РБК Компании

Издержки в бизнесе — что важно знать предпринимателю

Каждый бизнес стремится к получению прибыли, и размер прибыли напрямую зависит от величины издержек. Рассмотрю, какие виды расходов бывают и зачем их различать
Издержки в бизнесе — что важно знать предпринимателю
Источник изображения: Unsplash.com
Ирина Екимовских
Ирина Екимовских
Собственница и директор Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»

Финансовый эксперт, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», автор экспертных статей, обучающих курсов и опытный спикер

Подробнее про эксперта

Издержки — это все затраты, которые несет бизнес при производстве товаров или оказании услуг. Они включают в себя расходы на материалы, хранение, производство, продажу и доставку продукции. Проще говоря, издержки — это все расходы компании.

Каждый бизнес стремится к получению прибыли, и размер прибыли напрямую зависит от величины издержек. Вот почему так важно для предпринимателя контролировать издержки своего предприятия. Рассмотрим, какие виды расходов бывают и зачем их различать собственнику в этой статье.

Прямые/косвенные издержки

Прямые издержки — это затраты, которые можно непосредственно отнести к производству. Включаются в себестоимость товара, продукта или услуги:

  • материалы для производства продукции,
  • зарплата сотрудников, которые задействованы в производстве.

Косвенные издержки — это затраты, которые не могут быть легко отнесены к конкретному продукту или услуге. Это общие издержки, касающиеся всего бизнеса. Они чаще всего отражаются в Отчете о расходах и расходах (PnL):

  • административные расходы (зарплата менеджмента или офисные расходы),
  • расходы на маркетинг и рекламу.

Прямые издержки зависят от объема производства. Чем больше товаров производится, тем выше затраты на сырье и рабочую силу. А косвенные издержки зависят от общего уровня операций компании и могут варьироваться в зависимости от стратегии управления, инноваций и общего состояния рынка. Это важно понимать, потому что это напрямую влияет на расчет как маржинальной рентабельности, так и прибыли.

Переменные и постоянные расходы

Переменные расходы — те, которые зависят от выручки, они находятся до маржинальной прибыли. Например, расходы по доставке товара до покупателя. Мы не будем включать их в стоимость товара, но мы должны отнести их к выручке по сделке, чтобы четко видеть маржинальность отгрузки.

При наращивании объема — увеличиваются и переменные расходы. В таком случае следует внедрить культуру cost killing, которая заключается в том, чтобы постоянно анализировать финансовые отчеты и показатели, а также задавать себе вопросы: «Целесообразен ли этот расход? Повысит ли он качество сервиса или позволит нарастить объем продаж?».

Постоянные расходы — это затраты, которые не зависят от объема производства и остаются фиксированными в течение определенного периода времени. Они возникают независимо от того, производит ли компания что-либо или нет. Их необходимо постоянно контролировать, потому что они съедают маржу. Или хотя бы сделать так, чтобы динамика роста кастов была ниже, чем динамика роста выручки.

Релевантные расходы направлений

Важно в правильном PnL выделить направления, по которым растет и развивается компания и выделить расходы, которые относятся исключительно к этому направлению. Если направление закрывается, то этих расходов у компании не будет.

Группировка расходов по процессам

«Make or buy» — делать самим или покупать процесс на аутсорсинге.

Маркетинг, персонал, продажи, финансы, администрирование — все это разные процессы по которым важно понимать общую сумму расходов, чтобы принимать решение об эффективности.

Отражение расходов в финансовой отчетности

Все виды расходов важно правильно отразить в качественной отчетности. И вот почему:

1) Если отчеты содержат ошибки, предприниматели просто перестают на них ориентироваться, хотя скорость и качество принимаемых решений зависит от того, как составлен отчет. Время, внимание и деньги — три ресурса, которые собственник вкладывает в свой бизнес. Внимание — ключевой ресурс за счет которого можно повышать эффективность бизнеса.

Правильная отчетность = правильные фокусы = точные решения

2) Хороший финансовый отчет легко можно сравнить с документом за предыдущий аналогичный период, чтобы видеть ситуацию в динамике. Доходы и расходы должны быть сопоставимы во времени и в единице контроля.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации
30 мая 2002
Уставной капитал
Юридический адрес
обл. Свердловская, г. Екатеринбург, тракт Сибирский, д. 12, стр. 1, офис 504
ОГРН
1026602337068
ИНН
6658149843
КПП
668501001
Среднесписочная численность
51 сотрудник

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия