Как цифровая трансформация меняет корпоративное образование
Сегодня технологии проникают во все сферы жизни, начиная от бытовых приложений и заканчивая сложнейшими системами управления предприятиями

Кандидат экономических наук. Ректор Академии АйТи. Является членом Российской Ассоциации бизнес-образования (РАБО) и Ассоциации Менеджеров России (АМР)
За три десятилетия своей деятельности в сфере корпоративного ИТ-обучения я наблюдал впечатляющую эволюцию подходов к профессиональному развитию персонала. От первых авторизованных курсов и бумажных пособий мы пришли к использованию передовых технологий, цифровых платформ, симуляторов и нейросетей.
Сегодня технологии проникают во все сферы жизни, начиная от бытовых приложений и заканчивая сложнейшими системами управления предприятиями. Одним из ключевых фокусов становится довериецентричность — создание доверительной среды, как внутри отдельно взятой организации, так и за ее пределами, во взаимоотношениях с партнерами и клиентами. Это современные вызовы цифровой трансформацией, и их влияние на корпоративное обучение трудно не учитывать.
Подход, при котором специалист разово проходит подготовку и далее работает исключительно на полученных знаниях, больше не применим. Постоянное обновление компетенций стало обязательным условием успешных проектов цифровой трансформации. Современный спрос на учебные программы ориентирован на освоение инструментов анализа больших данных, нейронных сетей и машинного обучения. Эксперты отмечают растущую потребность компаний в кадрах, обладающих знаниями в области разработки искусственного интеллекта, защиты данных и облачных вычислений.
Но важнее всего другое: процессы обновления квалификаций ускоряются. Еще недавно повышение уровня мастерства происходило медленно и постепенно, а теперь каждому сотруднику важно быть готовым освоить новый инструмент практически мгновенно. Следовательно, современный корпоративный университет обязан обеспечивать гибкость и постоянное профессиональное развитие работников.
Цифровизация корпоративного обучения: вызовы и возможности
Классическая доставка знаний уступает место искусственному интеллекту, интерактивным платформам, онлайн-курсам и виртуальным симуляциям. Эти инструменты позволяют персонализировать учебный процесс, делая его доступным в любое время и в любом месте. Но внедрение новых технологий требует изменения самой структуры корпоративного университета.
Без правильного цифрового ядра корпоративный университет будет стагнировать. Платформа должна быть не просто хранилищем контента, а живой экосистемой, которая персонализирует обучение, оценивает результаты, формирует индивидуальные траектории развития. Контент должен быть гибкий, быстро обновляемый и актуальный.
Digital skills и вызовы ИИ
Раньше считалось, что владение цифровыми навыками актуально лишь для ИТ-профессионалов, а остальным сотрудникам достаточно навыков цифровой грамотности и владения офисными программами. Сегодня digital skills — это базовый навык для любого офисного сотрудника, и он тоже эволюционирует. В условиях постоянной технологической эволюции персоналу нужно уметь быстро осваивать новые инструменты и подходы, и здесь работа с нейросетями выходит на передний план. Современные специалисты должны не только понимать принципы работы ИИ-систем, но и уметь эффективно с ними взаимодействовать, становится полноценными промт-инженерами, с пониманием этических аспектов использования ИИ-технологий.
Учиться приходится постоянно — иначе просто не угнаться за изменениями. Поэтому портфель образовательных программ корпоративного университета, кроме обязательного индустриального обучения, должен включать углубленный пакет digital skills: этичный промт-инжиниринг, обучение платформам и сервисам для взаимодействия с различными моделями ИИ, управлению и операционной эффективности с использованием ИИ, созданию ИИ-агентов и других программ. Здесь стоит подсветить и растущую востребованность в смешанных программах, где обязательно включаются гибкие навыки. К примеру, бок о бок с промт-инжинирингом должны идти программы по развитию критического мышления. Для обеспечения актуальности и экспертности подобных программ нужны образовательные партнеры, способные быстро и гибко реализовывать самые современные темы для обучения.
Развитие образовательных форматов
Следует подчеркнуть, в образовательной среде действительно непросто отказаться от проверенных годами подходов — ведь сама природа обучения довольно консервативна и склонна придерживаться устоявшихся норм и стандартов. Преподаватели привыкли следовать классическим схемам, взрослым слушателям вообще тяжело учиться в силу занятости, специфики деятельности и личных ожиданий, а менеджеры видят успех обучения в измеримых показателях прохождения курсов.
Поэтому новые форматы обучения зачастую воспринимаются настороженно, вызывая сопротивление. Все новое кажется непривычным и вызывает сомнения в качестве результата. Вот почему компаниям приходится прилагать немало усилий, чтобы объяснить ценность и пользу новых подходов, убедить команду принять изменения и адаптироваться к новым инструментам и принципам обучения.
Особенно ярко это проявляется в корпоративных университетах, где важны не только конечный результат обучения, но и психологический комфорт сотрудников, привыкших к традиционным методикам. Новая культура восприятия обучения, постепенное внедрение прогрессивных инструментов и внимательное отношение к обратной связи сотрудников играют ключевую роль в преодолении сопротивления изменениям и обеспечении успеха преобразований.
Одной из новых моделей корпоративного обучения стала подписка по типу «абонемента». Суть заключается в следующем: организация приобретает единый пакет услуг, который дает сотрудникам доступ к разнообразным образовательным программам. Формат похож на посещение фитнес клуба по графику — сотрудники могут заранее планировать занятия, выбирая удобные дни и часы, словно ходят на тренировки.
Такой подход решает сразу две проблемы: избавляет компанию от постоянных закупок краткосрочных курсов и обеспечивает равномерное распределение нагрузки на сотрудников. Работники чувствуют себя свободнее в выборе тем и сроков обучения, поскольку могут самостоятельно выстраивать график посещения курсов в рамках общего плана. Более того, компания экономит средства и ресурсы, централизуя закупку программ у одного поставщика, снижая административные издержки и повышая общую удовлетворенность сотрудников уровнем собственного развития.
Исследования показывают, что наличие четкого графика занятий, с участием живых преподавателей-экспертов, укрепляет дисциплину и мотивацию сотрудников. Люди начинают воспринимать собственное обучение как обязательную часть профессиональной деятельности, которую необходимо соблюдать, точно так же, как расписание посещений спортзала или регулярных встреч. Такая систематичность положительно сказывается на уровне знаний и общей компетентности коллектива, укрепляя общий профессиональный профиль компании.
Другое востребованное направление — стажерские программы на стыке ИТ-рекрутмента и обучения. Они основаны на комплексном подходе к подготовке полноценных ИТ-команд под запросы бизнеса. Программы включают отбор, обучение, стажировку и оценку потенциальных кандидатов для последующего найма в штат. Подобные проекты уже успешно реализуются в финансовой отрасли, ритейле и других.
Внимания заслуживают довольно новые подходы к подготовке специалистов по информационной безопасности. Современные программы строятся на практико-ориентированной основе с моделированием киберугроз в условиях киберполигонов. Будущие специалисты проходят тренинги по реагированию на киберинциденты под руководством экспертов-практиков, которые регулярно сталкиваются с реальными угрозами, либо в виде командных игр-учений. Такой подход позволяет готовить кадры, способные эффективно противостоять современным вызовам кибербезопасности.
Довериецентричность как стратегический приоритет
Компании сталкиваются с двумя ключевыми проблемами в системах корпоративного обучения. Во-первых, это разработка гибких учебных программ, соответствующих динамично меняющимся технологиям и потребностям бизнеса. Во-вторых, обеспечение комфортного перехода сотрудников от традиционного формата обучения к новому, основанному на цифровых технологиях.
Именно так и возникают уникальные решения, позволяющие организовать эффективное и продуктивное обучение. Среди них особое внимание заслуживает концепция довериецентричности. Она предполагает создание атмосферы наставничества и менторинга, взаимного уважения и поддержки среди коллег, а также привлечение внешнего менторинга и экспертизы от образовательных партнеров, что способствует лучшему усвоению материала и повышению эффективности работы в команде.
Эффективнее всего человек учится, решая практические задачи. Кроме того, важна интеграция элементов игрового подхода в образовательный процесс («геймификация»). Например, киберучения способны сделать обучение практико-ориентированным, стимулируя вовлечение сотрудников в коллективную работу, позволяя погружаться в реальные кейсы и отрабатывать возможные сценарии киберинцидентов.
Цифровые образовательные платформы открывают новые возможности для масштабирования культуры доверия. Они позволяют создавать интерактивные среды, где сотрудники формируют новые модели поведения через совместную деятельность. Так корпоративное образование становится инструментом не только передачи знаний, но и создания культуры доверия и взаимопомощи.
Цифровое ядро корпоративных университетов
Важнейшая роль принадлежит созданию целостной образовательной инфраструктуры, поддерживающей разные способы доставки знаний. Чтобы соответствовать требованиям времени, корпоративные университеты должны обладать современным цифровым ядром (digital core), включающим правильные платформы и инструменты. Это ядро должно быть способно адаптироваться к изменяющимся условиям, обеспечивая персонализацию обучения, доступность контента и оперативную обратную связь.
Важно понимать, что корпоративный университет — это не просто набор курсов, а целая экосистема развития. Цифровое ядро становится связующим звеном, которое объединяет людей, знания и технологии в единое образовательное пространство. Подобрать элементы и нужные инструменты цифрового ядра, связать их в единое звено, в том числе и с инструментами HR, поможет также опыт образовательных партнеров-интеграторов, которые специализируются на трансформации HR-функций и решениях на стыке EdTech и HRM-систем.
Правильно выбранная платформа и инструменты позволяют объединять различные форматы обучения — от классических лекций до виртуальных симуляторов и геймификации, модели «70/20/10», программ наставничества и менторинга. Это делает процесс обучения эффективным, способствуя вовлечению сотрудников и достижению высоких результатов. При этом если сохраняется важная составляющая — живая экспертиза от практиков в процессах обучения, то это будет несомненным конкурентным преимуществом.
Перспективы и вызовы
Современный рынок ИТ-образования напоминает скоростную магистраль, где нельзя останавливаться ни на минуту. В этих условиях корпоративным университетам необходимо непрерывно обновлять программы и методологии обучения, чтобы обеспечить актуальность получаемых знаний и навыков. Важно поддерживать баланс между скоростью и качеством.
Интеграция стратегии довериецентричности, акцент на digital skills и создание современного цифрового ядра корпоративных университетов — ключевые направления, которые позволят корпоративному университету успешно нести свою миссию и оставаться необходимым. Успех в этой сфере требует образовательного партнерства с ведущими игроками рынка профессионального обучения, постоянной адаптации, инновационного мышления и готовности к преобразованиям — именно эти качества определяют лидеров образовательного рынка.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты