Что делать, если IT-продукт не продает
Иногда IT-продукт не работает, как ожидалось. Нет продаж. Мало регистраций. Нет денежного выхлопа. Конкуренты дышат в затылок. Разбираемся, что делать

Эксперт в области IT-консалтинга и менеджмента. 15+ лет в IT. Член жюри диджитал-конкурсов «Золотое приложение» и «Рейтинг Рунета».
Понять, почему с любовью выпестованное приложение, в которое вложили кучу денег и усилий, не дает эффекта, бывает непросто. Побеседовали с Владом Кармаковым, основателем компании по продуктовой разработке Siberian.pro, и выяснили, что такое IT-аудит, для чего он нужен, и как понять, что ваше приложение остро в нем нуждается уже сегодня.
Что такое аудит IT-продукта?
Аудит IT-продукта — это всесторонняя оценка продукта — мобильного или веб-приложения по нескольким ключевым направлениям: используемые технологии, инфраструктура, организация процессов, продуктовый аудит, UX/UI и некоторые другие.
Аудит во многом аналогичен медицинской диагностике: с его помощью мы можем понять, что не так с продуктом, чтобы затем принять меры и «вылечить» его.
Комплексная оценка приложения или IT-продукта помогает понять, почему продукт не решает проблему конечного потребителя, в чем конкретно заключается сложность, и что конкретно нужно сделать, чтобы все заработало как надо.
Важное преимущество IT-аудита — экономия средств. Вместо разработки нового продукта, можно прицельно модифицировать имеющийся за счет устранения выявленной проблемы.
А каким продуктам нужен аудит?
Если продукт не дает того эффекта, который планировался при его разработке, то с продуктом, вероятно, что-то не так. Что именно и где именно не так — поможет понять аудит. Иногда бизнес и сам не может сформулировать, в чем проблема. Просто есть какое-то ощущение недостаточной эффективности продукта или отставания его от конкурентов. Но формализовать это ощущение не получается. В этом случае аудит тоже крайне рекомендован.
В чем именно заключается аудит IT-продукта?
Это зависит от вида аудита. Я бы выделил несколько основных направлений:
UX/UI-аудит нужен, когда есть признаки, что имеющееся решение неудобно использовать. Конечная цель — добиться цельного (consistent) пользовательского опыта, позволяющего решать задачи пользователя с минимальным количеством действий.
Фрагмент UX/UI-аудита интерфейса веб-приложения в Figma - Технический аудит выполняется, когда продукт не работает, как должен, по чисто техническим причинам — плохой код, негибкая инфраструктура, плохая организация данных, неэффективные алгоритмы и т.д. Конкретные причины как раз и должен выявить анализ.
- Аудит процессов разработки. Здесь задача — проанализировать весь ход разработки от и до, т.е. от постановки задачи и выработки требований к продукту, аналитики и продуктового дизайна, до программирования и менеджмента процесса разработки в компании. Максимально упростить эти процессы, убрать все лишние звенья и циклы — все то, что пожирает ресурсы компании и не дает результата.
- Продуктовый аудит. В чем цель продукта? Как мы понимаем, что эта цель достигнута, по каким метрикам? Действительно ли продукт работает так, как заказчик думает, и решает проблемы его клиентов или это только кажется? Может быть, боль потребителя и вовсе в чем-то другом? Ответы поможет получить продуктовый аудит.
- Бизнес-аудит — это когда мы выходим за рамки конкретного продукта и рассматриваем позиционирование на рынке и метрики бизнеса в целом.
И какой из этих аудитов выбрать? Я же не знаю, почему именно мой IT-продукт не работает как надо
Все верно. Смотрите. Потребитель имеет какую-то боль/проблему. Как следствие, у него возникает потребность в устранении этой боли или проблемы и он начинает искать решение. Это классическая цепочка «Боль > Потребность > Решение».
Так вот, разные виды аудита призваны оценить, в каком месте применительно к продукту эта цепочка рвется. Иногда решение, которое продукт предлагает клиенту, ничего не решает или решает не так, как ему нужно. Иногда проблема глубже, и решение нацелено не на реальную потребность потребителя, а на какую-то другую, которую, как нам кажется, он хочет удовлетворить. В ряде случаев приходится копать еще глубже и разбираться, а существует ли вообще та боль, которую продукт был призван облегчить?
Поэтому любой аудит это:
1. Анализ целевой аудитории, ее болей и потребностей.
2. Анализ целей, задач и УТП продукта по отношению к ЦА.
3. «Распаковка» продукта — что, как и почему в нем реализовано. Как именно продукт решит проблему ЦА.
4. User flow и Customer Journey Maps.
5. Карта ключевых метрик, с помощью которых мы можем понять, что продукт достигает заявленных целей и решает проблемы потребителя.
У нас в Siberian.pro работы по аудиту начинаются с интервьюирования заказчика, составления опросных листов и анализа его целевой аудитории. А дальше уже смотрим — какой именно тип аудита наиболее вероятно поможет в конкретной ситуации.
А разве нельзя все это проделать самостоятельно, внутри компании?
Можно. Однако специализированный провайдер услуги аудита быстрее и точнее сможет определить источник проблемы. Судите сами:
- Опыт и насмотренность. Внешний аналитик заранее знает типовые проблемные места, может быстро их локализовать и предложить несколько уже опробованных решений.
- Готовые методики исследования рынка и необходимый инструментарий.
- Для внешнего подрядчика услуга аудита является профильной, а для сотрудников компании — нет.
Аудит IT-продукта — это доступный способ «диагностировать» приложение, которое по непонятной причине не приносит бизнесу продаж. И довольно часто причина оказывается совсем не там, где думает владелец бизнеса.
Источники изображений:
Siberian.pro
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети