Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная ЦКР 12 августа 2025

Soft skills и Hard skills: что важно для успешного сотрудника

Что важнее для сотрудника — hard или soft skills, актуален в любом бизнесе. Harvard University выяснил, что 85% профессионального успеха зависит от soft skills
Soft skills и Hard skills: что важно для успешного сотрудника
Источник изображения: Freepik.com
Юлия Попова
Юлия Попова
Руководитель направления HR Бизнес-партнерства

Коуч PCC ICF. Эксперт в области найма, оценки и развития сотрудников. Более 20 лет управленческого опыта в HR в крупных российских компаниях

Подробнее про эксперта

По данным исследования Harvard University, 85% профессионального успеха зависит от уровня развития soft skills. Именно они помогают сохранять устойчивость, уверенность и востребованность даже в условиях внешней турбулентности и неопределенности. Именно soft skills, универсальные навыки, они не относятся к конкретной профессии, нужны всем. 

Hard skills: основа, без которой никуда

Hard skills — это, как правило, технические или профессиональные знания и умения, которые можно измерить. Например, умение работать в определенной программе, знания в области бухгалтерии или управления проектами. Эти навыки важны и без них просто невозможно выполнить свою работу. Можно представить их как основу фундамента — без этого строить нечего.

Soft skills: разница между командой и группой людей

Но если hard skills — это основа, то soft skills — это цемент, который держит всю конструкцию. Важно помнить, что soft skills проявляются в поведении сотрудников и необходимы для достижения командного результата.

Представьте, что у вас есть команда футболистов. Все — отличные игроки с выдающимися индивидуальными навыками, но, если они не умеют работать вместе, не понимают друг друга на поле, не передают пас — результат будет низкий.

Типичный пример из практики: у вас в команде есть несколько высококвалифицированных сотрудников, которые отлично знают свою работу, но между ними регулярно возникают конфликты. Один не умеет договориться с коллегами, другой не умеет работать в команде, третий не решает задачи вовремя, от которых зависят другие.

В итоге, несмотря на их профессионализм, команда не достигает нужных результатов, и эффективность работы падает. Это классический случай, когда hard skills есть, а вот soft skills подводят.

Когда hard skills не спасают: токсичные сотрудники

Есть также сотрудники с высокими hard skills, но с низким уровнем развития soft skills, которые могут создавать атмосферу токсичности в команде. Они могут быть мастерами своего дела, но их постоянный негатив, недовольство, угрозы, отсутствие гибкости и неспособность к конструктивному общению делают работу с ними сложной. В таких случаях даже самый квалифицированный сотрудник может стать источником серьезных проблем.

И, если вернуться к метафоре футбола, можно отметить, что подобная ситуация напоминает матч, в котором один игрок ярко выделяется, но если он конфликтует с другими, то вся команда теряет синергию.

В таких случаях токсичные сотрудники становятся не только помехой для коллег, но и вредят общей атмосфере, что в конечном итоге приводит к низкой эффективности.

А что дальше? Самые важные soft skills до 2030 года

Согласно Future of Jobs Report 2025 от Всемирного экономического форума (WEF), до 2030 года наиболее востребованными soft skills станут:

  1. Аналитическое мышление — ключевой навык, по мнению большинства работодателей. Он необходим для принятия решений на основе данных и критической оценки информации в условиях автоматизации.
  2. Гибкость, устойчивость и адаптивность — важны как никогда: экономические и технологические изменения требуют умения быстро реагировать на новое и восстанавливаться после неудач.
  3. Лидерство и социальное влияние — современные лидеры должны вдохновлять и влиять на процессы, чтобы достичь целевого результата. 
  4. Креативное мышление — стандартные задачи, все чаще, решаются автоматически, а вот нестандартные идеи и подходы, по-прежнему, создаются человеком.
  5. Любознательность и обучение в течение всей жизни — способность учиться самостоятельно становится неотъемлемым требованием. Сегодня знания устаревают слишком быстро, чтобы ждать, пока обучат «на курсах».

Эти навыки выделены не случайно — они напрямую связаны с глобальными изменениями: внедрением ИИ, цифровизацией, демографическими сдвигами и дефицитом квалифицированных кадров.

Заключение: как понять, в чем проблема

Если у вас в команде грамотные специалисты, но результаты не оправдывают ожидания, возможно, проблема не в профессиональных качествах сотрудников, а в их способности взаимодействовать и работать как единая команда. Отсутствие сотрудничества, неумение управлять собой, излишняя эмоциональность и конфликтные ситуации могут «разрушить» даже самые сильные hard skills.

Если в вашей команде есть проблемы с результатами, возможно, пришло время обратить внимание на soft skills сотрудников

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Лидер аутсорсингаПобедитель рейтинга крупнейших аутсорсинговых компаний 2022 по версии агентства RAEX
Лучший ОЦО 2022Победитель конкурса Лучший ОЦО 2022 в номинации «Управление клиентским опытом»
Лучший кадровый ЭДОПобедитель в номинации «Лучший кадровый ЭДО» премии «Лучший ЭДО в России и СНГ 2023»
ИТ безопасность в приоритетеОбладатель международного сертификата по информационной безопасности ISO/IES27001

Контакты

Адрес
Московский офис: 105066, Россия, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 24
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия