Вызовы банков при высокой ставке и тренды автоматизации: взгляд FIS
Как банки в условиях высокой процентной ставки снижают издержки с помощью автоматизации? Рассказал в интервью управляющий партнер FIS Владимир Залеский

Эксперт в области цифровизации банковского бизнеса и бизнес-управления. Отвечает за стратегическое развитие компании
Сегодня банки и финансовые компании переживают череду вызовов: ужесточение требований регулятора, рост ключевой ставки и снижение интереса россиян к кредитным продуктам. Как банки снижают издержки с помощью автоматизации, рассказал управляющий партнер FIS Владимир Залеский.
Какие вызовы ожидает банковский сектор в начале 2025 года?
Из-за высокой ключевой ставки и ужесточения регуляторных стандартов идет охлаждение экономики. У многих банков кредитование стремится к нулю, объемы выдачи у части из них сократились на 80%, а задолженность выросла. Для того, чтобы банки сохранили прибыль хотя бы выше нуля, нужно интегрально решать 2 задачи: снижать издержки и качественно улучшать управление рисками, особенно в разрезе обслуживания имеющегося портфеля. В текущей ситуации, когда в банке практически нет новых выдач, а есть только кредитные портфели, по которым растет просрочка, банк живет только за счет ранее накопленной прибыли. Чтобы снизить издержки, бизнес стремится часть задач передать «машине» — и одновременно с цифровизацией получить новое качество в тех бизнес-процессах, где без ИТ-решений прибыли нет.
В условиях спада экономики качественные, проверенные и быстрые решения интересны банкам, только если они недорогие — поэтому, чтобы сократить вложения на старте, нужно искать преднастроенные ИТ-системы, которые можно гибко кастомизировать под банк и тенденции изменяющегося рынка.
К тому же, в нынешней ситуации банкам важно усилить риск-менеджмент, вести непрестанный мониторинг кредитного портфеля и быстро реагировать на снижение его качества, чтобы не получить колоссальную просрочку, которая повлияет на резервы и, как следствие, нормативы банка. Качественное управление рисками обеспечивается не только повышением требований к клиентам и снижением выдач кредитов, но и высокотехнологичной системой collection, кредитного мониторинга, эффективным портфельным менеджментом и сопредельными процессами, которые отвечают за контроль качества портфеля.
Какие технологии наиболее востребованы в текущей экономической ситуации?
Банки все чаще обращаются к вендорам за системами, которые помогают сохранять высокое качество кредитного портфеля и обслуживать уже лояльных клиентов для увеличения прибыли с них. Например, недавно мы успешно внедрили в промышленную эксплуатацию систему кредитного мониторинга всего портфеля для крупного банка в одной из стран СНГ. Автоматизированный сбор, обработка и анализ данных о рисковых событиях позволили бизнесу создать единое окно мониторинга с ключевыми целями:
- Стандартизация процессов. Все филиалы перешли на единый формат, методологию и периодичность мониторинга, при этом результаты были объединены в единую базу данных.
- Повышение качества мониторинга. Влияние человеческого фактора было значительно снижено:
- на 70% при анализе состояния залогов;
- до 90% при выявлении сигналов раннего реагирования и принятии мер;
- на 100% при анализе кредитной истории и финансового состояния клиента.
- Гибкость и адаптивность. Реализована возможность гибкой настройки правил мониторинга, что позволяет оперативно адаптировать систему под изменяющиеся бизнес-требования и обеспечивать своевременное реагирование на рисковые события.
В результате банк ожидает снижение доли человеческого фактора с текущих 96% во всех процессах мониторинга до 25% в критически важных точках.

Какие новые приложения вы представили рынку в 2024 году?
В 2024 году мы пополнили нашу экосистему банковских приложений двумя новыми решениями. В рамках трека по импортозамещению разработали единую платформу для автоматизации внутренних процессов и управления командой разработки взамен Jira, Confluence и других подобных приложений. Эта система, первоначально созданная для повышения эффективности внутри нашей команды, успешно внедряется у наших заказчиков, банков ТОП-10 РФ. Для своевременного исполнения ключевых задач бизнеса мы также создали систему оперативного мониторинга ключевых показателей эффективности различных подразделений банка.
В 2024 году в компании FIS произошел ребрендинг. В чем смысл изменения бренда?
20 лет назад мы начинали просто как IT-вендор, а теперь представляем полный цикл услуг для формирования добавочной стоимости для нашего клиента: от консалтинга до внедрения и масштабирования идей. Ребрендинг как раз отражает в обновленном видении и миссии наш интегральный, end-to-end подход (от начала общения с клиентом до полной автоматизацией) и усиление внутренней эффективности за счет синхронизации.
По вашему мнению, какие технологии имеют потенциал глубоко преобразовать банковский сектор в будущем?
В разработке больших корпоративных систем остались те же нерешенные проблемы, связанные с тем, что каждый этап процесса происходит в различных средах: формирование требований, написание техзадания, разработка и создание архитектуры, само программирование в рамках разработки решения. Как следствие — возникают огромные дополнительные затраты на согласование всевозможных артефактов и результатов внутри интегрального процесса, накапливаются ошибки дискоммуникаций, что приводит к повторной разработке в объемах около 30-40%. В партнерстве с нашим ключевым технологическим партнером мы выстраиваем эти этапы как непрерывный интегрированный процесс, где программирование системы начинается уже на этапе создания требований — причем бизнес-аналитиками, а не разработчиками — в нашей новой платформе. То есть мы работаем над задачами, которые ранее выпадали из внимания большинства программистов, и развиваем не только банковскую отрасль (хотя прежде всего с помощью этой технологии мы планируем реализовывать наши банковские продукты), но и в целом всю IT-индустрию.
Это будет первая среди платформ для разработки корпоративных приложений с встроенным формальным бизнес-анализом на основе акторной модели. Значительная часть кода создаваемых систем будет генерироваться автоматически: непосредственно платформой, а также с применением искусственного интеллекта — написание кода «вручную» останется в небольшом объеме, по нашим оценкам, не превышающим 10%. Это совершенно новый виток автоматизации. Наша цель — помочь банкам не просто адаптироваться к быстро меняющемся рынку, но и быть на передовой инноваций, уверенно масштабироваться и развиваться за счет современных технологий.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль