Подводные камни в сборе отчетности маркетплейсов: что нужно знать CFO
В чем сложность учета доходов и расходов на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет

Внедрение управленческого учета, оптимизация затрат, масштабирование прибыли. На производстве спутниковых компонентов: +20 млн ₽ ежемесячной чистой прибыли за счет устранения утечек
Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет — как часто мы слышим эти названия! Маркетплейсы вошли в жизнь каждого человека. Кто-то продает на маркетплейсах, а кто-то покупает. И если покупателю проще разобраться с системой каждой компании, то продавцу (селлеру) разобраться с работой на маркетплейсах, и в том числе с отчетностью, довольно непросто.
Маркетплейсы — это сложная экосистема с большим объемом данных, динамическими ценами и множеством комиссий. Финансисту, работающему с отчетностью маркетплейсов, важно понимать специфику этой сферы, чтобы избежать ошибок, минимизировать потери и точно анализировать финансовые потоки.
Так в чем же сложность учета доходов и расходов на площадках? Давайте разбираться.
Основные трудности сбора отчетности с маркетплейсов
1. Разнородность отчетов и структур данных
Каждый маркетплейс предоставляет отчетность в своем формате: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет имеют разные шаблоны, детализацию и методику расчетов. Финансисту приходится тратить много времени на приведение данных к единому стандарту.
Решением может послужить автоматизация сбора отчетов через API или использование специальных сервисов-консолидаторов.
2. Различные системы учета комиссий и штрафов
Маркетплейсы взимают множество видов комиссий (за хранение, логистику, рекламу, продажи), которые не всегда детализируются в отчетах. Также есть штрафы за нарушения SLA, задержки отгрузки, неверное оформление карточек товара. На пример, Wildberries дает скидку постоянным покупателям, называя это СПП, а в дальнейшем вычитает ту же самую сумму из комиссии селлера.
Решение:
- Создание внутренней аналитической модели учета всех возможных удержаний.
- Настройка отчетности по каждому виду комиссии.
- Внедрение детализированной аналитики штрафов и их обжалование в случае некорректных начислений.
Вывод: Разобравшись в комиссиях и штрафах, можно минимизировать необоснованные расходы и повысить прозрачность финансового учета.
3. Непрозрачность возвратов и удержаний
Возвраты товаров и удержания по ним могут быть отражены не сразу, а в последующих периодах. Это искажает картину реальной выручки.
Решение:
- Введение аналитики возвратов с учетом отложенного периода списания средств.
- Создание механизмов корректировки отчетов за предыдущие периоды.
- Ведение отдельного учета всех возвратов по датам их фактического отражения в отчетности.
Вывод: Грамотный учет возвратов позволяет точно прогнозировать денежные потоки и избегать завышения выручки.
4. Разные даты фиксации продаж и поступлений
Сейчас все маркетплейсы указывают дату продажи, а фактические выплаты производятся с задержкой на разный срок, Wildberries переводит оплаты в течении 2-х недель после выставления реализации, Ozon — в течение месяца, после реализации, что усложняет учет и прогнозирование денежных потоков.
Решение:
- Использование кассового метода учета для реального контроля поступлений.
- Разработка отчетности с прогнозируемыми поступлениями по каждому маркетплейсу.
- Оптимизация оборотного капитала с учетом задержек выплат.
Вывод: Четкое понимание сроков выплат позволяет правильно планировать кэш-флоу и снижать риски кассовых разрывов.
5. Налогообложение и учет НДС
Если компания работает на ОСНО, важно корректно учитывать НДС с продаж через маркетплейсы. Однако разные площадки применяют свои механизмы налогообложения, и финансисту необходимо разбираться в каждом из них. Учет при УСН немного проще, но здесь встречаются ошибки, допускаемые бухгалтерами. Налоговой базой для учета принимается сумма денег на счет от маркетплейсов, что не соответствует трактовке налогового кодекса. Сумма выручки после СПП — это налоговая база для исчисления налога.
Решение:
- Глубокий анализ договоров с маркетплейсами для правильного учета НДС.
- Разработка налоговых моделей для каждой системы налогообложения.
- Контроль за правильным формированием налоговой базы, исходя из всех удержаний.
Вывод: Корректный учет НДС и налоговой базы позволяет избежать проблем с налоговой инспекцией и оптимизировать налоговую нагрузку.
Почему финансовому директору важно разбираться в нюансах маркетплейсов
- Снижение финансовых потерь — понимание комиссий, штрафов и схем возвратов позволяет избежать лишних затрат.
- Корректное прогнозирование прибыли — без учета всех особенностей сложно точно рассчитать рентабельность бизнеса.
- Автоматизация процессов — чем лучше финансист понимает данные, тем легче настроить автоматизированный учет.
- Оптимизация налоговой нагрузки — грамотный учет маркетплейсов помогает избежать проблем с налоговой.
Выводы:
- Грамотный учет финансовых потоков на маркетплейсах требует глубокого понимания специфики каждой площадки.
- Автоматизация сбора данных через API и консолидированные сервисы поможет стандартизировать отчетность и снизить затраты времени на обработку информации.
- Четкий контроль комиссий, штрафов и удержаний позволит минимизировать необоснованные расходы и исключить финансовые потери.
- Учет возвратов с учетом их задержек обеспечит реалистичную картину выручки, а кассовый метод учета с прогнозированием поступлений поможет избежать кассовых разрывов.
- Правильное формирование налоговой базы и учет НДС позволят избежать проблем с налоговыми органами и снизить налоговую нагрузку.
Компании, которые своевременно разберутся в нюансах учета на маркетплейсах, смогут не только защитить свои финансы, но и повысить эффективность работы, что в итоге приведет к росту прибыли и стабильности бизнеса.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети