Дробление бизнеса в 2025 году: новые реалии, риски и возможности
Чем грозит дробление бизнеса в 2025 году, кто и как может воспользоваться долгожданной налоговой амнистией — в разборе налогового консультанта

Налоговый консультант, советник государственной гражданской службы РФ I класса. Стаж работы в налоговых органах — более 25 лет, «Отличник ФНС России». К.э.н., преподаватель РГЭУ
Что такое дробление бизнеса и чем оно опасно
С 2024 года налоговая политика России претерпела значительные изменения: впервые на законодательном уровне введено четкое определение дробления бизнеса. Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ определяет дробление как разделение единого бизнеса между несколькими формально самостоятельными субъектами (ООО, ИП), контролируемыми одними и теми же лицами, с целью снижения налоговой нагрузки за счет применения специальных налоговых режимов (УСН, ПСН). Налоговые органы считают такую практику злоупотреблением, если в основе разделения бизнеса нет деловой цели (при этом получение налоговой выгоды деловой целью не является).
ФНС России в Письме от 16.07.2024 № БВ-4-7/805@ выделяет шесть ключевых признаков незаконного дробления:
- Единый центр управления — общий бухгалтерский учет, управление денежными потоками, совместные IP-адреса, единые контакты.
- Общий производственный процесс — использование одних и тех же поставщиков, сотрудников, логистических схем.
- Фиктивное перераспределение персонала — формальные переводы сотрудников, работа без изменения функционала.
- Формальные сделки — фиктивное разделение активов или заключение договоров с подконтрольными ИП.
- Разделение бизнеса между родственниками — компании управляются членами одной семьи без реальной самостоятельности.
- Формальное выделение части бизнеса — создание отдельных юрлиц или ИП, но с сохранением контроля в одних руках.
В результате налоговые органы получают право объединять обороты таких компаний и доначислять налоги по ставкам общей системы налогообложения (ОСНО), а также привлекать их владельцев к ответственности.
Решения судов в пользу налогоплательщиков
Всего в 2024 году арбитражные суды кассационной инстанции рассмотрели 124 спора по дроблению бизнеса. В 22% случаев решения были приняты в пользу налогоплательщиков. Подобная статистика остается, в целом, неизменной на протяжении последних 5 лет. Рассмотрим, какие аргументы налогоплательщиков принимает суд, вынося решения в их пользу.
Так, в Постановлении АС Поволжского округа от 29.11.2024 г. по делу А49-5539/2022 ключевым аргументом в пользу налогоплательщика явилось наличие у спорных ИП необходимой технической базы, а также возможности и факта осуществления прямых продаж продукции покупателям, то есть самостоятельный характер деятельности (даже при совпадении IP-адресов и централизованной бухгалтерии).
В Постановлении АС Уральского округа от 08.11.2024 г. по делу А47-7496/2023 указано, что несмотря на установленную взаимозависимость (руководители спорных организаций были бывшими работниками проверяемого налогоплательщика), налоговым органом не установлено, что эта взаимозависимость влияла на принимаемые спорными организациями решения.
Из Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2024 г. по делу А69-2935/2022 следует, что осуществление лицами розничной торговли в одних помещениях с единым входом, однотипными вывесками, общим режимом работы, уголком покупателя, планом эвакуации, без капитальных перегородок, разделений на отделы и иных конструктивных ограждений, с единой кассовой линией и едиными службами, все же не свидетельствует однозначно о наличии единого производственного процесса, поскольку целью кооперации с другими предпринимателями и организациями-платежными агентами являлось создание торгового предприятия, похожего на магазины крупных федеральных сетей.
И все же нужно отметить, что в абсолютном большинстве споров по дроблению именно типовые доводы (фактически перечисление признаков дробления: взаимозависимость, совпадение IP-адресов, компрометирующая информация на сайтах (или их отсутствие) участников группы компаний, регистрация по одному адресу при использовании специальных налоговых режимов), значительно увеличивают риск возникновения спора по дроблению и ложатся в основу принятия решений судами: чем больше признаков, тем выше вероятность для организации проиграть спор.
Налоговая амнистия 2025 года и добровольный отказ от дробления
С 2025 года действует налоговая амнистия для компаний, которые откажутся от использования схем дробления. Амнистия предполагает освобождение налогоплательщика от уплаты налогов, пеней, штрафов, которые должны были бы им быть уплачены, если налоговым органом было зафиксировано применение им схемы дробления бизнеса за 2022 — 2024 годы (применяется с 12.07.2024 г.).
Условия применения амнистии:
- обнаружение факта дробления при проведении выездной налоговой проверки (ВНП) в 2022 — 2024 гг.;
- вынесение решения ИФНС не ранее 12.07.2024;
- готовность самого налогоплательщика добровольно отказаться от дробления бизнеса.
Амнистируемый период составляет:
- 3 года (2022 — 2024 гг.) — в случае, если налогоплательщик отказался от применения дробления бизнеса с 01.01.2025.
- 2 года (2022 — 2023 гг.) — в случае, если налогоплательщик отказался от применения дробления бизнеса только после открытия ВНП за 2025/2026 годы в связи с наличием признаков дробления бизнеса.
В каких ситуациях возможно применение амнистии при дроблении бизнеса
Ситуация 1
Выездная налоговая проверка была проведена в 2025 — 2026 гг., но дробление бизнеса не выявили. Доначисления за 2022 — 2024 годы прощаются со дня вступления в силу решения по проверке за 2025 — 2026 годы.
Ситуация 2
В 2025 — 2026 гг. прошла проверка, которая снова выявила дробление. Придется заплатить как новые доначисления, так и суммы за 2022 — 2024 годы. Материалы проверки могут быть направлены в следственные органы, если сумма недоимки крупная и встает вопрос о привлечении к уголовной ответственности. При частичном добровольном отказе от дробления можно претендовать на амнистию пропорционально сумме отказа.
Ситуация 3
Проверка за 2025 — 2026 годы не проводилась. Амнистия применяется автоматически с 1 января 2030 года.
Ситуация 4
Налогоплательщик отказался от дробления только после вынесения решения ВНП за 2025 — 2026 годы. Долги за 2022 — 2023 годы списываются, если за 2024 год подана «уточненка» до вступления в силу решения налоговой проверки. А вот штрафы и пени за 2024 — 2026 гг. придется уплатить.
Ситуация 5
Компания ликвидируется или банкротится, но есть приостановленное решение за 2022 –2024 годы, когда выявлено дробление. Амнистия распространяется на ликвидируемое юрлицо. Если налогоплательщик продолжает дробление в составе новой группы, обязательства переходят на эту группу. ИП не могут воспользоваться амнистией при ликвидации или банкротстве. Кроме того, контролирующие лица могут быть привлечены к ответственности за недоимки ликвидированных компаний.
Амнистия не применяется в следующих случаях (п. 8 Письма ФНС России от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@ «О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона № 176-ФЗ» (вместе с «Рекомендациями по применению налоговой амнистии дробления бизнеса»)):
- если налогоплательщик не отказался от дробления бизнеса в 2025 — 2026 годах;
- если дробление бизнеса выявлено за периоды 2021 года и ранее;
- если решение по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022 — 2024 годов вступило в силу до 12.07.2024.
Амнистия не распространяется на следующие налоги (страховые взносы):
- НДФЛ и страховые взносы, доначисленные в связи с занижением (сокрытием) заработной платы (не связаны с дроблением бизнеса);
- налог на прибыль организаций, доначисленный организациям — участникам схемы дробления, применяющим ОСНО (НДФЛ, доначисленный индивидуальному предпринимателю), или налоги в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, ЕСХН), доначисленные участникам схемы дробления, применяющим специальные налоговые режимы, в связи с занижением (сокрытием) выручки (доходов) (не связаны с дроблением бизнеса).
Добровольный отказ от дробления бизнеса — исчисление и уплата налогов лицами, применявшими дробление бизнеса, в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).
Существуют следующие варианты отказа от дробления:
- переход формально самостоятельных участников дробления на общую систему налогообложения;
- объединение формально самостоятельных компаний на УСН в одно юридическое лицо на ОСНО с возможным созданием обособленных подразделений.
При этом необходимо:
- рассчитать консолидированную сумму дохода по группе лиц, между которыми был «раздроблен» бизнес, а также иные показатели по группе, влияющие на применение специального налогового режима;
- определить на основе консолидированных показателей, какой налоговый режим должен применяться;
- рассчитать налоги, исходя из этого налогового режима;
- сдать отчетность, в которой отражены суммы этих налогов;
- уплатить налоги, исчисленные таким образом. При добровольном отказе за период, по которому налоги уже уплачены в заниженном из-за дробления размере, надо доплатить недостающие суммы.
Как безопасно оптимизировать структуру бизнеса
Компании должны учитывать новые требования ФНС и внедрять альтернативные модели управления:
- разделять бизнес не формально, а фактически (разные владельцы, сотрудники, управленческие центры).
- разводить процессы юридически и экономически, избегая пересечения поставщиков, персонала и активов.
- использовать холдинговые структуры, где различные компании выполняют четко разделенные функции.
Прежде чем менять структуру бизнеса, важно провести налоговый аудит и оценить возможные риски. Для этого компании могут обратиться к экспертам для моделирования налоговых последствий и выбора оптимального пути развития. Например, для того чтобы снизить риски признания структуры бизнеса дроблением, налоговые консультанты ООО «Учет и Консалтинг» используют следующий алгоритм:
- Расчет действительных налоговых обязательств.
- Проведение налогового аудита, включая вероятность выявления рисков дробления.
- Анализ судебных перспектив возможного спора на стадиях предпроверочного анализа и назначения выездной налоговой проверки.
- Анализ возможности снизить выявленные риски и целесообразность таких действий (анализ расходов на создание и поддержание измененной структуры, оценка степени снижения риска после изменений).
Итак, с 2025 года дробление бизнеса перестало быть «серой» зоной — теперь это жестко регулируемая сфера с высокими налоговыми рисками. Компании, которые не пересмотрят свою структуру, могут столкнуться с крупными доначислениями, штрафами и даже уголовной ответственностью.
Однако у бизнеса есть возможность добровольно отказаться от схем дробления и воспользоваться налоговой амнистией. В условиях меняющегося законодательства грамотное налоговое планирование становится ключевым фактором успешного ведения бизнеса в России.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети