Как рассчитать эффективность от внедрения программного обеспечения
В данном обзоре раскрывается тему расчета показателей эффективности от внедрения прикладного обеспечения для организаций

Основатель software-проектов для автоматизации организаций. Опыт работ в компаниях: Huawei, Alcatel, Cisco. Высшее образование СибГУТИ (г. Новосибирск) — «программное обеспечение» и «экономика»
Программные решения применяются во все сферах деятельности человека. Дома и на работе мы имеем дело с различными устройствами, управляемыми программным обеспечением. Одной из классификаций ПО является разделение на «системное» и «прикладное»:
- Системное ПО обеспечивает работу компьютера (операционные системы, драйверы, утилиты).
- Прикладное ПО решает задачи пользователя (работа с документами, редактирование фото, программирование, автоматизация рутинных задач и т.п.).
В данном обзоре затронем тему расчета эффективности от внедрения прикладного программного обеспечения для бизнес-задач, автоматизации процессов в организациях. К таким решениям относятся:
- Системы управления предприятием (ERP)
- Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)
- Бухгалтерские решения
- Системы автоматизации документооборота (ECM)
- Системы управления персоналом (HRM)
- Бизнес-аналитика (BI)
- Системы управления жизненным циклом договоров (CLM)
- Прочие учетные системы (кадры, секретариат, канцелярия, архивы документов и т.п.)
Применение прикладных программных решения для организаций существенно помогает автоматизировать процессы, улучшить управление ресурсами и данными, а также адаптироваться к изменениям на рынке.
Поскольку у всех организаций существует своя специфика и уникальная бизнес-модель, то оценка показателей эффективности от внедрения ПО непростой вопрос, на который влияют многие факторы (какие цели ставились, человеческий фактор, стоимость владения ПО и т.п.).
Но существуют три ключевых базовых показателя KPI (Key Performance Indicator), по которым можно оценить результат применения ПО:
- Оценка экономических (финансовых) показателей KPI.
- Оценка временных показателей KPI.
- Оценка качественных показателей KPI.
Перед тем как рассмотреть более детально каждый из указанных выше показателей, уточним цели и методы расчета.
Можно выделить пять основных целей внедрения бизнес ПО:
- Сокращение времени выполнения задач.
- Улучшение качества работы с клиентами.
- Улучшение качества продукции или услуги.
- Улучшение управляемости (контроль и прозрачность) процессами и сотрудниками.
- Снижение затрат.
Методика сбора данных:
1. Необходимо зафиксировать показатели до внедрения ПО, например:
- Время выполнения задачи.
- Количество ошибок или брака.
- Удовлетворенность сотрудников или клиентов.
- Прочие показатели.
2. После внедрения ПО необходимо периодически фиксировать аналогичные показатели и сравнивать их со значениями до внедрения.

Перейдем к детальному рассмотрению четырех ключевых показателей:
- Экономические показатели (KPI).
- Временные показатели (KPI).
- Качественные показатели (KPI).
- ROI (Return on Investment) — показатель для оценки окупаемости инвестиций в программное обеспечение.
Расчет экономической эффективности (финансовые KPI)
Базовая формула для расчета:
Эффективность = Результат / Затраты
Результат: выгода от внедрения (снижение затрат, увеличение прибыли и т.п.).
Затраты: стоимость внедрения ПО (лицензия, обучение, внедрение).
Приведем пример для расчета такого экономического показателя как «срок окупаемости»:
- До внедрения: затраты на определенный процесс были 50000 рублей в месяц
- После внедрения: затраты на процесс составили 40000 рублей в месяц
- Стоимость ПО была 100000 рублей.
- Экономия(выгода) за месяц: 50000 — 40000 = 10000 рублей.
o или KPI в %: (10000 руб./50000 руб.) X 100% = 20%
- Срок окупаемости: 100000 / 10000 = 10 месяцев.
При расчете финансовых KPI «затраты» (показатели) переводятся в рублевый эквивалент. Например, можно рассчитать в рублях затраты на формирование определенных отчетов. Для этого рассчитывается стоимость единицы времени сотрудника (например — час). После чего все операции, совершаемые сотрудником, считаются по времени и перемножаются на стоимость часа. После чего рассчитываются разницы финансовых затрат на процесс «до внедрения ПО» и «после внедрения ПО». Можно анализировать абсолютную выгоду от внедрения в рублевом эквиваленте. А можно полученную разницу делить на «затраты до внедрения», после чего полученный результат умножать на 100% и получать значение «финансового KPI» в процентах.
Расчет временной эффективности
Перед внедрением ПО зафиксируйте время, которое тратится на определенный бизнес-процесс в т.н. «ручном режиме». После внедрения ПО зафиксируйте время, которое тратится на тот же бизнес-процесс с применением ПО.
Приведем пример для расчета временной эффективности при «согласовании договоров»:
- Количество согласующих сотрудников — 5.
- Количество договоров в месяц — около 10.
- До внедрения ПО минимальное время на согласование одного договора — минимум 10 часов (общее время пяти сотрудников, при условии, что один сотрудник тратит 2 часа на договор).
- После внедрения ПО с функцией согласования, сотрудник тратит 1 час на договор. В итоге пять сотрудников согласуют 10 договоров в месяц за 5 часов.
- Итого: «Эффективность по времени согласования»: (10 часов — 5 часов) / 10 часов = 0,5. В процентах показатель = 50% экономии времени.
Также можно рассчитывать сокращение времени на формирование отчетов, подготовку документов и т.п.
Оценка качественных улучшений
«Качественные» показатели рекомендуется оценивать через опросы сотрудников или клиентов, а также через статические анализы (построение соответствующих отчетов и т.п.). Например, анализ уменьшения брака или анализ увеличения лояльности клиента, которым стали оперативнее отвечать, например после внедрения CRM и базы знаний и т.п.).
Рассмотрим пример — оценим снижение количества ошибок в договорном учете после внедрения специализированного ПО:
- KPI «снижение количества ошибок»:
(Количество ошибок до внедрения — Количество ошибок после внедрения) / Количеств ошибок после внедрения. После чего полученное значение умножаем на 100% и получаем KPH в %.
ROI (Return on Investment) — показатель для оценки окупаемости инвестиций в программное обеспечение.
Формула для расчета ROI:
- (Прибыль от внедрения — Затраты на внедрение) / Затраты на внедрение.
- После чего, полученное значение умножается на 100%
«Затраты на внедрение» включают:
- Стоимость программного обеспечения (лицензии, подписки).
- Затраты на внедрение (настройка, интеграция, миграция данных).
- Обучение сотрудников.
- Техническая поддержка и обслуживание.
«Прибыль от внедрения» включают:
Снижение операционных затрат: экономия за счет сокращения времени обработки договоров, уменьшения количества ошибок и снижения затрат на ручной труд.
- Увеличение доходов: за счет улучшения контроля за исполнением обязательств и сокращения потерь из-за ошибок.
- Экономия на штрафах и санкциях: за счет своевременного выполнения обязательств по договорам.
Приведем пример расчета ROI:
- Затраты на внедрение: 300 000 руб.
- Экономия за счет сокращения времени на рабочий процесс (финансовый KPI): 150 000 руб. в год.
- Экономия за счет снижения ошибок: 100 000 руб. в год.
- Увеличение доходов: 100 000 в год.
Общая «прибыль от внедрения» в год: 150 000 + 100 000 + 100 000 = 350 000 рублей.
В данном примере расчет ROI будет следующий:
- прибыль 350 000 руб. — затраты на внедрение 300 000 руб. = 50 000 руб.
- ROI: ( 50 000 руб. / 300 000 руб. ) X 100 % = 16,66 %
- Итого: уже в первый год ROI положительный и составил 16,66%
- В последующие годы ROI будет увеличиваться.
Помимо KPI и ROI, можно использовать прочие показатели (метрики) для анализа успешности внедрения ПО:
- NPV (Чистая приведенная стоимость): Оценка долгосрочной выгоды с учетом временной стоимости денег.
- Payback Period (Срок окупаемости): Время, за которое окупятся затраты на внедрение.
- Удовлетворенность сотрудников: Оценка удобства использования программного обеспечения.
- Улучшение качества данных: Снижение количества ошибок и повышение актуальности информации.
Итог
Некоторые показатели после внедрения ПО, сложно оценить математически в определенный момент времени, но со временем это будет отражаться на репутации компании и лояльности клиентов. Расчет эффективности внедрения прикладного ПО процесс комплексный и достигается через комбинацию количественных и качественных показателей. Перед внедрением сформулируйте цели применения ПО, определите показатели, которые необходимо оценивать. После начала применения ПО проводите мониторинг и сравнительный анализ показателей. Данная работа должна проводиться на постоянной основе, так как все время появляются новые задачи и процессы, которые требуется контролировать и автоматизировать для повышения эффект
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль