизации: взгляд FIS
Источник изображения: Личный архив компании
Владимир Залеский
Владимир Залеский
Управляющий партнер FIS

Эксперт в области цифровизации банковского бизнеса и бизнес-управления. Отвечает за стратегическое развитие компании

Подробнее про эксперта

Сегодня банки и финансовые компании переживают череду вызовов: ужесточение требований регулятора, рост ключевой ставки и снижение интереса россиян к кредитным продуктам. Как банки снижают издержки с помощью автоматизации, рассказал управляющий партнер FIS Владимир Залеский.

Какие вызовы ожидает банковский сектор в начале 2025 года?

Из-за высокой ключевой ставки и ужесточения регуляторных стандартов идет охлаждение экономики. У многих банков кредитование стремится к нулю, объемы выдачи у части из них сократились на 80%, а задолженность выросла. Для того, чтобы банки сохранили прибыль хотя бы выше нуля, нужно интегрально решать 2 задачи: снижать издержки и качественно улучшать управление рисками, особенно в разрезе обслуживания имеющегося портфеля. В текущей ситуации, когда в банке практически нет новых выдач, а есть только кредитные портфели, по которым растет просрочка, банк живет только за счет ранее накопленной прибыли. Чтобы снизить издержки, бизнес стремится часть задач передать «машине» — и одновременно с цифровизацией получить новое качество в тех бизнес-процессах, где без ИТ-решений прибыли нет.

В условиях спада экономики качественные, проверенные и быстрые решения интересны банкам, только если они недорогие — поэтому, чтобы сократить вложения на старте, нужно искать преднастроенные ИТ-системы, которые можно гибко кастомизировать под банк и тенденции изменяющегося рынка. 

К тому же, в нынешней ситуации банкам важно усилить риск-менеджмент, вести непрестанный мониторинг кредитного портфеля и быстро реагировать на снижение его качества, чтобы не получить колоссальную просрочку, которая повлияет на резервы и, как следствие, нормативы банка. Качественное управление рисками обеспечивается не только повышением требований к клиентам и снижением выдач кредитов, но и высокотехнологичной системой collection, кредитного мониторинга, эффективным портфельным менеджментом и сопредельными процессами, которые отвечают за контроль качества портфеля.

Какие технологии наиболее востребованы в текущей экономической ситуации?

Банки все чаще обращаются к вендорам за системами, которые помогают сохранять высокое качество кредитного портфеля и обслуживать уже лояльных клиентов для увеличения прибыли с них. Например, недавно мы успешно внедрили в промышленную эксплуатацию систему кредитного мониторинга всего портфеля для крупного банка в одной из стран СНГ. Автоматизированный сбор, обработка и анализ данных о рисковых событиях позволили бизнесу создать единое окно мониторинга с ключевыми целями:

  • Стандартизация процессов. Все филиалы перешли на единый формат, методологию и периодичность мониторинга, при этом результаты были объединены в единую базу данных.
  • Повышение качества мониторинга. Влияние человеческого фактора было значительно снижено:
    • на 70% при анализе состояния залогов;
    • до 90% при выявлении сигналов раннего реагирования и принятии мер;
    • на 100% при анализе кредитной истории и финансового состояния клиента.
  • Гибкость и адаптивность. Реализована возможность гибкой настройки правил мониторинга, что позволяет оперативно адаптировать систему под изменяющиеся бизнес-требования и обеспечивать своевременное реагирование на рисковые события.

В результате банк ожидает снижение доли человеческого фактора с текущих 96% во всех процессах мониторинга до 25% в критически важных точках.

Вызовы банков при высокой ставке и тренды автоматизации: взгляд FIS

Какие новые приложения вы представили рынку в 2024 году?

В 2024 году мы пополнили нашу экосистему банковских приложений двумя новыми решениями. В рамках трека по импортозамещению разработали единую платформу для автоматизации внутренних процессов и управления командой разработки взамен Jira, Confluence и других подобных приложений. Эта система, первоначально созданная для повышения эффективности внутри нашей команды, успешно внедряется у наших заказчиков, банков ТОП-10 РФ. Для своевременного исполнения ключевых задач бизнеса мы также создали систему оперативного мониторинга ключевых показателей эффективности различных подразделений банка.

В 2024 году в компании FIS произошел ребрендинг. В чем смысл изменения бренда?

 20 лет назад мы начинали просто как IT-вендор, а теперь представляем полный цикл услуг для формирования добавочной стоимости для нашего клиента: от консалтинга до внедрения и масштабирования идей. Ребрендинг как раз отражает в обновленном видении и миссии наш интегральный, end-to-end подход (от начала общения с клиентом до полной автоматизацией) и усиление внутренней эффективности за счет синхронизации.

По вашему мнению, какие технологии имеют потенциал глубоко преобразовать банковский сектор в будущем?

В разработке больших корпоративных систем остались те же нерешенные проблемы, связанные с тем, что каждый этап процесса происходит в различных средах: формирование требований, написание техзадания, разработка и создание архитектуры, само программирование в рамках разработки решения. Как следствие — возникают огромные дополнительные затраты на согласование всевозможных артефактов и результатов внутри интегрального процесса, накапливаются ошибки дискоммуникаций, что приводит к повторной разработке в объемах около 30-40%. В партнерстве с нашим ключевым технологическим партнером мы выстраиваем эти этапы как непрерывный интегрированный процесс, где программирование системы начинается уже на этапе создания требований — причем бизнес-аналитиками, а не разработчиками — в нашей новой платформе. То есть мы работаем над задачами, которые ранее выпадали из внимания большинства программистов, и развиваем не только банковскую отрасль (хотя прежде всего с помощью этой технологии мы планируем реализовывать наши банковские продукты), но и в целом всю IT-индустрию.

Это будет первая среди платформ для разработки корпоративных приложений с встроенным формальным бизнес-анализом на основе акторной модели. Значительная часть кода создаваемых систем будет генерироваться автоматически: непосредственно платформой, а также с применением искусственного интеллекта — написание кода «вручную» останется в небольшом объеме, по нашим оценкам, не превышающим 10%. Это совершенно новый виток автоматизации. Наша цель — помочь банкам не просто адаптироваться к быстро меняющемся рынку, но и быть на передовой инноваций, уверенно масштабироваться и развиваться за счет современных технологий.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
10 января 2008
Уставной капитал
10 800,00 ₽
Юридический адрес
обл. Новосибирская, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 179/5, кв. 319
ОГРН
1085445000046
ИНН
5445255281
КПП
540201001
Среднесписочная численность
169 сотрудников
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия