Компания выросла в 3,5 раза: автоматизация отчетности в аутстаффинге
Как за счет автоматизации отчетности систематизировать учет, получить прозрачную картину по каждому объекту и вырастить обороты за 2 года в 3,5 раза

Методолог по управленческому учету
Аутстаффинг в России развивается начиная с 90х годов. Компании прибегают к аутстаффингу, когда хотят оптимизировать расходы на персонал, сократить нагрузку на HR и бухгалтерию, избежать сложностей с наймом и увольнением.
Но главное, зачем бизнес приходит в аутстаффинг сейчас — кадровый голод. Людей не хватает, особенно на линейных позициях, и компании готовы платить за то, чтобы «просто были рабочие на объекте завтра». Поэтому аутстаффинг — это уже не просто про экономию, а про спасение процессов и устранение операционных провалов. Все заботы по поиску, оформлению, обучению и замене сотрудников берет на себя аутстаффинговая компания.
Парадокс в том, что клиенты хотят и вакансии закрыть, и сэкономить. Это делает бизнес аутстаффинга одновременно сверх востребованным и предельно уязвимым, особенно без четкого контроля за финансами.
Специфика этого бизнеса такова, что аутстаффинговая компания сначала несет значительные расходы: на поиск и отбор персонала, оплату спецодежды, жилья, проезда, заработной платы и налогов с нее, и только потом получает оплату от клиента. Иногда с задержкой. в результате возникает кассовый разрыв, а при росте числа объектов еще и хаос в учете.
В этой статье я расскажу, как за счет автоматизации отчетности помогла систематизировать учет, получить прозрачную картину по каждому объекту и вырастить обороты за 2 года в 3,5 раза.

Типичная схема работы в этой нише выглядит так:
- Договорились о начале работы,
- Оплатили расходы на привлечение рабочих/форму/жилье/ и т.д.,
- Вывели рабочих на объект,
- Выплатили зарплаты,
- Получили от заказчика деньги,
- И уже нужно снова платить зарплату/аренду/доставку.
А параллельно еще идут сделки.
И деньги начинают перемешиваться между собой. И уже становится не понятно, где и чьи деньги, какой клиент приносит прибыль, а какой увеличивает оборот, но приносит убытки.
Исходная ситуация
Так и случилось в компании, в которую я пришла. На начало нашего сотрудничества в компании:
- оборот составлял 25 млн.,
- на обслуживании было 12 объектов,
- учет велся вручную в разрозненных таблицах.
В результате в компании росли проблемы:
- Не понятно, какой объект приносит прибыль, а какой нет,
- Не понятно, корректен ли учет заработной платы по объектам,
- Отсутствие единого источника данных для принятия решения.
Главной задачей автоматизации было получить полную и ясную картину по финансам — в разрезе по каждому объекту, и по компании в целом.
Решение: автоматизация
Так как готовые решения автоматизации не подходили из-за высокой стоимости и нестандартной логии выплат, учет начали вести в Гугл-таблицах с формулами и передачами данных между формами.
В управленческой отчетности было важно видеть, какой клиент по какому объекту сколько приносит прибыли. Маржинальная прибыль по объекту — один из важных показателей для аутстаффинговой компании.
Порядок автоматизации определили следующий:
- Отчет о движении денежных средств;
- Расчетные ведомости;
- Отчет о маржинальной прибыли;
- Отчет о прибыли и убытках.
Разработка отчета о движении денежных средств. Следующим шагом стала разработка форм расчета заработной платы сотрудникам, работающим на объектах клиентов, и свод данных из этих форм в единый отчет. Это позволило увидеть, сколько реально работает сотрудников на каждом объекте, сколько каждый сотрудник зарабатывает и сколько по объекту составляет зарплата и налоги с нее.
Стандартная форма расчета не подходила, т.к. выплата заработной платы на каждом объекте была уникальна. Начисления зависели от вида деятельности клиента и порядка выплат. Где-то начисления шли за часы работы, где-то за выполненные объемы работ. Выплаты шли 2 или 4 раза в месяц.
Единая форма сбора данных закрыла большую проблему консолидации по всем объектам как начислений так и выплат. Мы получили полную картину по фонду оплаты труда каждого объекта.

Отчет по маржинальной прибыли. Этот отчет показал такой важный показатель как «Маржинальная прибыль». Сюда по-объектно попадают данные по выручке, себестоимости и по остальным переменным расходам. Из этого отчета стало понятно, какой объект реально приносит прибыль, а какой только создает обороты.
К себестоимости отнесли заработную плату сотрудников по объекту.
К прочим переменным расходам:
- аренду жилья,
- транспортные расходы по доставке сотрудников на объект и обратно,
- спецодежда,
- питание,
- переменная часть оплаты труда бригадиров и менеджеров объекта.

Именно на этапе внедрения этого отчета выяснилось, что работа с 2 объектами была убыточна, а по 3-ем очень низкая рентабельность.
Ежемесячный анализ отчета по маржинальной прибыли показал, что короткие заказы (1–2 месяца) зачастую нерентабельны, если только ставка по ним не выше средней хотя бы на 30–40%.
Причина — дорогой цикл запуска: требуются значительные затраты на привлечение, оформление и обучение персонала. Подключаются офисные сотрудники, менеджеры, логисты. Нужно оперативно закупить спецодежду, жилье, обеспечить доставку.
Если проект заканчивается через месяц или два, а ставка стандартная — бизнес уходит в минус. Для того, чтобы выйти в точку безубыточности, проект должен проработать минимум 3 месяца при среднерыночной цене. Все, что меньше — либо должно быть очень высокомаржинальным, либо откровенно невыгодно.
Проблема в том, что многие компании в этом сегменте не считают этот эффект. Они ориентируются на микроэкономику: сколько можно заработать на одном рабочем, не учитывая затраты на запуск, управление и риски. В результате такие проекты «по ощущениям прибыльные», а по факту — оставляют после себя кассовые разрывы и недофинансированный следующий старт.
Мы начали считать макроэкономику каждого проекта: от стоимости привлечения клиента до стоимости его завершения. Это стало переломным моментом в стратегии компании. Ежемесячный анализ этого отчета позволил принять решения о смене работы отдела продаж, смещении фокуса на долгосрочные проекты, не подверженные большим колебаниям сезонности. Благодаря этому решению компания стала быстро набирать обороты и за 2 года выросла в 3,5 раза.
Отчет о прибылях и убытках
После детальной проработки отчета о маржинальной прибыли началось внедрение отчета , который позволил увидеть ежемесячную чистую прибыль компании. Это отчет о прибылях и убытках (ОФР, P&L).

Внедрение этого отчета заняло меньше времени. И помогло увидеть эффект от смены стратегии компании на уровне чистой прибыли. Сезонность еще наблюдается, но уже в гораздо меньшей волатильности.
Собственники компании стали видеть бизнес уже не через оборот, а через прибыльность. Началась работа по оптимизации постоянных затрат, пересмотрены принципы запуска новых объектов.
Выводы
Аутстаффинг остается перспективным бизнесом, но его успешное развитие требует четкого управления финансами, автоматизации процессов и стратегического планирования. Здесь нельзя полагаться только на бухгалтерские данные. Компании, которые научатся эффективно управлять деньгами, маржинальностью и рентабельностью бизнеса, смогут не только вырасти в 2-3 раза, но и стать устойчивыми игроками на рынке.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети